Рынок в одночасье не отладишь
В рамках «Золотой осени» фермеры обсудили свои насущные дела
«Сельское хозяйство России за последнее время стало передовой и конкурентоспособной отраслью с устойчивыми темпами роста и хорошими перспективами», – говорится в приветствии Владимира Путина участникам выставки «Золотая осень».
Она завершилась в Москве в минувшую субботу. Почти 1 300 участников со всей России – фермеры, поставщики техники, удобрений, кормов, готовых продуктов – показали всё лучшее, чего сумели добиться. На выставке АККОР провела межрегиональную конференцию, посвящённую вопросам создания системы поддержки фермеров и развития сельскохозяйственной кооперации.
Обстановка была максимально приближенной к реалиям сельской жизни. Характерные запахи настоящей фермы, распространяемые многочисленным стадом коров, овец и прочей живности. Тюки сена чуть ли не под самыми дверьми зала заседаний. А за стеной – ржание гнедого жеребца по кличке Буцефал.
Премьер Дмитрий Медведев, открывая «Золотую осень», конспективно обрисовал итоги, цели и задачи АПК, масштабы и меры финансовой поддержки: «За шесть лет из федерального бюджета мы направили в агропромышленный комплекс один триллион 200 миллиардов рублей. Беспрецедентная сумма, которую никогда прежде сельское хозяйство не получало. На этот год мы предусмотрели более 250 миллиардов рублей федеральных средств. Сейчас идёт работа над бюджетом 2019-го и двух последующих лет. Этот бюджет пока не принят, но совершенно очевидно, что аграрии им разочарованы не будут. Мы сохраним все инструменты, меры поддержки, объёмы финансирования, которые в настоящий момент имеем».
Благодаря этой поддержке, поделился премьер впечатлениями от увиденного на выставке, появляется альтернатива зарубежной сельхозтехнике. Например, наша зерноочистительная машина в четыре раза дешевле датского аналога. К тому же позволяет работать с переувлажнённым зерном, что очень важно для страны, где много земель в зоне с неблагоприятным климатом.
Открывая заседание конференции, президент АККОР, первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников напомнил о «стратегических ориентирах» АПК, обозначенных Владимиром Путиным в Минводах. Глава государства назвал сельское хозяйство ключевой отраслью. А поощрение малого и среднего предпринимательства – делом особой важности. Что, собственно, и было основной темой конференции.
Не остаться «в минусе»
Извечная тревога крестьянина не выйти по нулям или в минусе, завершая хозяйственный год, тем не менее остаётся. Ключевая проблема – доходность хозяйств. Без доходов нет и полноценного развития. Яркий пример – события прошлого года. Собрали рекордный урожай злаковых культур, отправили на экспорт рекордное количество зерна, а почти в 50 регионах рентабельность этой отрасли составила около пяти процентов.
Минсельхоз тогда не воспользовался механизмом закупочных интервенций, который призван стабилизировать цены на внутреннем рынке, льготными перевозками железнодорожным транспортом. В результате среднегодовая цена оказалась около 7,5 тысячи рублей за тонну, или 88 процентов к уровню 2016 года. Многие хозяйства и вовсе балансировали на грани рентабельности.
В цепочке от поля до прилавка, сетовали участники конференции, крестьянин – самое слабое звено. Остальные партнёры – и переработчики, и транспортники, и торговые сети – получают значительно больше доходов. К тому же сохраняется пресловутый диспаритет цен. Весной прыгнули они на горюче-смазочные материалы. Только за май – на шесть, а в некоторых регионах – на 20 процентов и больше. Перед осенней посевной отдельные виды минеральных удобрений подорожали на 10-20 процентов.
Цена тонны пшеницы за последние два года почти не изменилась, в то время как горючее подорожало на пятьдесят процентов. «Отслеживает ли Минсельхоз возросшие затраты на ГСМ? В мае их скачок был компенсирован селу лишь на пять из обещанных 12 миллиардов. Где остальные семь миллиардов? Задолжали фермерам – отдайте!»
Будем просить правительство рассчитаться сполна, принимаются меры стабилизации рынка, отвечали В. Плотников, директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза России Владимир Свеженец, другие представители федеральной власти. Это и компенсация железнодорожных тарифов, и точечное применение зерновых интервенций, другие стимулы.
Нынче многие фермеры, как выяснилось, опасаясь очередного подвоха с зерном, предусмотрительно «переформатируют» своё производство под «высокомаржинальные» культуры.
Такие как соя, рапс, которые к тому же повышают плодородие. Их площади в этом году выросли на 1,3 миллиона и впервые в России составили 14 миллионов гектаров.
Острая, актуальная тема – повышение отдачи земли. Уже сегодня хозяйства юга, Центрального Черноземья в состоянии довести среднюю урожайность зерновых до ста центнеров.
Конференция АККОР
Дело за селекционерами, семеноводами. В хозяйствах Кубани, например, семян перспективных отечественных сортов не более трети от потребности. Если крупные хозяйства как-то решают для себя проблему размножения, обновления перспективных сортов и культур, то как быть «малышам»?
Ежегодно фермеры вводят в оборот до миллиона гектаров пашни, в то время как другие предприятия АПК её забрасывают. Но угодья зачастую расположены за 12-15 и более кило-метров от места жительства. Много времени уходит на переезды, есть проблемы и с охраной собственности.
– Когда же, наконец, нам позволят селиться на своей земле, возводить жильё, хозяйственные постройки?
– Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который это разрешает крестьянским, фермерским хозяйствам, – отвечал Плотников. – Соответствующие изменения будут внесены в Земельный кодекс и другие правовые акты.
Наше сельское хозяйство подвержено значительным природным рискам. В этом году многие предприятия, в том числе фермерские, понесли урон от жёстких природных катаклизмов.
Режим чрезвычайной ситуации объявлен был в 23 регионах. А застраховано по стране всего два процента посевных площадей. Надо бы, говорили фермеры, как можно быстрее помочь пострадавшим, выделить необходимые средства.
Президент АККОР с этим согласен. Что касается страхования, правительство в рамках единой субсидии намерено выделять на это деньги. Но надо разобраться с обманами, невыплатами со стороны недобросовестных компаний. Получив страховую комиссию, не торопятся выполнять свои обязательства перед клиентами. Есть предложения сосредоточить это важное дело в руках государства.
До открытия конференции её участники посетили павильоны «Золотой осени». Ознакомились с достижениями коллег из других регионов, обменялись мнениями, информацией. Так, в Московской области резко возросло количество крестьянских, фермерских хозяйств. На село, оставляя городские квартиры, потянулась молодёжь. Власти предоставляют начинающим фермерам грант в три миллиона рублей. Через два года они могут рассчитывать на второй, до 42 миллионов рублей, для развития семейной животноводческой фермы.
Поддержка малых форм хозяйствования, сельхозкооперативов – одна из стратегических задач и для руководства Краснодарского края. Будет ли так повсеместно, что для этого предпринимается? Нельзя ли, пока фермер не встал на ноги, освободить его от платы за подключение к коммуникациям, обеспечить минимальный процент по кредитам?
Вопросы, вопросы. Ответы предстоит искать Минсельхозу, Минфину, Россельхозбанку, другим федеральным структурам и ведомствам.
За кредитом набегаешься
Генеральный директор АО «Росагролизинг» Павел Косов на многие из них, в пределах своей компетенции, ответил положительно. С 2002 по 2017 год компания поставила в хозяйства свыше 84 тысяч единиц техники на сумму более 162 миллиардов рублей. Её машины обрабатывают пашню, убирают урожай примерно на десяти миллионах гектаров, что составляет пятую часть площади, занятой зерновыми культурами.
Косов поблагодарил собравшихся за высокую платёжную дисциплину в рамках исполнения льготной программы. Её участниками стали фермеры из 39 регио-
нов России.
В отличие от других финансовых организаций, работающих в системе агропромышленного комплекса, «Росагролизинг», по словам его руководителя, предлагает клиентам исключительно выгодные условия сотрудничества. Величина вознаграждения, согласно договорам аренды, ниже уровня инфляции, а выплаты приведены в соответствие со сроками эксплуатации техники. Это позволяет фермерам равномерно распределять финансовую нагрузку.
Пользуется спросом и лизинг племенных животных: более 635 тысяч за пятнадцать лет, на тридцать миллиардов рублей. Кроме того, компания оборудовала около миллиона скотомест ценой в 20,5 миллиарда рублей.
С марта 2018-го по 2020 год, напомнил Косов, работает программа развития сельхозкооперации с использованием элементов федерального лизинга. Цель – оснащение наиболее востребованными машинами и механизмами, оборудованием для элеваторов, переработки продукции. То есть предметов, необходимых для успешной работы сельхозкооперативов различного профиля.
Предусматриваются льготы по платежам, дополнительные скидки на покупку машин и оборудования, другие преференции.
На экране зала заседаний мелькали графики, диаграммы поступательного роста, подтверждающие сказанное руководителем компании. Успехи, конечно, есть, соглашались участники диалога. За последние годы удалось сделать многое, восстановить репутацию «Росагролизинга», подмоченную бывшим руководителем Еленой Скрынник. Однако за прошлый год «Росагролизинг» поставил тракторов и комбайнов селу меньше прежнего, вдвое снизились темпы обновления парка. Цены выросли, машиностроители снижать их не торопятся, выжидая, когда государство увеличит субсидии на закупки.
Выступающие просили Павла Косова дополнительно выделить квоты на закупку техники для членов АККОР. Транш на лизинговые программы 2018 года, ответил он, уже исчерпан.
Когда речь заходит о деньгах, о льготах, прочих преференциях, официальные лица, от которых это зависит, становятся менее сговорчивыми. Фермеры постоянно испытывают это на себе. Особенно много претензий накопилось к финансовым, кредитным учреждениям. Их высказали директору департамента малого и среднего бизнеса Россельхозбанка Татьяне Пантелькиной.
– Обслуживаем, – доложила она, – до четырёх тысяч фермерских хозяйств.
– Четыре из двухсот пятидесяти тысяч, мизер, – сокрушённо заметил Владимир Плотников, выразив общее мнение зала.
По замыслу, Россельхозбанк – партнёр, финансовая опора, в том числе малого бизнеса. Но если крупное сельхозпредприятие может без особых проблем оформить льготный кредит, фермер с такой заботой намается. Согласно постановлению правительства от 29 декабря 2016 года, за уполномоченным банком закрепляется право требовать от клиента соответствующие документы. Это, вроде, само собой разумеется. Но дело в том, что у банка нет чёткого, детального их перечня. Отсюда недоразумения, конфликты.
– Приходишь за получением кредита, – поделился горьким опытом один из выступавших, – а в банке говорят: «У вас в 2009 году была задолженность». На этом основании отказывают.
Идёшь в другой банк – история повторяется. И никто не хочет принять во внимание, что за прошедшие девять лет ситуация могла коренным образом измениться, недоимка давно погашена.
В правилах предоставления субсидий определено, что у заёмщика при этом нет задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по оплате.
Условие, сетовали выступавшие, очень жёсткое, не имеющее оговорок и уточнений. Бывает, фермер не согласен с начисленной суммой, подаёт в суд. И во всё время разбирательств на нём висит задолженность. А признание судом спорных начислений незаконными не влечёт за собой восстановление права на получение льготного кредита.
В федеральном бюджете на 2017 год Минсельхозу были выделены ассигнования в объёме двухсот миллиардов рублей. Не использованы и возвращены в казну 12,2 миллиарда. Из них 5,4 миллиарда – средства, предусмотренные на льготное финансирование, и 4,8 миллиарда рублей – на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам.
Выходит, деньги вернули обратно, как бы за ненадобностью, а взять их, пустить в дело не получается.
Нет у фермера кредитной истории, нет зачастую имущества, достаточного для залога. Порой не хватает опыта оформления финансовых документов. В качестве одной из мер поддержки специалисты предлагают при выделении льготных краткосрочных кредитов тем же агрохолдингам, под закупку сырья, заложить квоту, в несколько процентов, на заказ продукции у фермеров. Тогда для них снимется много забот. В том числе с оформлением банковских документов. Крупное предприятие знает материальные возможности соседей-«малышей». Может с ними решать вопросы поставок, финансирования к обоюдной выгоде. Фермер получит средства, в том числе на посевную, уборочную кампанию, холдинг – надёжного партнёра. Это может значительно упростить ситуацию с кредитами.
Словом, безнадежно устарели многие правила игры. Предлагалось внести поправки в законодательство, определяющие пределы задолженности по налогам и сборам, другим обязательным платежам в федеральный бюджет. Например, не более пяти процентов от активов хозяйства на последнюю отчётную дату.
Управление фермой, отмечали многие участники конференции, это бизнес. И весьма непростой. Основные принципы, которым должен следовать владелец: хозяйство расширять постепенно, в соответствии с жизненным опытом и материальными возможностями. Сегодня от руководителя малого, среднего сельхозпредприятия требуется способность перспективно мыслить, работать в нестабильной обстановке, пользоваться методами и средствами стратегического планирования. Такими качествами, как видим, обладают далеко не все.
В Айове (США), как уже писал «Крестьянин», проводят ежегодные собрания молодых фермеров штата. Мероприятие включает семинары, посещение лучших сельхозпредприятий, выступления признанных специалистов отрасли. Предлагаются программы, помогающие расти профессионально, соблюдать экологические нормы и правила. Информация об этом, кстати, размещена и на сайте АККОР. Надо полагать, не случайно. Пора основательно взяться за обучение кадров этой важной профессии. Тогда и поддержка, преференции государства будут использованы с максимальной отдачей.
Александр ДЕМИДОВ
г. Москва