Работать не по карману

Фермеры Аксайского района намерены отказаться от земли после повышения арендной платы вчетверо

Накануне выборов президента России пользователей земли в Аксайском районе Ростовской области ждал неприятный сюрприз. Собрание депутатов приняло решение о пересмотре арендной платы за муниципальные земли, в результате чего те подорожали вчетверо. Непосильная аренда и отказ в выкупе участков подводит многие хозяйства под банкротства.

С петлёй на шее

Фермер Фёдор Павлюков принёс на встречу диплом, подписанный министром сельского хозяйства РФ Александром Ткачёвым. Выданный в 2016 году документ гласит, что ИП глава КФХ Павлюков Фёдор Фёдорович награждается «за достижение высоких показателей в производстве продукции животноводства».
Бережно уложив на стол высокую награду, фермер в отчаянии сжимает свои огромные кулаки: судьба его фермы под вопросом.

– Это дело всей моей жизни, я шёл к нему много лет, покупал технику, отстраивал технологии, создавал базу. Только три года назад у меня начало хорошо получаться, сын подключился, жена помогает, работаем все вместе. В 2016 году нам выдали грант на развитие семейной фермы 3,5 млн рублей. Мы купили комбайн, сенозаготовительную технику австрийского производства, посеяли кормовые культуры. Теперь, скорее всего, придётся от всего отказаться...
Фёдор Фёдорович занимается разведением КРС. Прежде его ферма насчитывала 760 коров калмыцкой породы, но из-за эпидемии нодулярного дерматита пришлось сократить стадо до 30 голов. Получив грант от государства, фермер планировал завезти айрширских коров, уже даже заключил предварительный договор с архангельским племзаводом. Теперь этот договор разрывается.

История его работы – пример мужественного преодоления трудностей и настойчивости в достижении цели. Когда в 2000 году он взял в аренду брошенные, заросшие бурьяном пойменные участки, на него смотрели как на наивного простачка. Правда, тогда и арендная плата за эти никому не нужные земли была символической: 90 копеек за гектар. Но сколько было вложено труда!

– Выкорчевал деревья и кустарники, привлёк учёных из ДЗНИИСХ, они разработали для меня программу рекультивации почв: сделал дренажное щелевание, залужение травами, чередовал культуры, как рекомендовали. Там технология вся расписана вот в таких томах. В результате где раньше была пустошь и росла только полынь, мы получили 60 ц/га пшеницы 4-го класса. 

Состояние почв значительно улучшилось, но до достижения стабильных результатов ещё далеко: «Каждый год мы идём ва-банк, я чувствую себя, как сумасшедший картёжник, ведь если осадков будет много, участок просто затопит и мы не получим на нём ничего».

И вот, работая в таких условиях, в феврале этого года Фёдор Павлюков получил уведомление из комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района о том, что размер годовой платы за землю для него повышается в 4,3 раза.

Фермер показывает документы: в 2017 году он платил 266 855 рублей в год за 613 га, а в текущем году должен отдать уже 1 156 372 рубля.

– Мы не олигархи какие-то, все свои расходы планируем заранее и всё вкладываем в производство. Весной у нас каждая копейка на счету, деньги нужны на покупку солярки, удобрений, семян и многого другого. А тут почти 300 тысяч вдруг нужно отдать за землю за первый квартал. Мы просто в шоке – дешевле эту землю выкупить, чем платить столько за аренду.

Обратился в администрацию с просьбой выкупить участок – ему отказали: якобы для того, чтобы приобрести землю, нужно быть в статусе ООО, а не ИП. Хотя статья 234 Гражданского кодекса предоставляет право приобретательной давности как юридическому лицу, так и гражданину в равной мере.

– Я всё посчитал: если платить за землю по новым расценкам, я не потяну, выходит, работать мне не по карману. Если откажусь от земли, то и покупать айрширских коров незачем, вот контракт и срывается. Не знаю, кто и зачем так с нами поступает: впечатление такое, что накинули петлю на шею. Побежишь вперёд – придушат, вылезешь – всё потеряешь. 

Вот за такие земли муниципалитет установил новые расценки

Выкупать? Бросать? Пикетировать?

В аналогичном положении оказались и другие сельхозтоваропроизводители района. Александр Кремнёв, директор ООО «ИСВА» фермерствует с 1994 года. Пахать землю – главное дело в его жизни, до этого он работал в совхозе агрономом.

– Я здесь родился, здесь и живу, своё дело начинал с 54 га, арендовал землю у пайщиков, сейчас обрабатываем вместе с сыном 450 га. В основном земля паевая, но в 2005 году мы взяли в аренду четыре гектара муниципальной земли для размещения тракторной бригады.
Платили сперва 400 рублей, потом 1000 рублей. В 2010 году фермер построил на участке утеплённый склад для хранения зерна и семенного картофеля.

– В этом году мне сообщили, что арендная плата за этот участок составит 750 тысяч рублей в год. То есть для меня она выросла в 750 раз! Учитывая то, что кадастровая стоимость участка 2,5 млн, мне дешевле его выкупить.

С просьбой о выкупе участка директор ООО «ИСВА» тоже обратился в администрацию, но на словах получил отказ, якобы по причине того, что у него застроено меньше 70% площади участка. Фермер намерен добиться официального ответа и обжаловать его в суде.

Директор ООО «Ридер» Владимир Руденко арендует 916 га в пойме на протяжении 6-7 лет. Ему также подняли арендную плату в четыре раза – теперь он должен будет платить почти полмиллиона рублей в квартал.

– Скорее всего, землю придётся бросать: я посчитал, что выкуп будет стоить порядка пяти миллионов рублей – где взять эти деньги? Да и стоит ли? Это ведь не та плодородная пашня, на которой можно каждый год получать стабильный урожай.

По словам фермеров, аналогичные уведомления о повышении арендной платы получили ещё две тысячи человек. Не все успели понять, что случилось. Многие надеются, что это какая-то ошибка. Те же, кто осознал положение, готовятся пикетировать администрацию.

Слишком много букв

В уведомлениях, которые получили фермеры, сказано, что для них «установлены экономически обоснованные ставки арендной платы за земельные участки» в соответствии с решением собрания депутатов Аксайского района от 28.12.2017 № 281.

Как принималось это решение, согласился рассказать газете председатель собрания депутатов – глава Мишкинского сельского поселения и зампредседателя комиссии по местному самоуправлению Аксайского района Сергей Делов.

Перед разговором он вручил мне в руки проект того самого решения: это довольно увесистая стопка бумаг, скреплённых скрепкой.

– Вот в таком виде получили депутаты проект перед голосованием. Почитайте, что вы можете из него понять?

Умение читать и понимать официальные документы – один из важных навыков журналиста. Длинные, запутанные, часто не согласованные между собой предложения с непрямым порядком слов и большим количеством придаточных, они как будто специально создаются для того, чтобы отпугнуть неподготовленного читателя, как та надпись над вратами ада в «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Про такие тексты молодёжь говорит: «Много букв».

Что я могла ответить Сергею Алексеевичу, сидя в кафе с чашечкой чая, читая однотипные фразы «в статье 3 приложения 1 часть 2 признать утратившей силу»?

– Во-от, – многозначительно заметил Сергей Алексеевич. – А теперь представьте, что вы не в кафе, а в душном зале, заседание идёт уже три часа, на голосование выдвигались уже 17 разных проектов, все изменения носят формальный характер и на дворе 28 декабря...

Я не настроена сочувствовать депутатам – в конце концов, это их работа, и они должны уметь вникать в документы, за принятие которых голосуют, в любых условиях. Но, как пояснил Сергей Делов, суть не в этом.

– Информацию готовил комитет по управлению имуществом, нам сказали, что документ приводят в соответствие с областными законами – обычно такие изменения носят формальный характер – где-то запятую убрать, где-то точку поставить. А сравнительный анализ, как эти изменения повлияют на стоимость земли, нам никто не предоставил. О том, что возникает конфликт интересов, не ведало даже сельхоз­управление!

Тут я переворачиваю титульный лист проекта и читаю приложение, в котором указаны ставки арендной платы. Если прежде коэффициент был 0,6, а стал 2,5 – почему это не насторожило депутатов?

– Формула для расчёта арендной платы сложная, и оценить быстро, как изменение коэффициента отразится на стоимости земли, практически невозможно. Я нанял несколько юристов, чтобы понять масштабы последствий, – объяснил Сергей Делов.

На пороховой бочке

Вот так получилось, что проект, за который дружно проголосовали депутаты, подвёл фермеров под банкротство. По иронии судьбы, некоторые из голосовавших «за» депутатов сами являются арендаторами муниципальных земель и таким образом наказали сами себя на несколько миллионов рублей.

Но пострадали не только сельхозтоваропроизводители. Повышение арендной платы затронуло и участки под индивидуальным жилищным строительством, арендаторами которых часто выступают социально незащищённые, малообеспеченные люди (сироты, многодетные семьи, инвалиды). Подорожала аренда и под торговыми площадями, что означает, в скором времени жаловаться и возмущаться начнут все предприниматели.

Собрание в хуторе Краснодворском: от повышения арендной платы за землю пострадала местная община казаков. Если откажутся от земли, пожилые люди не смогут заготавливать корм для животных в ЛПХ

– Комитет по управлению имуществом готовил изменения, он исходил из необходимости наполнения бюджета. Эта проблема есть всегда. Район динамично развивается, строятся детские сады, школы, всё это надо содержать, создавать инфраструктуру, поддерживать, но делать это таким образом, на мой взгляд, кощунство, – заявил Сергей Делов. – Почему новые условия распространились и на те договоры, которые были заключены ранее? И ладно бы это были высокорентабельные земли – нефтяные скважины или что-то ещё, а то ведь заведомо убыточные, бросовые, которые люди начинали обрабатывать на голом энтузиазме. Да они никогда на заработают на них столько, сколько муниципалитет хочет сегодня с них за аренду получить! 

Сергей Алексеевич обеспокоен тем, что фермеры начнут отказываться от земли. Для района это будет катастрофой – во-первых, не будет поступлений в бюджет, во-вторых, начнутся пожары.

Как известно, Аксайский район богат своим историческим наследием. Одна из легенд гласит, что будучи в Черкасске, Пётр I увидел на улице пьяного казака. Он сидел на бочке голый, но с шашкой. При виде государя находчивый мужичок бодро сказал: «Всё можем пропить, но шашку и любовь к царю – никогда!» Якобы за этот ответ изображение голого казака с шашкой на бочке поместили на официальную печать города. Сегодня эта картинка стала символом станицы Старочеркасской, где зарегистрирован обладатель диплома Минсельхоза РФ ИП глава КФХ Павлюков Фёдор Фёдорович. Фермер рассказывал мне, что он потомственный казак, а я невольно вспоминала эту картинку: вот так же сегодня аксайские казаки сидят на бочке, но не винной, а пороховой. 

Осознав, за что они проголосовали и чем это чревато, депутаты готовы отменить своё решение, однако им не так просто понять, как это юридически оформить. Пока разбираются, время идёт, срок арендной платы за первый квартал уже наступил. И вместо того чтобы работать на земле, фермеры ходят по кабинетам чиновников, ищут поддержки, пишут письма во все инстанции и с тоской вспоминают те времена, когда государя можно было запросто увидеть на улице и напрямую к нему обратиться.

Инга СЫСОЕВА
Аксайский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин