Одесса, Дон, Кубань?

Семена чьей селекции предпочесть аграриям накануне сева?

Несмотря на сложные условия и засуху, в нынешнем году пшеница показала на юге России хорошие результаты. Все селекционные школы «аграрного треугольника» отчитываются о создании новых высокоурожайных сортов. Какие из них предпочесть аграриям в новом сезоне? Какую стратегию выбрать – «мозаика» или проверенный временем вариант? Об этом шла речь на традиционном уже предпосевном «круглом столе» в ИД «Крестьянин»: «Урожай начинается с семян».

По словам Ирины Абловой, заведующей лабораторией селекции пшеницы на устойчивость к болезням Национального центра зерна (НЦЗ) имени П.П. Лукьяненко, от засухи страдал в текущем году весь юг России. Но несмотря на это, в том же Краснодарском крае получили очень высокий урожай озимой пшеницы, лишь слегка недобрав до рекордного 2017 года: 63,7 против 64,9 ц/га. В условиях острой воздушной и почвенной засухи кубанские сорта подтвердили свою адаптивность, пластичность и высокую жаростойкость, считает она.

– Трудно назвать сорта – абсолютные лидеры, – рассказывает Ирина Аблова. – Не было таких, которые бы провалились. Максимальные площади в крае занимают Таня, Гром, Адель, Юка, Васса. Всего в производстве у нас больше 60 наименований. Необыкновенно высокие урожаи (никто не ожидал) получили в сложной зоне северо-востока края. Например, в хозяйстве «Заречье» Тихорецкого района размножали сорт Алексеич на площади 20 га и получили по 106 ц/га. Он был внесён в реестр в 2017 году, и потенциал продуктивности у него превышает 13 тонн на га. В нынешнем году он занимал около 30 тыс. га в хозяйствах, его размножали. Ни один из агрономов не отозвался о нём плохо. Алексеич идёт на смену сортам Таня, Гром. Это сильная пшеница.

Как утверждает представитель НЦЗ, если в хозяйстве намерены получать стабильно высокие урожаи, снижать количество возделываемых сортов нельзя. Новый сорт – это плюс 10-15% урожайности. Сортообновление высокими репродукциями – ещё вдобавок 4-5 центнеров на гектаре.

Какие сорта созданы в НЦЗ за последнее время? 

– В 2018 году внесён в реестр сорт Граф, он обеспечивает рост урожайности и качества зерна и при этом устойчив к болезням, в том числе к бурой ржавчине, – говорит Ирина Аблова.

– Потенциал его зерновой продуктивности на высоком агрофоне – 12 т/га. 
Также внесены в реестр сорта Степь (раннеспелый, короткостебельный, хорош по колосовому предшест-веннику) и Дуплет (среднепоздний, сренерослый, крупноколосый). Внесён в реестр сорт альтернативного образа жизни – Караван, настоящая двуручка для очень поздних сроков. Его можно сеять после сахарной свёклы – в ноябре и даже декабре. 

Кроме того, в дополнение к Алексеичу в 2019 году НЦЗ намерен предложить к районированию сорт Тимирязевка 150. Его испытание уже закончено, потенциал – 138 ц/г. 

В сравнении с «кубанцами» донские сорта всегда славились качеством, однако в нынешнем году заметного улучшения по качеству нет, говорит заведующий отделом селекции и семеноводства озимой пшеницы аграрного научного центра (АНЦ) «Донской» (г. Зерноград) Дмитрий Марченко. Скорее, есть даже жалобы земледельцев на этот счёт. Отчасти это связано с тем, что доля сортов АНЦ «Донской», Донского зонального НИИ сельского хозяйства (ДЗНИИСХ) на полях региона снижается, считает он. 

– Под урожай 2018 года в Ростовской области было посеяно 138 сортов. Из них 34 – зерноградские, 51 – кубанские, 19 – ДЗНИИСХ и 34 – прочие сорта, – приводит данные Марченко.

– При этом для использования в производстве госкомиссия рекомендует 99 сортов. Получается, что 39 сортов выращивалось не рекомендованных.
По словам Дмитрия Марченко, в текущем году в области наибольшие площади занимал сорт Ермак. Далее были Гром, Юка, Станичная, Таня, Губернатор Дона, Аскет, Золушка,

Калым. На эти сорта приходится более 50% посевных площадей.

– Ермак сейчас – это стандартный сорт по парам на высоком агрофоне, – продолжает представитель АНЦ «Донской». – С ним мы сравниваем новые сорта. Сегодня у нас появились Аксинья, Находка, Шеф, Этюд, которые формируют значительно большую урожайность. Для среднего агрофона рекомендуем Красу Дона, Элит, Капризулю и ряд других. Для жёстких условий (по подсолнечнику) рекомендуем Дон 93, Донской маяк, Аскет и Изюминку. Очень важно подбирать сорт, соответствующий предшественнику. Это позволит получить максимальный урожай.

Как известно, на Дону регулярно закладываются опыты по урожайности сортов в разных зонах области. Во время «круглого стола» Дмитрий Марченко обнародовал результаты, которые получили недавно в АНЦ.

– В Песчанокопском районе было посеяно 10 сортов разных селекционных школ. Первое место по урожайности заняла Кавалерка, затем Аксинья, Юка, Шеф. В Сальском районе были наши сорта, лидировала Лидия, затем Краса Дона. На востоке, в хозяйствах Ремонтненского района, совершенно другой набор сортов, там лучше зарекомендовала себя сегодня Краса Дона. В Чертковском районе вышла на первое место Донская степь – сорт, который мы только передали в прошлом году, далее идут Капризуля, Аксинья, Краса Дона. В Обливском районе лидировал сорт Краса Дона, – перечисляет он. 

Также Марченко рассказал о новых сортах, которые в последнее время появились в «Донском». 

– Аксинья была районирована в 2014 году. Это сильная пшеница. По созреванию она на уровне сорта Станичная. Лидия создана с участием Ермака. Она устойчива к бурой ржавчине, к пыльной головне, имеет высокую засухоустойчивость. Капризуля годится для высокого и среднего агрофона, отличается хорошей адаптивностью и пластичностью на сроки посева.

Сорт Лилит – ценная пшеница, лучший предшественник для него зернобобовые. За все годы изучения максимальную урожайность получали именно по ним. Краса Дона районирован в этом году по северо-кавказскому и нижне-волжскому регионам. Средняя урожайность за шесть лет составила 7,8 т/га. 

Максимальная урожайность была получена по чёрному пару. Высокие показатели этот сорт продемонстрировал на сортоучастках Ставрополья, Волгоградской области, в Республике Крым.

В реестре селекционных достижений Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра (СКФНАЦ, г. Ставрополь) сейчас находится 19 сортов озимой пшеницы. Из них 10 сортов – одесской селекции. Так сложилось исторически – «кормовая» специализации института в 1990-е годы была невостребована, пришлось выживать, начинать с семеноводства пшеницы, сотрудничать с украинскими коллегами.

На Ставрополье также в нынешнем году была сильная засуха. Но и местные, и одесские сорта прекрасно себя показали, считает начальник отдела семеноводства СКФНАЦ Ирина Рауш. 

– В этом году по урожайности в крае первое место занимает Княгиня Ольга. В среднем дала 80 ц/га. По качеству лидирует Зустрич, – перечисляет она. – Бунчук, Княгиня Ольга в 2015 году внесены в Госреестр. Короткостебельные. Годятся даже для технологии ноутил. На первое место по экономической эффективности выходит Фируза 40. Устойчива к болезням, достаточно одной обработки. Выдерживает соли и плохие предшественники. Сорт Багира прекрасно показал себя в Крыму по засухоустойчивости, по качеству и урожайности. Там это один из любимых сортов. Сорт Виктория 11 внесён в реестр по шестому-восьмому регионам. То есть эта пшеница может выдержать любые испытания. Виктория 11 и Нива Ставрополья – сорта интенсивного типа. Высевать их нужно по хорошим предшественникам. Если разместить по пшенице, по кукурузе, они не раскроют свой потенциал. Олимп и Ставка, внесённые в реестр в 2016 году, более универсальны. Сорт

Ставка вообще предназначен для экстенсивных технологий. По кукурузе, подсолнечнику можно сеять, он выдержит соли в почве и даст хороший качественный урожай. У него высокая устойчивость к болезням.

К слову, фермер из Неклиновского района Александр Дейнека перепробовал за годы работы уйму сортов – в нынешнем году он провёл уже 44-ю уборку в своей жизни. Как утверждает Дейнека, единственным стабильным сортом в его зоне рискованного земледелия (320-340 мм в год) остаётся зерноградский Ермак. Тем не менее для своей работы (производственные посевы плюс семеноводство) он предпочитает кубанские и ставропольские сорта. Причина тому – чистая «экономика».

– Для меня важна не урожайность, а сколько у меня в кармане остаётся от реализации этого урожая, – объясняет фермер свой подход. – Получать 60 ц/га 
пшеницы пятого класса мне неинтересно. Мне предпочтительнее получить 45 ц/га третьего класса. По нынешним ценам это выгоднее. Простая арифметика: сегодня разница между пятым классом и третьим классом составляет около трёх рублей. Когда хвастаются, что получили 85 ц/га, я задаю вопрос: а сколько у вас средств на расчётном счёте?

В прошлом году Александр Дейнека сеял девять сортов, в том числе четыре ставропольских и пять кубанских. Средняя урожайность получилась примерно одинаковая: 68-70 ц/га. Но были нюансы.

– Мы их высевали в одни сроки, на одном поле, по одному предшественнику, в одинаковых условиях, – рассказывает фермер. – Что мы заметили? Устойчивость ставропольских сортов селекционера Виктора Ковтуна к болезням, особенно к корневым гнилям. Мы сделали одну обработку фунгицидом ранней весной (хотя Ковтун говорил, что можно совсем без фунгицида обойтись). А по краснодарским сортам я вынужден был работать дважды, потому что флаговый лист стал покрываться болезнями. В результате мы немножко сэкономили на химпрепаратах при выращивании ставропольских сортов. И по качеству пшеница этой селекции оказалась лучше. Если «кубанцы» в предыдущие годы давали мне «четвёрку», то «ставропольцы» – обязательно «тройку».

По словам известного донского учёного, заведующего отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале ДЗНИИСХ Анатолия Грабовца, увлечение аграриев сортами кубанской и вообще южной селекции будет продолжаться «до первой настоящей зимы». А затем хозяйства может ожидать полный разгром: на узле кущения южные сорта выдерживают температуру максимум минус 16. А сорта ДЗНИИСХ – до минус 19. Европа, согласно последним сообщениям в интернете, ожидает необыкновенно лютую зиму, какой не было сто лет, предостерегает Грабовец. 

– Сорта наши неплохие, – говорит он. – Конечно, потенциал их пониже, чем у южан. Но для нашей зоны этого потенциала с головой хватает. И их с удовольствием используют. На смену Губернатору Дона, Августу, Авесте пришли Боярыня, Вестница, Донэра, Донмира, которые в прошлом году давали у нас 100 ц/га. И что главное: наши пшеницы в основной своей массе идут «тройкой» без разговора. Особенно по непаровым предшественникам. Мы залезли повыше на север: Воронежская, Липецкая, Белгородская области, где высевают свёклу и подсолнечник. Там Донэко даёт 4 т/га 
«тройки». Кроме того, у неё неплохая устойчивость к септориозу. Довольно приличная полевая устойчивость к бурой ржавчине. И устойчивая к майским заморозкам: держит -11…

Если кубанские селекционеры всячески советуют аграриям составлять при севе мозаику сортов, то Анатолий Грабовец утверждает обратное: в суровых условиях севера области ставку надо делать только на то, что хорошо себя зарекомендовало.

– Я не возражаю против мозаики. Но в агрохолдингах всё пошло по-другому. Я знаю хозяйство, где сеют только один сорт на 10 тыс. га. В следующем хозяйстве тоже сеют только один сорт. И, судя по мощному рывку в развитии, хозяин холдинга не проигрывает. Уж кто-кто, а эти ребята деньги считают в первую очередь. Это новая тенденция, от которой не уйти.

Поэтому на первое место, как бы нам ни хотелось, начинают выходить сорта-лидеры конкретной почвенно-климатической зоны. На Кубани ежегодное сумасшествие с осадками. Там богатые хозяйства. Очень много заводов по очистке семян. Они могут и семь, и девять сортов в одном хозяйстве своевременно очистить. И север наш – голая нищета. Каждый, конечно, должен высевать несколько сортов, это правильно. Но надо чётко учитывать биологию сорта, сортовую агротехнику. Один сорт – по одному предшественнику, другой – предпочтительно по другому…

«УралДон» – известный в Ростовской области агрохолдинг. Какие сорта и подходы применяют там? 

Глава холдинга «УралДон» Александр Ярошенко (в центре): «Оптимально выращивать пшеницу с протеином 12,5%»

Мозаика сортов здесь – одна из основ.

– Приводили в пример холдинг, где в одном хозяйстве один сорт, в другом – другой. У нас немножко не так. В хозяйствах минимум 15 сортов, – рассказывает президент «УралДона» Александр Ярошенко. – Есть базовые: Гром, Таня, Губернатор Дона, Донская лира. И понемножку на размножении – гектаров по 150. А вообще 30 сортов выращиваем на площади 28 тыс. га. 

Я сорта знаю, но не знал, чьей они селекции. Сейчас проанализировал. Получается, что в наших хозяйствах в Кагальнике, Зернограде, Багаевке 85% площадей находится под краснодарскими сортами. Сальск, Константиновка – 50 на 50 с зерноградскими. Ставропольских посеяли 12 га, посмотрим, что получится.

Как и в случае с Александром Дейнекой, в «УралДоне» при выборе конкретных сортов правит бал экономический расчёт. Только эффективность, ничего личного.

– Перед нашей встречей я позвонил руководителям подразделений, спросил, почему они используют те или иные сорта, – продолжает Александр Ярошенко. – Выходит, снова чистая экономика. Ещё три года назад в вале у нас было 35% «тройки». Причём твёрдой «тройки»: клейковина 24-25%. И около 50% «четвёрки». Немножко попадало и фуража – после подсолнечника, при позднем посеве. А средневзвешенный протеин 13,7% у нас был всегда. Потом стали анализировать. Так, ребята, а себестоимость «троечки» обходится на тысячу рублей на тонне дороже. А разница в цене между «четвёркой» и «тройкой» тоже тысяча рублей. То есть бессмысленно выращивать «тройку». Поэтому поставили агрономам задачу: 12,5% протеина на круг по хозяйству. Получишь 13% – я тебя накажу. Но получишь 12% – тоже накажу (смеётся). То есть 12,5% – это как раз экономически оптимально, – заключает президент «УралДона».

Тимур САЗОНОВ 
Фото Александры Кореневой 

Полную видеозапись «круглого стола» смотрите на портале Agrobook.ru

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин