Кооперация на экспорт

Как партнёрство помогает производителям и переработчикам сырья повышать доходность друг друга

Благодаря кооперации с переработчиком пайщики кооператива «Донской маяк» продают свою продукцию дороже, чем в среднем по рынку. Кроме того, за счёт объединения они успешно поставляют её на экспорт: мука из нута, красная чечевица, котлетные массы пользуются широким спросом и в России, и за её пределами. О нюансах выращивания и переработки бобовых культур, а также о том, как повысить маржинальность сельхозбизнеса, шла речь на традиционном уже заседании Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин» на базе ООО ПКФ «Маяк».

Зерноградская производственная фирма «Маяк» хорошо знакома нашим читателям. В 2019 году исполняется 30 лет, как это предприятие перерабатывает зерно и бобовые, выпуская свыше 40 наименований продукции – круп, каш, смесей и т. д. Почти шесть лет назад на базе фирмы был создан кооператив «Донской маяк» – он объединил вокруг перерабатываю­щих мощностей четыре десятка фермеров – поставщиков сырья со всего юга России.

С переработчиком кооператоры работают на взаимовыгодных условиях – заранее получают под урожай семена бобовых культур, сдают по более высокой цене выращенную продукцию. Кроме того, на базе предприя­тия члены кооператива могут по себестоимости переработать зерно – и опять-таки продать его «Маяку» либо реализовать самим. Взамен переработчик получает стабильные поставки качественного сырья (консультанты «Маяка» помогают аграриям в выращивании бобовых), а также поле для «маневра». Периодически фермеры пробуют на своих полях выращивать нетрадиционные культуры по заказу завода. «Маяк» долгие годы продаёт продукцию за рубеж, и пайщики кооператива уже научились отлично выращивать нут, красную чечевицу, полбу, просо. На очереди, к слову, жёлтая суповая чечевица – спрос на неё в Китае и странах Ближнего Востока увеличивается постоянно.

Кстати, как утверждает замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Дмитрий Репка, за последние пять лет общий интерес донских аграриев к бобовым культурам возрос в разы.

– В 2013 году площади под зернобобовыми в регионе составляли 144 тысячи га, а в 2018-м – уже 221 тысячу га, – рассказал чиновник. – Значительно увеличились посевы нута, гороха, чечевицы.

И вширь...

За тот год, что прошёл со времени последнего заседания Клуба агрознатоков на базе ПКФ, в работе «Маяка» наметились две новые важные тенденции. Во-первых, созданный год назад, опять же, на основе предприя­тия Клуб экспортёров расширяет число участников – и географию поставок. Во-вторых, в компании пошли на «горизонтальную» кооперацию с другими переработчиками – из Ростова, Сальска, Армавира, Москвы... И теперь партнёры «Маяка» занимаются ещё более глубокой переработкой продукции, выпускае­мой на заводе.

Например, из очищенного там нута делают муку, из бобовых смесей – готовые суповые полуфабрикаты, коктейли, хумусы и т. д. Всё это расширяет возможности для сбыта первоначального сырья и повышает общую прибыль всех участников процесса.

– Сегодня в нашем Клубе экспортёров насчитывается 16 участников, – рассказала бессменный директор ПКФ «Маяк» и давний друг редакции «Крестьянина» Любовь Железная. – И 12 из них уже представлены на трёх крупных зарубежных площадках в Дубае, вьетнамском Хошимине и в Шанхае. А недавно благодаря Российскому экспортному центру нам выделили 20 квадратных метров для шоу-рума на очень крупной выставке сельхозпродукции в Турции… Кроме того, мы заключили выгодный контракт на поставку бобовой продукции в республики Судан и Кению – в течение всего 2019 года будем его исполнять.

Прелести поставок за рубеж через Клуб экспортёров (по сути, «на плечах» переработчика) в ушедшем сезоне познали в ставропольской фирме «Агросистемы». Из-за серьёзной засухи, которая поразила весь юг России, в хозяйстве получили урожай красной чечевицы менее 10 ц/га. При этом в какой-то момент на рынке цена на эту бобовую культуру сильно просела. Тем не менее в компании смогли получить достойную маржу благодаря тому, что «пропустили» сырьё через перерабатывающие мощности «Маяка» и реализовали полученный продукт за кордон.

– Мы решили пойти на переработку из-за низкого урожая, – подтверждает гендиректор «Агросистемы» Рамиль Кочекаев. – Поэтому везде есть свои плюсы – был бы хороший урожай, продавали бы сырьё. Но теперь мы хотим всю чечевицу отправлять только на завод. Если на сырье ты имеешь рубль-полтора с килограмма, то на переработке получается и три, и пять, в зависимости от конъюнктуры рынка. Сейчас у нас на складах лежит 150 тонн готовой продукции, намерены реализовать её в Турцию. А в дальнейшем – расширять площади под чечевицей. Благодаря Клубу экспортёров можно и маленькие заявки обрабатывать, по 20 тонн, и большие – в кооперации с другими членами кооператива.
Хорошие цены на сырьё бывают не всегда, особенно на бобовые, признаёт Любовь Железная. И тем не менее убеждает членов кооператива не снижать площади под посевами.

– Мы просим не опускать руки, невзирая ни на какие ценовые качели – говорит она. – В прошлом сезоне я всех убеждала: будет «просяной» год. Но мне поверили только два человека, остальные потом жалели. Этот год будет «чечевичным» – судя по мировым остаткам, по планам поставок… Если раньше были заявки на сотни тонн красной чечевицы, то теперь идут на тысячи тонн! Надо верить. У китайцев есть поговорка: «Каждый продукт должен дождаться своего времени». Мы часто ею пользуемся при ведении бизнеса. И потом, наши пайщики могут подтвердить: в прошлом году, даже когда цена на чечевицу упала до 12 рублей за килограмм, мы на заводе не принимали её дешевле 18 рублей. Всегда стараемся пойти навстречу сдатчикам, потому что знаем: рентабельнее продавать свою продукцию через переработку.

…и вглубь

Судя по всему, этот тезис взяли на «вооружение» сразу несколько пищевых компаний и хозяйств: на основе продукции «Маяка» они стали выпускать свою. Например, один из членов кооператива, имеющий собственную мельницу, занялся производством редкой муки из нута, чечевицы, полбы. Это позволило ему загрузить простаивающую мельницу на 100% и получить дополнительную прибыль. Конечно, поначалу пришлось немало постараться.

– Каждый участник кооператива вносит свой вклад, – рассказывает глава сальского КФХ Александр Маляров. – Я вижу свою помощь такой. Чтобы получить продукт нужного качества (тут много параметров – глубина помола, чистота продукта, зольность муки), я провёл до сотни разных экспериментов. Мы работали на оборудовании волгодонского завода «Агат», но его пришлось сильно модернизировать. Однако в итоге заказчики остались довольны, и теперь эта мука также отправляется за рубеж.

…Кубанский предприниматель Алексей Корниенко сотрудничает с «Маяком» уже почти десяток лет. Его компания выпускает до 50 наименований диетического, постного и вегетарианского питания без каких-либо добавок: быстрорастворимые супы, питательные напитки, сладости и т. д. Они поставляются в полтысячи магазинов «здоровой пищи» по всей России.

– Наша цель – донести всё полезное, что есть в зерне, в бобовых, до потребителя, – говорит Алексей Корниенко. – И как показывает жизнь, такое питание становится всё более востребованным. Но для его производства крайне важно качество продукта: тот же нут, полба, чечевица – очень сорные культуры, и пока из них что-то получится, должна пройти многоступенчатая очистка. Без оборудования, которое есть на «Маяке», мы бы не смогли добиться высокого качества. Основную часть сырья мы получаем именно в Зернограде.

Сотрудничество с партнёрскими компаниями даёт синергетический эффект каждой из сторон, считает Любовь Железная.

– Если раньше у нас было 42 вида продукции, то сейчас мы с гордостью говорим, что её больше сотни – за счёт поддержки коллег. На глубокую переработку идут даже побочные продукты нашего производства – в частности, их экструдируют и выпускают на базе Мечётинского кормоцеха 16 видов кормо­смесей. Поэтому я призываю всех кооперироваться – только так мы сможем поднять экономику и поставщика сырья, и его переработчика, – утверждает глава ПКФ «Маяк».

Тимур САЗОНОВ
Зерноградский р-н, Ростовская обл.
Фото Глеба Голода

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин