Экология по-американски

Азовский завод PepsiCo запустил новую очередь локальных очистных сооружений

Приглашение на это торжественное мероприятие сопровождалось просьбой указать размер одежды и обуви журналиста. Индивидуальные средства защиты экскурсантам сегодня выдают практически на всех перерабатывающих предприятиях и животноводческих комплексах. Обычно это одноразовые халаты, шапочки и бахилы. На этот раз заранее уточнялись размеры. Зачем, понимаешь сразу же, как только попадаешь в административно-бытовой корпус. Здесь всё продумано до мелочей: дизайн помещений, эргономика рабочих мест сотрудников, оснащение вспомогательных комнат.

Хоть и недальней была дорога от Ростова до Азова, а всё равно приятна забота гостеприимных хозяев. Чай-кофе с бутербродами – и за работу. Сначала теоретическое знакомство.

«Зелёный завод»

– История азовского завода, второго по счёту в России, началась в 2008 году с зелёной лужайки, – комментирует видеоряд на экране технический менеджер завода «Фрито Лей Мануфактуринг» Андрей Сарычев. – А в ноябре 2009-го была выпущена первая партия чипсов. В 2010 году завод полностью введён в эксплуа­тацию. Через год мы были признаны «Зелёным заводом» и получили серебряный сертификат LEED, что означает лидирование в энергоэффективности и экологичности объектов недвижимости. А кроме того, азовское производство сертифицировано по международным стандартам системы экологического менеджмента и профессиональной безопасности и охраны здоровья. В 2013-м произошло удвоение производственных мощностей, что увеличило объёмы стоков. Поэтому необходима была реконструкция технологических локальных очистных сооружений, которыми завод был оснащён с момента запуска производства. В 2017 году комплекс дополнен новой очередью водоочистных сооружений.

Далее был краткий, но ёмкий курс по технике безопасности. Нас предупредили, что нужно снять все украшения, часы, не брать с собой телефоны, ручки, если они не металлические.

– Серьги тоже снимать? – уточнила женская половина журналистского пула.

Утвердительный ответ пояснили тем, что ничего не должно, не дай бог, попасть на конвейер. Шутка, что мы распиарим новость, если украшение попадёт в пакет чипсов, не прошла.

Нас просто серьёзно попросили расписаться в журнале о прохождении инструктажа. И вот мы в зале, где рядом с именными табличками кроссовки по размеру, халаты, сигнальные жилеты, шапочки, беруши, каски-бейсболки. Не прошло и пяти минут, как все потеряли свою индивидуальность и стали похожи друг на друга.

А картошечка-то доморощенная

Первый объект всегда рассматриваешь незамыленным глазом с утроенным вниманием. Трейлер с отборной картошкой заходит на подвижную платформу, которая наклоняет его под углом 45 градусов. Клубни сами выпрыгивают из машины на транспортёр. Далее им предстоит «душ», чистка, нарезка на прямые или рифлёные слайсы, мойка, сушка, обжарка в масле при 180 градусах. Потом золотые картофельные монеты попадают в барабаны, где им придают знакомые любителям чипсов вкусы.

В цеху… зимой здесь, наверное, хорошо. Когда на улице под тридцать, климат-контроль явно не справляется. Умные машины грохочут, преображая поэтапно простую картошку и кукурузу в привычные нам чипсы, снеки, сухарики. Дозировочная «карусель» отмеряет в фирменную упаковку строго выверенный вес. Но этого мало, готовый пакет будет перевзвешен, и если вдруг масса на граммульку отклонится от нормы, чипсы будут уничтожены. Впрочем, не совсем. Некондиция тоже идёт в дело – на корм хрюшкам.

В упаковочном цеху дышится легче. Здесь уже и народу побольше – гид говорил, трудится 51 человек в смену. А то казалось какое-то безлюдное производство и не верилось, что штат азовского подразделения насчитывает аж 440 сотрудников.

PepsiCo в цифрах вообще впечатляет. На предприятии за сутки перерабатывается 500 тонн сырого картофеля. Четыре производственные линии позволяют выпускать 398 наименований готового продукта. Три основных бренда: «Лейс», «Читос» и «Хрустим» – представлены сорока вкусами.

Южнороссийский филиал «Фрито Лей Мануфактуринг» гордится, что весь картофель, перерабатываемый на предприятии, практически местный. Двадцать четыре картофелеводческих хозяйства Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой областей, Краснодарского и Ставропольского краёв сотрудничают с переработчиком, причём семь из них – донские сельхозпроизводители.

Реальность превзошла мечты

В 1996 году PepsiCo запустило в России программу «Лидеры агроиндустрии». В состав дилеров попал и кубанский фермер Геннадий Турищев. Его первое картофельное поле занимало всего три гектара. Белорусскую технику брал поначалу в аренду. За три года добился кое-каких успехов, потому и попал в поле зрения «Фрито Лёй Мануфактуринг». Два года присматривались к картофелеводу из Лабинского района. И убедившись окончательно в возможностях фермера, пригласили в компаньоны.

– Сегодня у меня под картофелем находится до 500 га. И думаю расширять производство – взял в аренду землю в соседнем Мостовском районе, – делится планами фермер. – За те пять лет, что я сотрудничаю с PepsiCo, производственная база моя изменилась кардинально. Фирма снабжает семенным материа­лом, предоставляет с беспроцентной рассрочкой технику для посадки, уборки, сортировки. С поддержкой компании построил современное хранилище на 5 тыс. тонн. Холодильное оборудование, очень кстати дорогое, также помогли получить партнёры. Раз пятнадцать за год для нас проводят семинары по разной тематике. Они научили не один десяток фермеров пониманию, как нужно вести своё производство, строить бизнес. Когда я начал сотрудничать с PepsiCo, испытал два противоположных чувства: приятно удивило, как чётко и рационально всё отлажено во взаимоотношениях. И в то же время кольнула обида – ну почему мы так не работаем? Я чётко выполняю все требования договора, а в свою очередь не забочусь о сбыте. Даже цену знаю заранее. Начиная фермерствовать, и не мечтал, что в моей бизнес-практике случится такой прорыв.

Инновации служат экологии

Пообщаться с фермером удалось уже потом, по телефону. А на заводе после экскурсии по цехам отправились на очистные сооружения. Они расположены немного поодаль от производственного комплекса. Нашему взору предстали какие-то башни, резервуары, бассейны с клокочущей водой, взбивающей пену. «Новорождённую» среди этих конструкций сами бы мы не узнали. Но нас здесь поджидает Андрей Сарычев, и мы с интересом пытаем его, так в чём же уникальность новой очереди очистных.

– Проектом предусмотрено инновационное предложение разделить общие стоки с нашего завода на две линии: с зоны мойки картофеля (сток с высоким содержанием взвешенных веществ) и от участка чистки, резки и жарки картофеля (сток с высоким содержанием крахмала и жиров). Они совершенно разные по составу и требуют различной методологии очистки. Производственные стоки очищаются тремя ступенями: механическая, химическая и биологическая. Стоки с зоны мойки картофеля проходят стадию механической очистки и биологической в аэробном реакторе. Затем все эти стоки, общим объёмом до 1,2 тысячи кубометров в сутки, отправляются на городские очистные сооружения, где по мере необходимости они доочищаются.

Раньше времени не хвастаемся

Время близится к торжественной части. На открытие заводчане ждут заместителя губернатора РО Юрия Молодченко, министра сельского хозяйства и продовольствия региона Константина Рачаловского, главу администрации города Азова Владимира Ращупкина. Корпоративное руководство представляет вице-президент по маркетингу PepsiCo России, Украины и СНГ Дин Робсон. Конечно, звучали соответствую­щие моменту признания. Юрий Молодченко говорил, что «завод компании PepsiCo в Азове – хороший пример того, как бизнес заботится об экологии региона, в котором ведёт свою деятельность, инвестирует значительные средства в охрану окружающей среды». Владимир Ращупкин назвал филиал «Фрито Лей Мануфактуринг» одной из визитных карточек Азова, «локомотивом» экономики, внедряющим передовые технологии, на которые равняются многие городские предприятия.

Директор предприятия Наталия Неустроева отметила знаковость события, ведь очередная линия очистных сооружений запускается в Год экологии в России.

Надо сказать, что иностранная фирма, прочно укоренившаяся на российской земле, заботится не только об охране окружающей среды. Приоритетными для PepsiCo являются проекты, отвечаю­щие принципу «Ответственно к цели». В рамках этого направления ведётся поддержка молодых талантов, пропаганда спорта и здорового образа жизни, участие в благотворительных акциях. Разумеется, есть у компании и дальнейшие планы по развитию производства. Грех было не спросить, какие именно. Однако Дин Робсон изящно ушёл от конкретики:

– У компании PepsiCo такое правило: мы никогда не говорим о планах, никогда не хвастаемся раньше времени. Мы всегда озвучиваем только те результаты, которых мы уже достигли.

В общем могу сказать, что компания привержена российскому рынку, этому региону. Мы заинтересованы в последующих инвестициях. И будем держать СМИ в курсе того, что делается.

Людмила ВОРОБЬЁВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экология
Газета: Газета Крестьянин