Соевые перспективы
Что сулит аграриям рекордное производство бобов
По прогнозам аналитиков, в текущем году российские аграрии подарят стране ещё один рекорд – по производству сои. Посевные площади под этой культурой оцениваются в 2,6 млн га, что на 400 тысяч больше, чем в прошлом году.
А сбор прогнозируется на уровне 3,6 млн тонн (в 2016 году было 3,1 млн т). Удастся ли производителям заработать на новом достижении?
«Лучшая в мире»
Ситуация на рынке пшеницы поставила новые вопросы перед руководством страны: как защитить рынок от перепроизводства. Нехватка мощностей для хранения, ограниченность каналов сбыта в этом году обрушили цены на зерновые. Аграрии чувствуют себя обманутыми: чиновники буквально рассыпаются перед ними в благодарности за высокие валовые сборы зерна, но закупочные цены едва позволяют сводить концы с концами.
Зарубежные аналитики вновь прочат России мировое первенство по сбору и экспорту зерна. Но это в некоторой степени коварство: в последнее время в мире предложение пшеницы превышает спрос, и потому, например, США сокращают посевные площади под пшеницей и наращивают производство сои. В отличие от пшеницы эта культура обладает большим экспортным потенциалом и более высокой маржой.
По данным министерства сельского хозяйства США, чьи прогнозы считаются самыми точными, производство сои в мире в последние годы растёт. В сезоне 2016-17 гг. (который закончился 1 сентября 2017-го) выращено 351 млн т бобов. Для сравнения, в 2013-14 гг. сборы составляли 282 млн т бобов.
Россия тоже постепенно наращивает производство сои. В 2014-15-м аграрии понемногу подбирались к отметке 3 млн т по валовому сбору. В 2016 году её уверенно перешагнули. Этой осенью также будет собрано более 3 млн тонн.
Хотя наша страна входит в десятку крупнейших производителей сои, она сильно отстаёт от лидеров из топ-3. Достаточно сравнить цифры, чтобы увидеть, насколько этот разрыв велик: США выращивают 90 млн т бобов, Бразилия – 86, Аргентина – 53.
Следует уточнить, что в этих странах выращивается генно-модифицированная продукция. В России же ГМО в растениеводстве пока запрещены, и в этом руководство страны видит особое преимущество. «Российская соя – лучшая соя в мире, – заявлял в 2014 году президент России. – Она натуральная. Такой больше в мире не осталось». В 2014 году была принята отраслевая программа «Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2015-2020 годы», в которой запланирован рост объёмов производства сои как стратегической культуры.
Несмотря на такое высокое внимание, собственной сои в России по-прежнему не хватает.
Кому она нужна
Потребности животноводства в стране оцениваются в 5 млн тонн соевых продуктов, – таковы данные департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ. При уровне производства 3,1 млн тонн 43% объёма, потребляемого животноводством, приходится импортировать.
В России есть три основных района выращивания сои. Лидером является Дальний Восток (1,313 млн т в 2016 году). Почти догнал его Центральный федеральный округ (1,263 млн т).
По прогнозу Российского соевого союза, в ближайшие 3-5 лет именно ЦФО станет лидером по производству сои.
ЮФО и СКФО на этом фоне выглядят значительно скромнее: на их долю, по данным Росстата, приходится 15% валового сбора. В чём причина недостаточного внимания?
– Соя – влаголюбивое растение. А в последние 40 лет заметна тенденция глобального потепления на планете, участились экстремально высокие летние засухи и суховеи. На юге России это особенно заметно, – отвечает Александр Большаков, директор ВНИИ сорго и сои «Славянское поле», к. с.-х. н., селекционер, член Соевого союза РФ. – За последние 30 лет в каждой пятилетке обязательно отмечаются 2-3-летние засухи, т. е. чуть ли не каждый второй год. Кстати, по причине участившегося количества летних засух многие хозяйства включают в севооборот сорго как самую засухо- и жаростойкую культуру, а зерно сорго по биохимическому составу соответствует зерну кукурузы.
По словам учёного, даже орошение не позволяет полностью нивелировать последствия засухи при выращивании сои. Важный показатель качества урожая сои – содержание в ней белка.
– На накопление количества и качества белка в сое влияет транспирация (процесс движения воды через растение и её испарение через листья, стебли и цветы), – говорит селекционер. – На уровень транспирации сильно влияет состояние атмосферы вокруг листа: влажность, температура, солнечный свет, а также влажность и температура почвы.
Поэтому количество белка в бобах сои всегда будет больше в тех зонах, где присутствует так называемый парниковый эффект. В РФ такой зоной, например, является Амурская область.
Именно в Амурской области 6 сентября Владимир Путин торжественно открыл маслоэкстракционный завод по глубокой переработке сои.
«Завод позволит снизить зависимость пищевой отрасли страны от импортных поставок изолята, пищевых волокон, соевых олигосахаридов и других продуктов переработки сои», – сообщила пресс-служба. Комплекс рассчитан на переработку 240 тысяч тонн сырья в год.
Перерабатывающие предприятия планируется строить и на юге страны. Например, компания «Агрокомбинат “Ростовский”» проектирует завод по глубокой переработке сои в Октябрьском районе Ростовской области. Мощность предприятия – 30 тыс. тонн в год. Завод будет выпускать продукцию для использования в мясоперерабатывающей, кондитерской и молочной промышленности.
Мартышка и соя
Мировые цены на неё столь же нестабильны, как и на пшеницу. Последний пик пришёлся на июнь 2016 года. Цена соевых бобов доходила до 450 долларов за тонну. К лету 2017 года котировки постепенно снижались до уровня 350 долларов. В июле произошёл отскок вверх до 380-390 долларов за тонну. Но в августе вновь наблюдалась отрицательная динамика.
В то же время колебания на мировом рынке мало отражаются на ценах внутри страны. Здесь на показатели рентабельности больше влияют качество урожая и применяемые технологии.
– В целом соя высоко востребована перерабатывающими предприятиями. Таких особенно много в ближайших к нам Белгородской и Воронежской областях, Краснодарском крае, – рассказал Александр Большаков. – Серьёзных проблем со сбытом сои нет и не ожидается.
Учитывая недостаточный уровень самообеспеченности соей, закупочные цены внутри страны достаточно стабильны. Единственная проблема – выращенная в России соя зачастую уступает импортной по количеству белка и масличности. Это делает её малорентабельной для целого ряда технологий переработки (например, производства полножирных кормов, белковых концентратов). Поэтому в европейской части России некоторые предприятия используют импортную сою для производства как масла, так и кормов.
– За годы моей практики возделывания сои я пришёл к выводу, что в условиях юга России невозможно получить бобы сои с содержанием белка более 37-38%, ну, может быть, до 40%, – рассказал Александр Большаков. – Такой «предел» накопления белка в бобах сои связан, на мой взгляд, с биологией культуры в наших природно-климатических и почвенных условиях.
В подтверждение своих слов учёный приводит пример: в 2005-2007 годах в Целинском районе Ростовской области сеяли сорта из Благовещенска, которые там давали до 45-47% белка. В условиях донского региона сорта показали 38% белка.
По данным ВНИИМК, урожайность сои на богаре в условиях Ростовской области в среднем составляет 10 ц/га, на поливе возможна до 40 ц/га. Это не очень высокий показатель в сравнении с теми, что получают аграрии ДФО. В таких условиях селекция новых высокопродуктивных и устойчивых сортов сои приобретает важное значение, и это прописано в отраслевой программе. По словам Александра Большакова, имеющиеся сегодня отечественные сорта не уступают импортным и линейка достаточно разнообразна. Но в связке с развитием селекции должны развиваться информационно-консультационные центры, в которых бы аграриям больше рассказывали о технологиях возделывания. Иначе агроном, купив новый сорт, рискует оказаться в положении мартышки с очками из известной басни Крылова.
Высокие ожидания
Именно сложности технологии возделывания мешают сое стать новой царицей полей. По данным опроса «Крестьянина», трудности агротехники – главная причина отказа сельхозтоваропроизводителей от посева сои.
– Соя требует много внимания в части защиты от сорняков и болезней. Да, она является хорошим предшественником для озимых, но если сравнивать её рентабельность с рентабельностью другого хорошего предшественника для пшеницы – гороха, соя ему пока что уступает, – рассказал агроном одного из предприятий Ростовской области. В хозяйстве выращивали сою пять лет, но в этом году решили от неё отказаться.
Расчётную рентабельность сои на юге России Александр Большаков оценивает в 53%. В 2016 году цена колебалась от 15 до 28 тысяч рублей за одну тонну. В текущем году можно найти объявления о покупке сои за 22 тысячи рублей.
– Моё мнение: можно и нужно выращивать сою и получать достойную прибыль даже без орошения. Для этого надо подобрать для своей местности сорт сои, и очень хорошо именно под этот сорт освоить технологию выращивания, соблюдать все её приемы, – считает Александр Большаков.
Пока размер посевных площадей на юге не меняется в течение вот уже восьми лет: около 200 тысяч га. Это тоже можно назвать благоприятным фактором для тех хозяйств, которые введут сою в оборот. Очевидно, что спрос на эту культуру в ближайшее время будет расти вместе с ростом животноводства и развитием переработки. Таким образом, в отличие от пшеницы, рынку сои перепроизводство не страшно.
Ещё один плюс – сейчас соевые бобы в России перерабатывают в основном на крупных маслоэкстракционных заводах, которые и определяют закупочные цены. Однако на рынке появились компактные экструдеры, которые могут быть установлены в животноводческих хозяйствах для производства кормов. Это даст возможность сельхозпредприятиям наладить собственную переработку и не зависеть от цен монополистов.
Инга СЫСОЕВА