Греко-русская судьба
Замок Лакиеров в Ростовской области силами государства не спасти
Вне всякого сомнения, замок Лакиеров – одно из самых необычных зданий в Ростовской области. Дворянская усадьба на берегу Таганрогского залива принадлежала путешественнику, историку и геральдисту Александру Борисовичу Лакиеру и его супруге. Здесь было целое процветающее поместье с собственной мельницей. Нынешнее состояние замка весьма плачевно: мельница давно рухнула, и замок вполне может последовать за ней. Резиденция стоит в самом центре села Золотая Коса Неклиновского района. Местные жители могут воочию наблюдать, как погибает красивая старинная постройка. Или нет?
Привидения в дворянском гнезде
Известный в истории Таганрога греческий род Комнино-Варваци в начале девятнадцатого века породнился с обрусевшими немцами рода Лакиеров. Александр Борисович был женат на Елене Комнино-Варваци, правнучке Ивана Андреевича Варваци. Отец геральдиста, Борис-Марк-Моритц Лакиер, в составе комиссии дал заключение о причинах смерти Александра I в 1825 году, когда личный врач императора лейб-хирург Тарасов отказался подписать акт.
Елена и Александр Лакиеры – первые владельцы замка
Александр Борисович много путешествовал. Он плыл из Европы в Северную Америку, о чём подробно писал в дневнике. Рукописи легли в основу «Путешествия по Северо-
Американским Штатам, Канаде и острову Кубе». В 1855 году он издал «Русскую геральдику». Помимо странствий и исторической деятельности Лакиер был хорошим хозяином. Вместе с супругой Еленой Марковной и детьми он владел образцовым поместьем. Здесь обжигали кирпич и производили черепицу, держали скот и ловили рыбу, мололи муку и выращивали фрукты, а из урожая виноградников делали вино. К работе на поместье Лакиеры привлекали вольнонаёмных работников.
Годы Советского Союза наложили на замок Лакиеров свой отпечаток. До сих пор местные жители уверены, что резиденцию изуродовали. Замок использовали в качестве местного Дома культуры и библиотеки. Подоконники до сих пор завалены подшивками старых газет. Видимо, в те годы старинный кирпич и покрыли слоем штукатурки. А внутреннюю отделку решили изменить и «украсили» пластиковыми советскими плитами розового и зелёного цвета. Увидеть это можно только на фотографиях и через окна. Зима и снежная наледь парализовали калитку; внутрь не пройти. Впрочем, местная ребятня нашла выход. Точнее, вход. Причём целых три.
Речь идёт, во-первых, о дыре в осыпающемся фундаменте постройки, через которую запросто протиснется среднестатистический подросток или даже взрослый. Во-вторых – о подвальной мини-дверце, которая, очевидно, когда-то была, а сейчас отсутствует. Вход ничто не загораживает, и если присесть, то пролезть внутрь не составит труда. Очевидно, местные уже давно опробовали этот способ: пол помещения усыпан пластиковыми бутылками, пакетами, бумагами и прочим мусором.
Задняя часть замка рушится
Про третий вход власти как будто забыли – а он ещё удобнее, чем первые два. Не надо садиться на корточки или пролезать через лаз. Можно войти в полный рост. К проёму ведёт лестница. На подвальном входе не то что замка – двери нет. На полу лежат осыпающиеся кирпичи и мусор.
Зато передний двор замка обтянут железным забором. Спросите, как тогда корреспондент «Крестьянина» насчитал три потенциальных входа в здание? Дело в том, что забор упирается в передний фасад замка. А три остальные стороны резиденции ничем не огорожены.
Облицовочная штукатурка побурела и потрескалась, кое-где пробивается истинный облик здания – благородный кирпич. Перил на балконе почти нет, в полу зияют дыры. Старинные окна побиты, сквозь краску решёток проступает ржавчина.
Местные жители называют замок «дачей Лакиеров». По рассказам детей, пройти внутрь и впрямь не составляет особого труда, но «пару раз сходишь, и приестся». Кто-то сочиняет легенды, что в замке водятся привидения и иногда слышны голоса.
– Никакие это не привидения, – уверенно говорит местный мальчик. – Это старшие ребята, они туда ходят пиво пить и курить тайком. Иногда они тихо воют. Наверное, им по приколу.
– Раньше на территории поместья была высокая кирпичная мельница, – говорит местная жительница Вера Громакова. – Но она рухнула. Здесь много чего осыпается. Зато позади замка до сих пор стоит лакиеровская лестница – спуск к морю.
Лакиеровская лестница – это вмонтированные в землю плиты, по которым можно спуститься к заливу. Вид, кстати, бесподобный. Даже зимой.
Никому не нужный замок
В интернете немало публикаций на тему замка Лакиеров. Есть туристические заметки и фотографии, исторические тексты и даже собственный сайт замка, который немного рассказывает о резиденции и призывает пользователей сети перечислить денег на ремонт кровли. По рассказам жителей, крыша жутко текла, и её залатали несколько лет назад.
Этой мельницы на территории поместья уже нет
Помнят местные жители и телевизионный сюжет о том, что волонтёрскими силами удалось собрать немного денег – очевидно, на ту самую кровлю. Между тем, замок Лакиеров находится на балансе районной администрации.
– Кровлю на волонтёрские деньги сделали, – заявила Элеонора Скляр, начальник отдела культуры администрации Неклиновского района. – Они собрали шестьдесят тысяч, ровно столько же добавил местный бюджет. На полученную сумму были сделаны самые элементарные работы по укреплению крыши. Просто чтоб она не рухнула и не текла. Благодаря этим деньгам кровля продержалась почти полтора года.
– В советское время усадьба была на балансе у какого-то сельского предприятия, но при его реорганизации в девяностых все документы на замок потерялись. Само здание почти тридцать лет было ничейное, – рассказывает Элеонора Скляр.
Она добавила, что работает в районной администрации десять лет, и уверяет, что была в числе тех, кто первым озаботился спасением замка Лакиеров. По её словам, всё началось, когда выяснилось, что резиденция – объект культурного наследия регионального значения.
Но поначалу никто не имел права этим заняться, потому что было непонятно, кто владелец замка. В итоге приняли такое решение: сначала установить, что объект бесхозный, потом уже что-то делать. Возможные потомки Лакиеров не объявлялись, на замок столько лет никто не претендовал. Зато интересовались им обычные люди. Например, пришла как-то парочка молодожёнов: «Можно ли как-то приобрести замок? Мы хотим там жить».
«Будем устраивать балы на селе»
Скляр рассказывает, что три года назад делегация представителей областного минкульта и администрации Неклиновского района отправилась в Москву. По её словам, они повезли полный пакет документов, чтобы оформить замок Лакиеров в федеральную собственность.
– На реставрацию замка денег надо немеряно; у нас такой суммы и в помине нет. А работы надо начинать с обрыва, из-за которого всё рушится. Наши представители поехали в столицу как раз тогда, когда в федеральном Минкульте грянул скандал с арестом замминистра. И на том всё закончилось. Документы там и остались – и где они, теперь никто не знает, – утверждает Элеонора Евгеньевна.
Усадьба Лакиеров изнутри
За замок Лакиеров отвечает отдел культуры Неклиновского района. В 2015 году отдел заключил договор о реконструкции усадьбы. На замок району выделили полмиллиона рублей.
Элеонора Евгеньевна протягивает увесистую папку с документами и фотографиями замка. В договоре три пункта. В первом говорится, что отдел культуры должен выполнить обследование конструкций усадьбы до 1 декабря 2015 года. Во втором – что по результатам обследования обязан выполнить научно-проектную документацию по сохранению усадебного дома до 1 декабря 2016 года. В третьем – выполнить работы по сохранению усадебного дома в соответствии с согласованной научно-проектной документацией – до 1 декабря 2017 года.
Все сроки прошли, и район был вынужден заплатить штраф.
– Мы пригласили экспертов. Они работали целый год, сделали визуальное и инструментальное обследование, нарисовали всё, что можно сделать. То есть первый пункт договора у нас выполнен. Мы перешли ко второму и обнаружили, что только составление проектно-сметной документации обойдётся в десять миллионов рублей. А это, на секундочку, только план, – говорит Скляр.
В прошлом году отдел культуры заключил договор на выполнение проектно-сметной документации. План ожидается до декабря 2019 года.
– Получим проектно-сметную документацию – немедленно выставим объект на торги на сайте госзакупок, – обещает она. – По предварительным подсчётам, реставрация усадьбы обойдётся в более чем сто миллионов рублей. И есть инвесторы, которые готовы вкладываться в реконструкцию. Но пока мы не выставим объект на торги, у них нет полномочий вмешиваться.
«Инвестор» планирует приобрести усадьбу в частную собственность.
– В договоре будет указано, что здание с обременением. Это должен быть полностью восстановленный замок. Семь лет строго по указанным периодам собственник должен будет реставрировать замок. Не укладывается в семь лет – замок из его собственности изымается, и собственнику ничего не возвращают. Кроме того, резиденция должна будет выполнять просветительские функции, – сообщает Элеонора Скляр. – Замок может стать частным музеем или культурным центром – подразумевается несколько залов, совмещающих музейные экспозиции по истории Лакиеров, библиотеку, а также зал для проведения балов. Во дворце Алфераки ведь проводят балы, чем мы хуже? Если всё получится, то мы будем устраивать балы на селе. Лакиеры их проводили, у них даже была специальная большая зала.
Правда, и тут не всё так просто. Частный собственник может поселиться в замке, а под просветительские цели отдать небольшую часть усадьбы.
– В замке есть жилые комнаты, и такое может быть, – признаёт начальник отдела культуры.
Что касается трёх свободных входов в замок, Элеонора Евгеньевна сказала, что зайти оттуда можно, но далеко пройти не удастся.
– После последних обрушений в замке там никто не собирается – слишком опасно, – уверена она. – Пока у нас, слава богу, никаких несчастных случаев не было. Вы показали фотографии открытых входов – спасибо за сигнал, будем реагировать. Но мы и сами заложники ситуации: приближаться и заходить нелицензионной компании нельзя, потому что это объект культурного наследия. А с другой стороны, нас штрафуют за то, что мы ничего не делаем, чтоб его сохранить.
Подытожим. Очевидно одно: на финансовую помощь и статус государственного музея замку рассчитывать не приходится. Похоже, у резиденции три возможных судьбы. Первая – самая незавидная: усадьба рухнет из-за старости либо сползёт в обрыв. Вторая – достанется частому собственнику, который может отдать под просветительские цели малую часть замка. Третья – покупатель превратит замок в культурный центр, который будет радовать жителей области.
«Крестьянин» будет следить за развитием ситуации.
Ирина БАБИЧЕВА
Неклиновский р-н, Ростовская обл.
Фото автора и из архива администрации
Неклиновского района