Отрезать по самое КФХ

Минсельхоз предложил ограничить фермеров в земельных угодьях

Неоднозначный законопроект разработало Министерство сельского хозяйства России. Чиновники предлагают ограничить КФХ в размере сельхозугодий, установив в каждом регионе свой максимальный предел. Фермерам с «лишними» площадями предлагают либо отказаться от сельхозземель, либо изменить организационно-правовую форму хозяйства.

Полное название документа – федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Законопроект состоит из пяти статей, две из которых (статьи 3 и 4) посвящены тому, как не дать фермерам обрабатывать слишком много земли.

До сих пор площадь земельных «владений» КФХ не была ограничена. Фермер мог покупать или брать в аренду у граждан любое количество сельскохозяйственной земли. С этой практикой решено покончить.

Новый ФЗ предполагает, что каждый субъект РФ установит для своей территории максимальный размер сельхозугодий, которыми КФХ может пользоваться на праве собственности и (или) каком-либо другом праве (например, арендовать). То есть в каждом регионе будет принята своя «земельная норма» для КФХ.

Тем, кто выйдет за рамки этой нормы, придётся несладко. Правительство предлагает фермерам альтернативу – либо менять организационно-правовую форму хозяйства (перерегистрироваться в ООО или ЗАО, например), либо избавляться от «лишних» участков: например, продав сверхнормативную землю или отказавшись от аренды некоторых участков. На это главе КФХ даётся 12 месяцев.

Если в течение года «лишние» угодья не будут проданы, Росреестр заявит о нарушении закона в орган государственной власти субъекта РФ. Власти региона подадут на фермера иск в суд, требуя продать участки на торгах (конкурсах, аукционах).

Если во время торгов на землю не найдётся желающих, участки обязан приобрести по рыночной стоимости сам субъект РФ или муниципальное образование.

Все перечисленные новшества будут прописаны в ФЗ «О крестьянско-фермерском хозяйстве». Соответствующие изменения внесут и в закон «О государственной регистрации недвижимости»: Росреестр обяжут приостанавливать регистрацию прав на участок, если такая регистрация приведёт к превышению нормы сельхоз­угодий для КФХ.

Согласно пояснительной записке к ФЗ, нормативный акт должен вступить в силу в сентябре-октябре 2017 года.

С какой целью был разработан данный законопроект? К сожалению, в пояснительной записке ничего не говорится о том, ради чего следует сдерживать земельные амбиции фермеров. Вместо того чтобы объяснить «неоспоримую пользу» нововведений, чиновники ограничились замысловатой фразой о том, что в действующем законодательстве нет понятия земельной нормы для КФХ и что превышение такой нормы «влечёт необходимость создания хозяйственного товарищества или общества для возможности дальнейшего осуществления деятельности, связанной с ведением сельского хозяйства».

Источник в Минсельхозе РФ пояснил «Крестьянину», что цель законопроекта – не дать КФХ, чьи размеры схожи с размерами агрохолдингов, пользоваться господдержкой наравне с небольшими хозяйствами. Но это – частное мнение. Официальный ответ ждём от Минсельхоза России на следующей неделе.

Пока «Крестьянин» пытался определить задачу законопроекта, выяснилась одна пикантная деталь.

Разработчики документа ссылаются на поручение президента России № Пр-1971 (от 14 октября 2016 года). Мы нашли этот документ.

Как оказалось, Владимир Владимирович Путин отнюдь не требовал, чтобы Минсельхоз придумал какой-нибудь способ не дать КФХ обрабатывать больше земли, чем им положено.

Более того, даже слова такого – «фермеры» – в документе не звучало. Дословно поручение президента выглядит так:

«В целях обеспечения равного доступа к получению мер государственной поддержки и земельным ресурсам предусмотрите меры по антимонопольному регулированию вопросов использования земель сельскохозяйственного назначения в субъектах РФ с высоким спросом на земельный фонд».

Почему «антимонополия на землю» коснулась только КФХ, остаётся только догадываться.

Александра КОРЕНЕВА

Комментарии экспертов

Цель законопроекта не понятна

Ольга Башмачникова, вице-президент АККОР России:
 

– К этому законопроекту мы относимся категорически отрицательно. Для нас показательна проблема, которая недавно возникла в Ставропольском крае, когда регио­­нальное правительство пыталось установить минимальный размер земельного участка – 2 500 га. 

Этот вопрос поднимался на съезде фермеров, АККОР обращалась в прокуратуру. Только наши активные действия привели к тому, что норму не приняли.

Этот пример дал понять, что в субъектах России совершенно разное отношение к КФХ и по-разному в регионы приходит крупный бизнес. Если отдать установление максимального размера земли для КФХ на откуп региональной власти, могут быть серьёзные перекосы.

Цель законопроекта мне не понятна. Почему КФХ должны в течение полугода избавляться от излишков, тогда как холдинги постоянно увеличивают свои владения и для них нет никаких ограничений? Выходит, холдинги скупают по полрегиона, а КФХ – ограничиваются?

Я понимаю, правительство хочет, чтобы крестьянско-фермерское хозяйство было понятным субъектом предпринимательства. Действительно, в России есть очень крупные землепользователи, работающие в форме КФХ. Возможно, хозяйства, которые имеют по 40 тысяч гектаров, не могут считаться «семейным бизнесом». Но, во-первых, это единичные случаи, а во-вторых, юридическое понятие «КФХ» можно уточнить на федеральном уровне.

В сельском хозяйстве России есть гораздо более серьёзные проблемы: экспансия агрохолдингов, отъём земли у собственников, миграция сельских жителей в города. Ограничение площади земель КФХ – явно не та глобальная проблема, которую следует решать в первую очередь.

Лишать фермера земли – это абсурд

Александр Родин, член Совета и член Президиума АККОР России:

– Лишать фермера земли из-за организационно-правовой формы КФХ – это абсурд. Мне не понятно, какими мотивами руководствовался Минсельхоз, когда разрабатывал эти нормы.

Я считаю, что ограничение по максимальной площади земли должно быть, но, конечно, не в таком ключе и не только для крестьянско-фермерских хозяйств, а прежде всего – для агрохолдингов.

Зачем нужны ограничения? Чтобы в сельских поселениях не возникала монополия на землю. В развитых странах такие «пределы» уже введены, в Европе, например, средний размер КФХ не может превышать 300 гектаров. Это сделано для того, чтобы в границах муниципального образования не уменьшалось количество фермеров, чтобы развивалась конкуренция между ними. Но, надо заметить, в странах, где существует максимальный предел для КФХ, юридическим лицам иметь в собственности сельхозугодья вовсе запрещено.

Максимальный и минимальный размер сельхозугодий, которые могут находиться в руках одного КФХ или предприятия, не должны зависеть от юридической формы хозяйства или площади муниципального района. «Пределы» должны быть обусловлены только одним показателем – площадью сельхозугодий в сельском поселении. Только так возможно не допустить монополии на землю, обеспечить занятость людей и остановить опустение сёл.

Я сомневаюсь, что законопроект примут в том виде, в котором его подготовил Минсельхоз. Против этой нормы будет много выступлений, вряд ли ему дадут ход в преддверии выборов.

Это раскулачивание фермеров 

Виктор Сергеев, глава АККОР Краснодарского края:

– Однозначно это можно назвать раскулачиванием фермеров. На протяжении 30 лет фермерство развивается, люди в сельском хозяйстве работают разные. Кто-то ведёт бизнес на 30 гектарах, другой может обрабатывать и тысячу, и четыре тысячи гектаров. Зачем же дробить хозяйства или заставлять их принимать иную организационно-правовую форму? 

Если сейчас каждый регион начнёт урезать сельхозугодья для фермеров, начнётся новый земельный передел. Зачем это нужно? Вряд ли в результате таких ограничений в сёлах появятся новые КФХ! Зато у крупных предприятий появится шанс ещё больше увеличить свои владения.

Я этот проект не одобряю и от лица кубанской ассоциации буду обращаться в федеральную АККОР с просьбой не допустить принятия этого закона.

Два года назад вышла в свет книга почётного президента АККОР доктора экономических наук Владимира Башмачникова. У неё было меткое название – «Подрезанные крылья российского фермерства». Вот и сейчас нас, фермеров, хотят подстричь, подрезать. Если закон действительно примут, это будет материал для следующего тома книги.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин