Расплата за «Платов»

Из-за строительства аэропорта фермеры станицы Грушевской не могут попасть на свои поля

Горячая новость: аэропорт «Платов» получил разрешение Росавиации на ввод в эксплуатацию пассажирского терминала. «До запуска рукой подать», – пишут федеральные СМИ. Но мало кто знает, что «самая масштабная стройка последней четверти века в России» фактически перечеркнула жизни нескольких сотен коренных жителей.

«Авторы проекта создают очевидные предпосылки по превращению сельского поселения в территорию колонии-поселения... Всё это ассоциируется с борьбой индейцев, желаю­щих вырваться из резервации, с бледнолицыми», – написали жители станицы Грушевская в письме президенту.

Параллельные миры

Станица Грушевская в Аксайском районе Ростовской области может служить наглядным пособием для изучения самой сложной и удивительной теории в современной физике, известной как «многомировая интерпретация Хью Эверетта». Эта теория предполагает возможность одновременного существования во вселенной множества параллельных миров.

Кажется, что в Грушевской именно так и происходит: пространство здесь как бы расслаивается на несколько параллельных измерений. На самом нижнем его уровне находится станица. Жизнь в ней течёт размеренно и неторопливо. Над ней проходит федеральная трасса М-4 «Дон», по которой днём и ночью снуют легковые автомобили и грузовики. А самолёты с вновь построенного аэропорта «Платов» будут летать ещё выше. 

Фиолетовые кресты на схеме дорожного движения обозначают съезды на трассу, которые будут закрыты

После реконструкциии трассы М-4 все существующие выезды и съезды в станицу закроют, так что жителям Грушевской попасть на трассу будет практически так же невозможно, как запрыгнуть в летящий самолёт – чем не параллельные миры? 

Другой наглядной демонстрацией теории Эверетта является… расщепление пространства: чтобы добраться из одной точки в другую, расстояние между которыми по карте составляет всего 5 км, путнику придётся преодолеть 35 км! Как такое стало возможно?

...Мы сидим в столовой производственной базы ООО «Горизонт». Это местное сельхозпредприятие, которое выращивает пшеницу, подсолнечник, тыкву и разводит овец.

На столе раскинута огромная потёртая карта «Схема транспортного обеспечения ст. Гру-
шевская». Вдоль трассы М-4 на всех пересечениях с другими дорогами, ведущими в населённые пункты Грушевского сельского поселения, стоят фиолетовые кресты.

В ближайшее время трасса станет платной автомагистралью категории IA. По требованиям безопасности её огородят металлическими брусьями. Попасть на неё возможно будет только с обустроенных развязок.

Строительство аэропорта и новой региональной трассы разбило земелный массив не на четыре (как было раньше), а на восемь секторов

Фермеры, в числе которых и депутат сельского поселения Александр Данилов, склонившись над картой, чертят на ней пальцами невидимые тропы. В тусклом свете энергосберегаю­щей лампы, в рабочей одежде они походят на военачальников времён Великой Отечественной войны, обсуждающих наиболее выгодные места передвижения и дислокации войск. На самом деле они показывают мне маршруты механизаторов. Как по карте пальцем ни води, все маршруты упираются в огромное тёмное пятно с надписью «Аэропорт». А новая дорога, которая проложена от хаба к посёлку Щепкино, жирной полосой перечеркнула зелёные массивы полей.

Мышиная нора

Пенсионер Владимир Цветков много лет проработал агрономом в бывшем колхозе имени Ленина. Он вспоминает, как в 80-е годы над Грушевской была построена федеральная трасса. Она разделила станицу и окружающие поля на две части – восточную и западную, затруднила колхозникам доступ к земле. Но в те годы интенсивность движения была небольшой, и механизаторам разрешали переезжать трассу М-4 с примыкающей к станице дороги.

– Потом движение стало плотнее, и мы перегоняли технику в ночное время или в сопровождении ГАИ, а позже выезд на трассу и вовсе был закрыт, – рассказывает Влади-
мир Цветков. – Нас загнали в мышиную нору (так пенсио­нер называет проезд под мостом через реку Тузлов) – единственный доступный на сегодня технологический проезд через трассу М-4. Теоретически, фермеры могли бы проезжать по станице, но дороги в Грушевской для этого не пригодны.

– Главная улица – Советская – из «дороги жизни» превратилась для нас в «дорогу смерти»: она всегда была узкая, ширина проезжей части – 3,6-4 метра, а сейчас из-за строительства завода «Марс» по ней активно ездят грузовики, – рассказывает депутат сельского поселения Александр Апонасенков. – Когда летит гружёный грузовик по узкой дороге со скоростью 60 км/ч, пешеходам и встречному транспорту просто некуда деваться.

Единственный проезд для сельхозтехники под трассой М-4 периодически затапливает

Проезд под мостом, в который направляют сельхозтехнику, действительно напоминает мышиную нору. Высота его явно недостаточна для трактора с прицепными орудиями. Да и ширина тоже. С одной стороны путь ограждён бетонными опорами моста, с другой – обрывистым руслом реки. Говорят, весной река выходит из берегов и затап­ливает проезд. Но и за этот единственный (и, в общем-то, непригодный для эксплуатации) проезд фермерам пришлось воевать.

– В том году приезжаем, а тут дорога перерыта, – вспоминает Владимир Петрович. – Мы – в администрацию. Глава написал в «Автодор». Там ответили, что проезд здесь не предусмотрен и его закрыли, чтобы мы не повредили мост. Но поскольку другого проезда на поля нет, глава настоял, чтобы его всё-таки открыли. Так было несколько раз, что нам дорогу перекапывали. Но мы всё равно ею пользовались.

Только в 2017 году в результате долгой переписки фермер и депутат сельского поселения Александр Данилов получил из правительства Ростовской области письмо за подписью замминистра транспорта А.В. Колбина о том, что под мостом предусмотрена организация проезда для сельхозтехники и прогона скота. А замглавы районной администрации 
С.Я. Ушаков попросил «Автодор» увеличить высоту проезда до 4,5 метра и укрепить берега реки. На что представитель АО «Стройпроект», которому «Автодор» переадресовал воззвание муниципальных властей, ответил, что это преду­смотрено в проекте реконструкции трассы и будет исполнено.

Но фермеры уверены, что даже после расширения проезд не решит их проблему доступа к полям: большая часть пути, которую им приходится преодолевать при переезде на западные от трассы поля, всё равно проходит по затапливаемым участкам. 

– Однажды здесь трактор «Кировец К-700» застрял. Чтобы его вытянуть, пригнали три трактора, прицепили длинные тросы. Грязные были, как черти, пока его вытянули, – вспоминает Владимир Цветков.

В распутицу спасением для фермеров становится производственная база ООО «Горизонт» – здесь оставляют сельхозтехнику четыре фермерских хозяйства. Директор предприятия Валерий Малков мирится с «нашествием»: он понимает, что другого выхода у коллег нет.

– За нами люди – пайщики, это не меньше 500 человек, которым мы платим арендную плату за землю, за нами работники, им надо платить зарплату. Мы не можем останавливать производство, поэтому помогаем друг другу, – говорит Валерий Малков.

Но и база ООО «Горизонт» – всего лишь островок в период распутицы. Добраться с неё на дальние поля – проблема.

Дорога в один конец

Владимир Цветков вспоминает, что земли в округе затап­ливало всегда. Но в советское время в колхозе существовало 2-е отделение. Там стояла техника, которая без труда добиралась на отдалённые участки. После ликвидации колхоза отделение было ликвидировано. 

А новый аэропорт только усугубил проблему. Под южный хаб у пайщиков забрали свыше 3 600 га. Как это происходило, наша газета рассказывала в материале «ЗаХАБать не получится» 29 ноября 2013 года. Земли выкупали по 86 тысяч рублей за гектар. В настоящее время кадастровая стоимость этих участков – более 3,5 млн рублей за гектар.

В результате строительства аэропорта и региональной трассы от «Платова» до посёлка Щепкин часть земли к северу от аэропорта оказалась вовсе отрезанной. Добраться туда в период распутицы практически невозможно, да и расстояния большие – если нужно перегнать технику с восточного от трассы поля на западное (они вот, рядом, рукой подать), приходится десятки километров наматывать. 

Дорога для сельхозтехники проходит так близко к рекам, что берега порой обваливаются

– Бывает, поедет туда механизатор работать, а обратно вернуться уже не может – проезда нет, затопило, – говорит Валерий Малков.

Дорога, по которой приходится ездить фермерам, проходит так близко к берегам рек, что порой берега обваливаются. Часть пути проложена по земле крупного сельхозпредприятия, и собственник земли закрывает проезд.

– С реконструкцией трассы и строительством аэропорта к сложностям природного характера добавились сложности, созданные проектировщиками, – подытоживают фермеры.

В связи с изменением ландшафта транспортная проблема стоит и перед школьниками. Автобус, который забирает детей из хуторов Валовый, Горизонт и везёт в станицу Грушевскую, вынужден наматывать по трассам до 40 км. По расчётам жителей станицы, с учётом пробок время в пути занимает 1,5-2 часа.

«Заложники транспортного безумия»

Решить проблему могло бы строительство двухуровневых развязок. Фермеры разработали схему и даже сделали экономический расчёт: одна развязка – на М-4 (1030 + 775 км), вторая – на новой региональной трассе ПК-119. Эти переезды облегчили бы транспортную доступность не только для сельхозтоваропроизводителей, но и для жителей хутров Обухов, Весёлый, Валовый, Горизонт. 

Для жителей станицы Грушевская также очень актуально строительство развязки на 1036-м км трассы М-4 – её даже включили в генплан сельского поселения. Но в правительстве Ростовской области ответили, что её строительство противоречит требованиям федерального закона № 257 «Об автомобильных дорогах...», по которым развязки на автомагистралях предусмот­рены не чаще чем через каждые пять километров. 

Ответы на другие два предложения пока тоже не сильно обнадёживают. Фермерам пишут, что в проекте, который уже прошёл экспертизу, для них предусмотрены только те самые проезды, названные «мышиными норами»: один под мостом через реку Тузлов, второй – под региональной трассой в районе посёлка Горизонт. Также через трассу М-4 предусмотрен проезд для сельхозтехники на 1 024-м + 300 км, но это вообще в другом районе, для местных фермеров слишком далеко и неудобно.

Бывшая администрация посёлка Валовый. Школы здесь нет. Автобус, который возит детей в Грушевскую, наматывает по трассе до 40 км, длительность поездки 1,5-2 часа

В то же время замдиректора центра управления проектами «Автодор» Д.С. Иванов пообещал, что при реконструкции М-4 будет выполнено рабочее проектирование и на этой стадии предложения фермеров будут рассмотрены. С каким результатом – пока неизвестно, но вряд ли стоит ждать кардинальных изменений в утверждённый проект.

Козырь работников администрации – то, что проектная документация якобы рассмат­ривалась на публичных слушаниях и была одобрена жителями. В свою очередь, жители вспоминают, что первые слушания проводились с организационными нарушениями, людей не уведомили об их проведении, и их результат был отменён. Вторые слушания назвали

«Мероприятия по охране окружающей среды». Из станицы Грушевской, согласно протоколу, присутствовало только девять человек, и их мнение никто не спрашивал – по сути, это было просто информирование.

Сельхозтоваропроизводители недоумевают: почему, когда чиновникам нужна их помощь или поддержка – например, пустить на поле для проведения коммуникаций к строящемуся аэропорту или привести в порядок прилегающую к стройке территорию, фермеры всегда откликаются. Когда же им нужны от власти внимание и отзывчивость, словно упираются в невидимую стену. 

«Один чиновник сказал: нанимайте трейлеры, грузите на них технику и перегоняйте по трассе, но это не выход из положения – просто отмашка, а не ответ», – говорят фермеры.
Они называют себя «заложниками транспортного безумия». Из-за создавшихся проблем с доступом на поля они вынуждены заключать с пайщиками договоры аренды не далее чем на год. Но в сельском хозяйстве такое краткосрочное планирование означает потери в урожайности.

«Мы сеем на риск», – объясняют фермеры. Точную сумму потерь никто из них не подсчитывал: «А что с ними делать, на стенку вешать? Всё равно никому не предъявишь!»

Письмо к президенту вернулось на местный уровень. Муниципальные чиновники стараются помогать, но внести изменения в утверждённый проект не в их силах.

– Мы понимаем, что строительство аэропорта международного класса имеет большое значение для региона и для страны, а реконструкция трассы должна повысить безопасность и комфорт для транзитного транспорта. Но почему за комфорт для одних граждан страны должны расплачиваться другие граждане? Создаётся впечатление, что к сельским жителям относятся как людям второго сорта, – к такому грустному выводу пришли местные жители. Не слишком ли это высокая цена за красивый инвестиционный проект?

Инга СЫСОЕВА
ст. Грушевская, Аксайский р-н, 
Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин