«Фотографирую потихоньку»

В архиве фотолюбителя из Каменска-Шахтинского 100 тысяч снимков донской природы

Фотолюбитель из города Каменска-Шахтинского Ростовской области Александр Шрайфель «заложником» любимого хобби стал в зрелом возрасте. При этом своим творчеством 56-летний мужчина покорил не одну тысячу ценителей прекрасного. 

– Моя «фотобиография» достаточно короткая, – делится Александр Семёнович. – Сколько себя помню, постоянно увлекался чем-либо – катанием на велосипеде, рисованием, филателией, спортом, музыкой, рыбалкой, снова велосипедом… И вот, дожив почти до пятидесяти, увлёкся фотографией. 

Отец брал сына с пяти лет в походы «за туманом», чтобы отдохнуть от суеты и насладиться чистейшим степным воздухом. Первые его детские воспоминания – лесхоз, Сошник, Поличка...

– Природу нашего края я люблю благодаря отцу с раннего детства, – продолжает рассказ фотолюбитель. – Влечения эти, слившись воедино, породили великую страсть, на которую я давно трачу всё свободное время. 

По окончании химико-технологического факультета Новочеркасского политехнического института Александр трудился по специальности. Сегодня работает начальником отдела развития АО «Каменскволокно», а после рабочего дня и в выходные едет за город «ловить моменты». 

Александр Шрайфель

– Сидеть дома – скучное занятие. Поэтому последние семь лет на досуге постоянно фотографирую, в основном в окрестностях Каменского района. За эти годы в моём архиве накопилось более 100 тысяч снимков! – говорит страстный фотолюбитель. – Фрагменты своеобразной донской природы и её обитатели, насекомые, птицы, звери, растения, морозная зима, душистая весна, знойное лето и рыжая осень – двенадцать месяцев как на ладони. 

По словам наблюдательного фотохудожника, красота – на каждом шагу:

– Всё очень просто: оглянулся вокруг – да вот же он, великолепный пейзаж. Подождал чуток, полюбовавшись – и вот уже не простой пейзаж, а закатный, драматический, когда день, сражаясь с ночью в глубокой небесной сини, бросает багровые отсветы на облака. А если на дворе июнь и завтра не понедельник, то, право, стоит провести ещё немного времени, считая звёзды, – и увидишь пейзаж уже рассветный, нежно-розовый, радостный и умиротворяющий. Всмотрелся в окружаю­щее острее – и увидел. Сделал полшага в сторону – и вот неожиданный луч света пробился сквозь листья, звёздочкой сверкнул в кадре. Присел – и на каждой травинке явный сюжет из тайной жизни насекомых. Надо всего лишь отсечь ненужное, заключив самое главное в кадр, и аккуратно вырезать правильный четырёхугольник из пространства, нажав на кнопку спуска. 

Визитной карточкой Шрайфеля поклонники называют рассветы и закаты: 

– Смотрю в окно в четыре утра или в пять вечера, чтобы решить, стоит ли ехать за отличным кадром, и если стоит, то куда, – объясняет фотохудожник. – Если пасмурно – интереса нет. А так – не угадаешь. Едешь к облакам, пока приехал – всё разошлось. Или затянуло небо. Главное, чтоб повезло с погодой. Встречая восходы и закаты в полях и в степи, у того или иного хутора, на берегу реки или пруда, любуюсь видами, а если повезёт – радугой. На зорьке, прохладным, сиреневым или туманным утром, манят степные дали и дорога, петляющая среди холмов. Идеальные места для размышлений там, где протекает главный приток Дона, тихий или волнующийся Северский Донец. Живописного в округе полно: Липовский «хрящ», урочище Орлинка, урочище Хоботок, шикарные горы – «две сестры», Говейная и Сенная балки, холмы и камни… 

Вечер 28 августа у хутора Хоботок

Замечает фотохудожник «степные зигзаги», синеющие и молчаливые курганы, «вилюжины балок, красноглинистых яров», воспетые писателями и поэтами. Ковыльная степь «под низким донским небом» в его восприятии и унылая мартовская, и засыпающая, и пушистая, с «разномастными травами» (шалфеем, бессмертником) и, конечно, с подснежниками, лазориками, плодами дикого шиповника и зарослями тёрна, с запахом чабреца и «горечью всесильной полыни». Фотограф охватывает вниманием поля кукурузы, рапса и символов солнца – цветущих подсолнухов, колосящейся пшеницы, когда в разгар «хлебного июля» она как «восковая спелость». Показывает эпизоды сельских будней, страды деревенской – уборку урожая, выпас овец, коз, коров, лошадей. Попадаются в пути дружелюбные индюки. Вдохновляют Александра и «клёвые места», что облюбовали рыбаки. Неравнодушному человеку с фотоаппаратом видны и проблемы малых хуторов на снимках «Заброшено…», «Тоска» и др., затерявшихся в степи, на фоне величественной природы-матушки, «края беспроводных технологий» с одинокими столбами, когда-то линиями электропередачи. 

– Выбрав ракурс, снимаю обычно в ясные солнечные дни, а мрачное и тоскливое помещаю в отдельный «серый» раздел в фотоархиве, – рассказывает Александр. – Если застигнет врасплох непогода, с «майским дождём», «степным ветерком», на тернистом пути выручают резиновые сапоги, с которыми и море по колено. 

На ярких снимках, случайных и заранее придуманных фотографом в «засаде», – «родина автора и часть родной земли каждого русского человека» во всех её проявлениях. Знакомы искателю и лисьи тропы. 

– Каждый фото­охотник желает знать, где сидит фазан, – шутит рассказчик. – Вдали от хуторов в диких местах у нор встречаются семейки озорных братцев-лисят и их родителей, любопытных сурков-байбаков, похожих в своей традиционной стойке на стражников. Не раз фотографировал зайца, стремительно несущегося через поля или гуляющего по степи.

Бывает, что зайцы сами бегут к камере и не прочь позировать. Случается, косой не бежит, думает, что спрятался, когда, видимо, что-то или кто-то его спугнул. Попадаются и забавные: не то хотят убежать, не то остаться. Удаётся подсмотреть за белкой, дятлом-барабанщиком или суетящейся у гнезда мухоловкой-белошейкой. Хороши на позитивных фото кузнечики, бабочки, пауки, пчёлы-труженицы, ящерицы. 

Фламинго над прудом

В ходе фотоохоты Шрайфель насчитал около 170 видов птиц, которых увидел в Ростовской области:

– В моём персональном списке – степной орёл, замеченный в Дубовой балке, чёрный коршун и сорокопут-жулан, ходулочник и конёк степной, лунь болотный и многие другие. А сколько поющих и купаю­­щихся соловьёв, зябликов, скворцов, дроздов, щеглов! Очень мил филинёнок – «просто Филя». Удалось запечатлеть портрет фазана, просянку, горлянку, трясогузку желтоголовую, каменку-плясунью, варакушку… Бесподобны стаи птиц в движении, в полёте: журавли, утки, гуси, грациозные лебеди-кликуны, цапли, глухари, тетерева, куропатки… 

В кадр «залетают» и незнакомцы. Как тут узнать, кого и как зовут среди обитателей? Александр легко находит выход в подобной ситуации: 

– В таких случаях обращаюсь к интернету, а чаще всего – к орнитологам, экологам, биологам, охотоведам. Для учёных всегда интересны и ценны фотосюжеты. В начале октября этого года, оказавшись в нужное время в нужном месте, запечатлел у пруда розового фламинго, занесённого в Красную книгу России. Предполагаю, что залетело это чудо к нам в степи по пути, мигрируя в тёплые края, на юг, к местам гнездования. Переживая о судьбе случайного теплолюбивого гостя накануне заморозков, поделился новостью в соцсетях, разместил на странице несколько фотомоментов и видеофрагмент. 

Факт действительно удивил каменчан, судя по комментариям. Тем более что фламинго ведут чаще осёдлый образ жизни, за исключением стройных красавцев с оперением нежно-розового цвета. Жители донского региона могли их видеть разве что в Парке революции или зоопарке Ростова-на-Дону. 

Неожиданны, порой опасны для находчивого фотоохотника встречи с дикими парнокопытными и другими редкими обитателями:

– Посчастливилось снять однажды трёх богатырей-лосей. К сожалению, сохатых в нашем районе стало мало… Нечасто, но выпадает шанс щёлкнуть муфлонов, косуль, чёрных аистов. 

На вопрос о том, как и где он находит особенных героев, Александр Семёнович отвечает кратко: «Ищу». При этом не выдаёт «адреса» их обитания:

– В целях безопасности братьев наших меньших, дабы не навести непрошеных гостей на след, стараюсь никому не мешать и никого не испугать, не потревожить, быть невидимым. Ведь главный принцип в нашем деле – не навреди, – напоминает природолюб. – Общаться на птичьем языке пока не научился, но тонко чувствую, к примеру, как в зависимости от сезона настроение птички или зверька меняется, и пытаюсь понять, о чём они думают. 

На фотосайтах, в соцсетях, по словам Александра, лишь тридцатая часть его фотопроизведений, радующих горожан и селян. Один из них в комментариях к фото хутора Среднеговейного признался, что «по-новому увидел родную землю». Фототворчество Шрайфеля известно не только ростовчанам, но и жителям других регионов России, и за её пределами. Сотни людей с нетерпением ждут фотоновинки, гордясь талантливым автором: «Вы – гениальный человек! Видеть природу так, как видите её вы, – это дар свыше!»

Братцы

Фотограф-любитель со стажем скромно благодарит за комментарии: 

– Талант – громко сказано. Фотографирую потихоньку. Мастерство не зависит от камеры, модели фотоаппарата, оно приходит с опытом. Главное – степень увлечённости, но хороший объектив – существенное дополнение. Навыки формируются на практике и от выставки к выставке. Ежегодно участвую, к примеру, в фотоконкурсе «Самая красивая страна» и других.

Работы каменчанина вошли в сборник снимков ростовских авторов – подарочное издание «Ростовская область. Незабываемое путешествие», а также в фотоальбом «Времена года».

В 2013 году возникла у Александра Семёновича идея создать фотоальбом «Замечательное незаметное». Проект был успешно реализован. В издание вошли 110 кадров, в основном пейзажи, снятые фотолюбителем в окрестностях родного Каменска-Шахтинского в 2010-2014 годах. Сопровождаются они авторскими рассказами о степной природе. Обращаясь к читателям, Александр Семёнович пишет о цели проекта: «Взяв в руки камеру, я решил показать тебе, уважаемый зритель, что у каждой земли, в том числе и у бескрайних и (для мимолётного взгляда) однообразных донских степей есть своя, пусть скромная, но великая красота». 

Фотоальбом-первенец на 88 страницах с оригинальным названием «Замечательное незаметное» выпущен издательством «Золотое сечение» в Ростове-на-Дону за счёт личных сбережений Александра Шрайфеля. Презентация альбома, творческая встреча с автором и выставка фоторабот, вход на которую был свободным, впервые проходила в этом году в Санкт-Петербурге, в кластере современного искусства «Артмуза» на 13-й линии Васильевского острова. Среди фотокартин – «Ковыль. Коровы. Контровой», «Щурки золотистые», «Овечий вечер», «Когда цветет чабрец», «Кто свистит по степи» и другие. Добрый друг Шрайфеля, уроженка Каменского района Ростовской области, а ныне петербурженка Светлана Юрасова, которая помогла в организации этого мероприятия, написала в книге отзывов: «Счастлива безмерно, что петербуржцы смогли прикоснуться к красоте Донского края, благодаря вашим уникальным и фантастическим фотографиям!» 

Елена ЧУЛКОВА
г. Санкт-Петербург
Фото из личного архива А. Шрайфеля

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ПриродаОбщество
Газета: Газета Крестьянин