К донским Бемби не подъедешь и пешком не подойдёшь

Как сотрудники заказника разводят оленей и выпускают их на волю

Места для пребывания животных государственного природного заказника областного значения «Горненский» увеличатся в площади. Почему? Дело в том, что в этом году поголовье европейских оленей и ланей заметно возросло – приплод уже составил двадцать оленят. В заказнике ждут ещё пополнения и уверяют: олени на донской земле чувствуют себя полноправными владельцами леса.

– Первое, что нужно знать об оленях – их нельзя держать, как одомашненных крупнорогатых животных, – сообщает Виталий Плюхин, заместитель директора Горненского заказника в Красносулинском районе. – Как ни старайся, в стойлах олень жить не станет – слишком гордое свободолюбивое животное. Воля для оленя – как воздух для сокола. Приручать его нельзя. Приезжали к нам специалисты, рассказывали про один случай. Пожалел человек осиротевшего оленёнка, приютил. Питомец вырос ручным, ласковым. А стал половозрелым самцом, начался гон, и что-то у него в голове переклинило. Олень забил своего хозяина насмерть. Так что лепить из дикого лесного животного домашнюю зверюшку – дело смертельно опасное.

– В Сумароковском заказнике Костромской области выращивают лосей, – рассказывает он. – Что, вообще-то, совсем другое дело: лоси в быту похожи на коров, их можно гладить, кормить с рук, расчёсывать шерсть. А к оленю на машине не подъедешь и пешком не подойдёшь!

Кормить оленей ездят на «уазике», потому что территория заказника лесистая, холмистая и поездки по ней чем-то напоминают американские горки. Чтобы добраться до оленьей «столовой», приходится переправляться через небольшие ручьи и преодолевать извилистые дороги с обрывистыми ямами. 

Кормушкой служит распиленное дерево, в него и помещают еду. Всё это время олени, столпившись в отдалении, с осторожностью наблюдают за людьми. Вместе со взрослыми оленями и ланями прибежали маленькие оленята. И только когда «официанты» уезжают, животные начинают трапезу.

Сфотографировать оленя вблизи – задача не из лёгких. Для этого пришлось прятаться в высокой траве и за деревьями. Но даже так животных не проведёшь: олени бдительно вскидывали голову, услышав щелчок фоторужья, и отходили на безопасное расстоя­ние, уводя с собой два десятка оленят.

Точно, впрочем, сосчитать малышей в стаде очень трудно, ведь перед тем, как родить оленёнка, самка уединяется в укромном месте. Только через полтора месяца мать приводит окрепшего оленёнка в стадо. За это время она учит его тому, как выживать в естественной среде.

Для оленей очень важны выработанные привычки. Как-то рабочие огородили оленью тропу сеткой. Животные проломились сквозь неё, образовав большую дыру. 

– Случаются и казусы: выпускаем животных на волю, а утром они просятся обратно, ломятся в двери. Привыкли жить в вольере, а отучиться тяжело. Решили, например, сделать маточный вольер. Оградили матерей с маленькими оленятами от остального стада сеткой-рабицей. Затем ребёнок вырос, и его выпустили на волю, а оленуху оставили – поголовье наращивать. Спустя какое-то время видим: оленуха идёт с одной стороны сетки, а оленёнок – с другой. Получается близко-близко друг к другу, а между ними рабица. Жаль их разлучать, но куда деваться? С оленухами вообще непросто: переведёшь её в отдельный вольер, а за ней всё стадо тянется.

К концу года в вольерах площадью 41 гектар будет 120 голов животных, что является перенаселением. Из-за этого еды у них будет меньше, чем требуется, а во время гона самцы будут распределять между собой и без того небольшую территорию – а значит, могут навредить маленьким оленятам и другим животным. Чтобы этого избежать, сотрудники заказника огородили более 130 гектаров, где новоприбывшим будет вольготней. 

Самая больная тема для заказника – браконьеры. Не так давно здесь обнаружили капканы, рассчитанные на животное массой с медведя. Их привязывают к деревьям и прикрывают травой. 

– Мы нашли кормовой столик браконьеров, – рассказывает Виктор Пантелейчук, сотрудник заказника. – И на тропе, где обычно ходят животные, была оборудована вышка браконьеров. Они часто наведываются в лес. Чаще всего это так называемая «золотая молодёжь», у которой есть всё: дорогие гаджеты, большие дома, роскошные машины. Одного в жизни не хватает – драйва. А из-за незаконной охоты у них, видимо, адреналин в крови зашкаливает. Мы боремся с ними, как можем. Наша задача – увеличить число оленей в донских лесах.

Ирина БАБИЧЕВА
Красносулинский р-н, 
Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ПриродаЭкологияЖивотноводство
Газета: Газета Крестьянин