«Железная дорога нас опрокинула»
За отправку поездов в обход Украины жители Миллеровского района заплатили разбитым асфальтом
Из Миллеровского района пишут: «По нашим дорогам можно ездить только пешком». Увы, иронии в этом почти нет. Жители станицы Мальчевской могут добраться в Миллерово по двум дорогам. Первая никогда не была заасфальтирована. Часть её грунтовая, часть – выложена камнем. Другую дорогу построили в семидесятых и с тех пор капитально не ремонтировали. Годами асфальт разрушался, но окончательно его «добили» при строительстве железной дороги в обход Украины. Как местные жители добираются в город и кто виноват в сложившейся ситуации, выяснял «Крестьянин».
Кошмар и сказка
Путь в Мальчевскую Миллеровского района водителю ИД «Крестьянин» совсем не понравился. Что и неудивительно. Мы проехали мост и въехали на дорогу, ведущую в станицу.
Поначалу было более-менее терпимо. Однако чем больше мы углублялись, тем хуже становилась проезжая часть.
У въезда в станицу нас встречал местный житель Виктор Ткаченко.
– Колхоз закрыли, работы в селе не стало. Все работают на себя, в своём хозяйстве: коровы, телята, поросята, – рассказывает Виктор Алексеевич. – Так и выживаем. Я по специальности зоотехник. Был главным зоотехником колхоза в Зелёной Роще, ныне приказавшего долго жить. Сейчас я безработный. Веду домашнее хозяйство, держим животных. Но у нас почти все так живут. Впрочем, это не главная наша беда. А главная вот в чём. В 2014 году стали строить железную дорогу в обход Украины. Одновременно прокладывали запасную электролинию для неё. Возили столбы, трубы, стройматериалы. На автомобильной дороге раздробили асфальт. Она вела от трассы Дон до Мальчевской, Колодезей, Кудиновки. Я обращался к местным главам с просьбой отремонтировать дорогу. Безрезультатно.
Ткаченко достаёт увесистую папку бумаг, и становится ясно: Виктор Алексеевич обращался не только к главам сельских поселений. В стопке документов хранятся отписки, письма от региональных министерств, ответ от администрации президента РФ, вырезки из газет с материалами на тему дороги Миллерово – Мальчевская.
– Двенадцать лет назад о нашей проблеме писал и «Крестьянин», – говорит он. – Кошмар был. Но по сравнению с тем, что творится с дорогой сейчас, тогда мы просто в сказке жили. Журналисты к нам ездят время от времени, пишут заметки о том, что дорога ужасна. Как-то приехал корреспондент какого-то издания, и как раз начали засыпать дорогу. До Зелёной Рощи ямы засыпали, можно было проехать, посмотреть. А Колодези с Кудиновкой бросили. У нас даже водители рейсовых автобусов бастовать собирались, ходили к главе района. Пассажирские автобусы ездят, конечно, но с большим трудом. Ямы страшные. По этой дороге возят и школьников. Что, вообще-то, очень рискованно: дорога в аварийном состоянии.
Мало ли что, не дай бог, может случиться.
И смех, и яма
Глав Мальчевского и Колодезянского сельских поселений на рабочем месте застать не удалось: один на выезде, другой в отпуске. Объясняю сотруднице администрации, по какой причине я приехала, прошу мобильный телефон.
– Вы по поводу дороги? – оживляется местная жительница. – Очень хорошо. Дорога у нас безобразная. По ней ездить невозможно! Так и напишите: не-воз-мож-но!
Как проехавшая по ней могу поспорить. Ездить, на самом деле, можно. В ясную погоду. Аккуратно, с остановками, объезжая все кочки, ямы, периодически подпрыгивая на сиденье, даже будучи пристёгнутой; цепляя дном автомобиля покорёженный и разбитый асфальт.
– Ёлки-палки, – периодически восклицал водитель. – Тут ни войны, ни проблем не было. Бомбят дорогу тайком, что ли? Как тут ездить?!
– Вы смеётесь, а мы так живём! – отвечал Виктор Алексеевич.
– Кто смеётся? Я возмущаюсь!
И это понять можно. Если в ясную погоду автомобилю так трудно передвигаться по проезжей части, то страшно подумать, что происходит на дороге в плотный туман или гололёд.
Особенно если за одной машиной едет другая. Или, например, рейсовый автобус за легковушкой.
Кстати, о рейсовых автобусах.
На обратном пути навстречу нам медленно и осторожно ползёт старенький, видавший виды пассажирский автобус. Увидев меня, водитель затормозил.
– Вожу людей по рейсу Миллерово – Кудиновка, – гово-
рит Юрий Худальцов. – Давно. Дорога всегда была плохой, но как стали прокладывать «железку», так раскромсали окончательно. Кому только ни писали: толку – ноль! Никакую причину не называют. Рейсы не отменяются, ездим в любую погоду. А куда нам деваться?
На дорогу в Мальчевской жалуются все жители. Небезосновательно
«Вы свою тему закрыли, а нас бросили!»
– Дорога Миллерово – Мальчевская никогда капитально не ремонтировалась, – сообщил глава Мальчевского сельского поселения Александр Гусаков. – Весной или летом подсыпали ямки щебёнкой, дорогу выравнивали – не более того. Впрочем, особой нужды в капитальном ремонте никогда не возникало. Хоть её и строили в конце семидесятых, но большого движения здесь не было. Большегрузов – тоже. За дорогой всё время следили, потихонечку латали, она была в удовлетворительном состоянии. А как стали во время постройки железной дороги возить грунт, песок, так её и продавили. Этот асфальт не рассчитан на такой вес. Вопрос, когда и что будет делаться, лучше задавать не мне. С 1 января этого года дороги переданы в собственность района. К тому же, я слышал, в районной администрации была договорённость со строителями железной дороги – мол, якобы после открытия путей железнодорожники отремонтируют автомобильную дорогу. Это логично, ведь её продавливают их машины. А получился какой-то форс-мажор, и денег не выделили.
Глава Колодезянского сельского поселения, Виктор Рудой, был краток.
– Капитального ремонта никогда не было, – подтвердил он. – Дорога была не в хорошем состоянии, а в удовлетворительном. Текущий ямочный ремонт каждый год проводили, а в этом году никто ничего не делал. Это дорога правительства Ростовской области.
– Разве она не в ведении района? – удивляюсь, вспоминая слова Гусакова.
– Нет. Проектно-сметной документации на её ремонт нет, но есть просто смета. Её уже сто раз в министерство отвозили. Сколько нужно выделить средств на финансирование, в смете указано.
– А почему не выделяют?
– Вы это мне вопрос задаёте? Никто ничего не объясняет – ни ответа ни привета. Отправляли письма, собирали подписи. Результата нет.
Ситуацию прояснил разговор с Александром Локтевым, замес-
тителем главы администрации Миллеровского района по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта и связи. Он сообщил, что участок дороги от трассы М-4 до Мальчевской – собственность области, а дорога по станице – районной администрации.
– Автомобильная дорога была в проезжем, технически исправном состоянии до начала строительства железной дороги, – заявил он. – Представители ОАО «РЖД» планировали после введения железной дороги в эксплуатацию полностью восстановить испорченный ими асфальт. Я даже летал в Москву к руководству «РЖД». Участвовал в совещаниях, на которых мне было русским языком сказано: «Не переживайте. Пока мы ездим большегрузами, мы будем давить ваши дороги и поддерживать их в технически проезжем состоя-
нии – то есть содержать». Так они и делали. Нанимали организации, которые частично эту дорогу содержали, восстанавливали, подсыпали, засыпали. Потом они сообщили, что как «железку» сдадут и большегрузы ездить перестанут, «РЖД» полностью восстановит испорченные автодороги. А на деле оказалось совсем иначе. После введения объекта в эксплуатацию пришла очень интересная бумага – но не от «РЖД», а от их подрядчиков, которые брали обязательства содержать дороги. В ней было сказано: «В связи с окончанием строительства железной дороги прекращаем содержать ваши автодороги». И всё. Поезда пошли, а дороги как не было, так и нет. Министерство транспорта области было в курсе – мы с их представителями в Москву и летали. Писали Белозёрову (генеральному директору, председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову. – Прим. ред.)
Приложили это письмо: «Господа, как же это понимать? Вы свою тему закрыли, а нас бросили ни с чем!» Ответа мы так и не получили.
«Люди режут резину»
В Миллеровском районе катастрофа с дорогами, признаёт Александр Анатольевич. Он сообщил, что местная власть получила предписание от ГАИ за десять дней устранить нарушения и сделать дорогу проезжей.
– А как же я это сделаю, откуда деньги такие? – спрашивает Александр Локтев. – Там полностью всё надо восстанавливать. На это требуются миллионы! А кого это волнует?
Прокуратуру не волнует. Диалог следующий: «Дорога не проезжая?» – «Да».
– «Всё, получите». Сейчас нас проверяет транспортная инспекция. Выглядит это так: «Это школьный маршрут?» – «Да». – «А как школьников по ней возить?» – «Да никак». – «Ага, так получите предписание». Железная дорога осталась в стороне, поезда пошли, по радио передают: всё хорошо, спокойно. А нам остались большие неприятности. И такие дороги не только Мальчевская – Миллерово. Это и Мальчевская – Колодези, Мальчевская – Кудиновка, М-4 – Верхнеталовка. Много дорог, которые «железка» повредила. Мы им не мешали работать. Уговор был такой: пока работаете, содержите дороги, а как уедете, восстановите всё как было. Но, к сожалению, ОАО «РЖД» обещания не сдержало. Железная дорога нас опрокинула. Декабрь на носу, а дорог нет. Виноваты «РЖД» – это они поломали наши дороги.
– Я слышала, что минтранспорта пообещало засыпать дороги щебнем, чтобы потом заасфальтировать. Это правда? – спрашиваю.
– Энные участки дороги – совсем небольшие, как от Верхнеталовки до М-4 – они засыпали щебнем, – подтверждает Александр Анатольевич. – Но это такой щебень, по которому легковой машине проехать невозможно. У меня скандалы по этому поводу бешеные. И проблемы. Люди режут резину на легковых автомобилях, они не могут по ней ездить. Обычно сыпят мелкий щебень и утрамбовывают, тогда по нему хоть чуть-чуть ездить можно. И ведь засыпали совсем небольшой участок – около двух километров. А основная территория в ужасающем состоянии. Там, где был асфальт, теперь ямы по колено. У нас нет денег на восстановление дороги, а область не сможет их выделить. На километр дороги потребуется около 5-7 миллионов – а тут десятки повреждены. Какая именно сумма понадобится, затрудняюсь сказать. Но это никак не десятки миллионов. Это больше.
«Крестьянин» направил в пресс-службу ростовского отделения ОАО «РЖД» официальный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. Ждём ответа.
Планов много, денег нет
Как точно выразился Виктор Рудой, дороги в Миллеровском районе хорошими не были и до строительства железной дороги. Они были удовлетворительными. С очень большой натяжкой. И если одну дорогу разбили при строительстве железной дороги, то вторая и до этого была в плачевном состоянии.
Речь идёт об автомобильной дороге Миллерово – Мальчевская через хутор Зелёная Роща. Её протяжённость – 14 километров, из них 7,8 – грунтовый участок и 6,2 – камень, вбитый в землю наподобие брусчатки.
В 2013 году местный активист Виктор Ткаченко обратился в управление президента РФ. Присланный ответ содержал следующие заявления: «Администрация Миллеровского района планирует разработку проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги Миллерово – Мальчевская через хутор Зелёная Роща в 2015 году с последующим включением в план строительства».
В 2014 году министерство транспорта Ростовской области прислало Виктору Ткаченко ответ на его обращение: «Администрация Миллеровского района планирует разработку проектной документации на строительство муниципальной автомобильной дороги Миллерово – Мальчевская через хутор Зелёная Роща в 2015 году с последующим включением в план строительства данного объекта поэтапно на 2016-2017 годы. Для поддержания в удовлетворительном состоянии грунтовых участков данной автомобильной дороги проводится планировка проезжей части, ремонт каменного покрытия и мостов».
В 2015 году Ткаченко снова обратился в министерство – и опять прочитал: «Для приведения дороги и мостов в нормативное состояние необходимо разработать проектную документацию на строительство автомобильной дороги Миллерово – Мальчевская. В целях уточнения стоимости проектных работ министром транспорта Ростовской области рекомендовано администрации Миллеровского района получить заключение по оценке достоверности определения стоимости проектных работ. После получения достоверности определения сметной стоимости будет рассмотрена возможность включения разработки проектной документации на строительство данной дороги в государственную программу Ростовской области «Развитие транспортной системы». Вместе с тем, для поддержания вышеуказанной автомобильной дороги и мостов в проезжем состоянии за счёт средств бюджета Миллеровского района, а так же средств областного бюджета проводятся регламентные работы, предусмотренные содержанием автомобильных дорог».
– Который год мы пишем заявки в министерство транспорта, просим денег на проектирование, – говорит Александр Локтев. – На свои не запроектируем, в районном бюджете таких средств нет. А из минтранспорта приходят отказы за отказами. На дорогу Миллерово – Мальчевская через хутор Зелёная Роща проектно-сметной документации нет. Мы действительно планировали её делать. Обратились в министерство в 2015-м, услышали: «Денег нет». Обратились в 2016-м: «Денег нет». А какие планы без денег? Планов много, денег нет. Чтобы понять, сколько средств потребуется на строительство, разрабатывается смета. Она проходит достоверность, и становится ясно, сколько денег нужно выделить на проект. У нас есть смета, в которой указана требующаяся сумма. Документ прошёл достоверность. На основании этого мы пишем в министерство заявки: у нас есть смета на ремонт дороги, дайте нам денежку! Но министерство не включает эту дорогу в государственную программу «Развитие транспортной системы». И, соответственно, никакого финансирования не выделяет.
Впрочем, добавляет Александр Анатольевич, участок дороги М-4 – Кумшатский представители ОАО «РЖД» капитально отремонтировали. Правда, ещё до того, как отказались восстанавливать все остальные дороги. Так что, похоже, местным жителям остаётся надеяться только на то, что представители «РЖД» всё-таки сдержат слово.
Ирина БАБИЧЕВА
Миллеровский р-н, Ростовская обл.
Фото автора