«Мы устали платить взятки!»

Грузоперевозчики России требуют остановить коррупцию на постах весового контроля

Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» решила положить конец перевозкам с существенным перегрузом. Вес фур, наполненных зерном, в два-три раза превышает допустимый порог, но сотрудники ГИБДД закрывают на это глаза. Причина – в «абонентской плате», которую вымогают с перевозчика.

Письмо с требованием остановить крышевание на дорогах отправлено президенту Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, главам Минсельхоза и Минтранса России.

«Условия работы для транспортных компаний в области перевозок сельскохозяйственных грузов стали абсолютно неприемлемыми, – говорится в обращении “Грузавтотранса”. – Большинство участников рынка работают с грубейшими нарушениями. Основной проблемой были и остаются криминальные по сути перевозки с существенным перегрузом».

Проблема перегруза вызвана банальным желанием грузовладельцев сэкономить на перевозках, считают в «Грузавтотрансе». Самим перевозчикам забивать машину под завязку не выгодно: от этого гробятся тягачи и прицепы, есть риск попасть в ДТП и заработать разорительный штраф (до 500 тысяч рублей). Зато грузоотправителям – сплошная выгода: доставил груз, рассчитанный на две-три машины, а заплатил только за одну.

«В некоторых случая грузоотправители даже не боятся документально фиксировать заведомое нарушение закона и составлять нелепые договоры – дескать, перевозчик сам заезжает на погрузку и сам, по своей воле, загружает машину с перегрузом», – говорится в письме ассоциации.

– Таким образом грузоотправитель снимает с себя ответственность, – объяснил президент «Грузавтортранса» Владимир Матягин. – Ведь по закону погрузчика тоже могут оштрафовать. А так – никакого наказания не последует.

Перевозчики, говорит Владимир Васильевич, вынуждены идти на поводу у заказчика, чтобы не терять контракты: «Перевозчик везёт с перегрузом чтобы хоть что-то заработать».

 Те же транспортные компании, которые отказываются участвовать в махинациях, не выдерживают конкуренции по стоимости своих услуг.

– Добросовестные участники рынка находятся на грани банкротства, – говорит Владимир Матягин. – Отрасль просто уничтожается. Вы сами знаете, в каком состоянии транспорт у тех же перевозчиков зерна – старые убитые машины. Многие перевозчики звонят, говорят: «Мы собираемся вставать». Но вставать – это не решение вопроса. 

Юг тоже засветился

Некоторые крупные фермеры Ростовской области, обсуждая с «Крестьянином» цены на зерно, признались, что давно перешли на условия продажи «франко-склад».

– Доставлять зерно в порт невыгодно. На каждом посту останавливают, за беспрепятственный проезд нужно платить. В результате выигрыш от разницы цен на складе и в порту несопоставим с теми расходами, которые приходится нести за перевозку зерна, – признался на условиях анонимности один из сельхозпроизводителей. – А так отдал зерно, и то, как они его довезут, уже не твои проблемы.

По словам Владимира Матягина, в разных регионах России «абонентская плата» за беспрепятственный проезд варьируется от 10 до 30 тысяч рублей. Взамен перевозчик получает опознавательный знак, табличку, штамп в товарно-транспортных документах, взглянув на который, инспектор дорожной службы тут же отпускает грузовой автомобиль.

Картину необычно быстрой проверки Владимир Васильевич заснял на пункте по пути в Новороссийск, возле села Владимировка. В видеоролике Матягин не раз обращает внимание на то, что зерно насыпано «с горкой», бока грузовиков нарощены, а колёса проседают под тяжестью.

– Знаете, по дороге через Крымск, после заправки, есть известное место, где стоят «решальщики», которые ставят штампики на путевые листы – знак того, что перевозчик проплатил. Это отлаженная система, через которую идут огромные деньги, – говорит глава «Грузавтотранса». – Я могу понять, когда махинации затрагивают только один субъект – на региональном уровне кто-то может «договориться», но ведь большегрузы пересекают порой полстраны с явным перевесом.

Всего по России, по подсчётам ассоциации, в сфере перевозки грузов (вообще всех, а не только сельскохозяйственных) коррупционная составляющая сжирает около 100 миллиардов рублей в год. За эти деньги можно было бы отремонтировать половину сельских дорог в стране.

Проверить терминалы и порты

– Законы должны быть для всех одинаковыми и должны жёстко контролироваться со стороны государства. А у нас отсутствует тотальная система контроля, – сетует Матягин.
«Грузавтотранс» в обращении к президенту и правительству требует, чтобы исполнительная власть проверила всех, и в первую очередь – дорожные службы и зерновые терминалы.

Потому что проще всего сделать виноватыми именно перевозчиков, ведь большая их часть представляет собой микробизнес, причём это бизнес-сообщество довольно разрозненное.

В «Грузавтотрансе» надеются, что обращение ассоциации даст толчок к масштабным проверкам.

– Но ведь правоохранительные органы, скорее всего, будут требовать от вас конкретных имён...

– Мне говорили: «Дайте факты». То есть сделайте за нас работу, поймайте негодяев – а мы их потом посадим, – говорит Владимир Матягин. – Наша задача – обратить внимание на бардак, а факты правоохранители должны сами добыть. Можно приехать в любой порт, взять выемку документов и увидеть, что все с перегрузом едут. У нас заказчики потворствуют нарушению законодательства, и это должно заботить в первую очередь государство. Прокуратура должна всех трейдеров на уши поставить. Сказать: «Будете нарушать закон – мы вам кислород быстро перекроем». И всё. Ни одна машина с перегрузом не пройдёт. 

Ну а пока... «Контролирующие органы создают видимость работы, но никаких реальных действий по наведению порядка и наказанию виновных не предпринимается», – говорится в обращении «Грузавтотранса».

Вот ещё пара цитат.

«Сколько бы государство не инвестировало в строительство и ремонт дорог, пока по ним передвигается перегруженный транспорт, дорожное полотно разрушается ускоренными темпами. Мы видим в этом глобальную проблему – деньги на строительство дорог будут потрачены неэффективно».

«Нас, автогрузоперевозчиков, больше 6,5 миллиона. Мы устали постоянно под всех прогибаться. Мы устали возить с перегрузом. Мы устали платить взятки! Мы хотим, чтобы законы работали для всех».

Реакция адресатов обращения пока неизвестна. По словам Владимира Матягина, его пригласили на встречу в Минсельхозе России 22 января.
«Крестьянин» следит за развитием событий.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин