Жить картофелем

Вырастить корнеплод умеет любая бабушка. Сделать на нём деньги – единицы

Ростовская область ежегодно производит свыше 400 тысяч тонн картофеля. Но хозяйств, которые им занимаются, не так уж и много. На долю КФХ и сельхоз­организаций приходится всего чуть больше трети урожая. Потому что нужно либо жить этим корнеплодом, говорит глава ООО «Энергия» Владимир Бухтияров, либо вообще не начинать.

Агроному хотелось развиваться

Первые шаги к производству картофеля ООО «Энергия» из Пролетарского района сделало в 2003 году.

– В хозяйство пришёл молодой агроном, ему хотелось развиваться. Пробовали выращивать и огурцы, и помидоры, и картофель, и лук, – говорит директор предприятия Владимир Бухтияров. – Наше хозяйство расположено в засушливой восточной зоне, где земледелие считается рискованным. Но рядом с нами расположен канал, по которому вода идёт в Цимлянское водохранилище. Пользуясь этой водой, турки в соседнем посёлке занимались овощами. Мы посмотрели, что у них получается, и решили тоже поэкспериментировать. 

К первым урожаям, которые совсем не удовлетворяли своим объёмом, Бухтияров относился философски. Мол, на любое дело требуется минимум три года: сначала получаешь минус, потом выходишь в ноль и только на третий сезон начинается что-то получаться. Площади корнеплод занимал совсем небольшие – начинали с десятка гектаров, доросли до 50-60 га. Пытались выращивать ранний картофель, но хорошей прибыли не видели и даже подумывали бросить это дело – пока на поле не заглянул представитель Pepsico, компании «Фрито Лей Мануфактуринг», которая выпускает различные снеки.

– Заводу по производству чипсов нужны были поставщики. Посмотрел он на нас, понял, что больные люди, – и предложил сотрудничество, – шутит Владимир Васильевич. – Почему больные? А здоровые люди разве будут картофелем заниматься? Шучу, конечно. Наверное, увидел в нас потенциал.

Сотрудничество с «Фрито Лей Мануфактуринг» помогло хозяйству выйти на новый уровень – и с этих пор отношения «Энергии» с картофелем стали действительно серьёзными.

Завод-локомотив

Договор с чипсовым заводом внёс коррективы в работу хозяйства. Во-первых, «Энергия» перешла на поздние посадки корнеплода – не весной, в апреле, а летом, в июне.

– Это было сделано затем, чтобы проще было хранить урожай, – объяснил агроном-овощевод хозяйства Алексей Дендиберя. – Если бы мы сажали картофель в апреле, то нам пришлось бы сдавать его на завод сразу после уборки урожая. Но наш договор с «Фрито Лей» предусматривает хранение. Согласитесь, было бы глупо выращивать ранний картофель, складывать его в хранилище и пытаться охладить, когда за бортом – 40-50 градусов жары. Вместо этого мы максимально сдвинули сроки и начинаем сажать картофель 1 июня.

Вторая корректива коснулась сортов картофеля и посадочного материала. Здесь командование перешло в руки чипсового завода, который решает, какие сорта и в каких семеноводческих компаниях приобретать.

– Во-первых, не из всякого картофеля можно сделать хорошие чипсы – этим обусловлен выбор сортов. Для «Фрито Лей» мы выращиваем VR-808, Пироль, Леди Клер, – рассказал Алексей Дендиберя. – Во-вторых, завод заинтересован в том, чтобы гарантированно иметь сырьё, поэтому ответственно подходит к выбору посевного материала и сам проверяет его качество. Хотя я всё равно каждый год езжу в мае на погрузку и смотрю, что нам засыпают в биг-бэги. 

Агроном поделился, что в начале сотрудничества с «Фрито Лей» увидел разительный контраст между качеством семян продовольственного картофеля и чипсового. В тот год завод ради эксперимента предоставил хозяйству сорт Гермес – им засадили 10 гектаров. А рядом стояли поля Импалы, Колетте.

– Проблемы с продовольственными семенами начались сразу, приходилось звать поставщиков на поля и спрашивать, почему так плохо выглядят плантации. А у Гермеса не было ни единого выпада, ботва стояла по пояс, и по ней можно было ходить, как по шапке.

На все претензии «Энергии» недобросовестные поставщики объяснили, что хозяйство купило семена первой репродукции, которые допускают определённое количество вирусов, бактериальных инфекций. Вот они, мол, и проявили себя на полях.

– При этом семена первой репродукции Гермерса – от более ответственных производителей семян – выглядела просто великолепно, – вспоминает Алексей Дендиберя. – За всё время работы с «Фрито Лей» у нас ни разу не было проблем с семенным материалом.

Уход за посевами тоже претерпел изменения. Например, по минеральному питанию. Чипсовый завод не разрешает сыпать много удобрений. Корнеплоды обязательно отправляются на анализ: если обнаружится превышение по нитратам или иным показателям, партия будет забракована. По этой же причине завод требует, чтобы за три недели до уборки хозяйства прекращали всяческие обработки.

Более точным стал и полив – после того как «Фритолей» предоставил хозяйству датчик почвенной влажности. Устройство помогло хозяйству так настроить орошение, чтобы не допускать ни перелива, ни засухи. После этого «Энергия» купила ещё несколько таких же датчиков: теперь на каждом орошаемом участке есть своя «метеостанция».

Чипсовый завод способствовал модернизации хозяйства и в других вопросах. «Фрито Лей» помогал своим поставщикам приобрести технику в кредит или в рассрочку, в такой программе поучаст­вовала и «Энергия».

Почему не бросили

Производителям продовольственного картофеля в России живётся несладко. Цена на него сохраняется на низком уровне последние несколько лет, и маржинальность бизнеса невысокая. Росстат заявлял что в 2017 году рентабельность в среднем по стране составила -11%. В 2018 году этот показатель подрос, но всё ещё остался отрицательным – почти -2%.

– При действующих ценах с хорошей маржинальностью могут работать только эффективные предприятия, имеющие урожайность свыше 350-400 ц/га, – говорил в апреле глава Плодоовощного союза России Анатолий Куценко. – Хозяйства, получающие менее 200 ц/га, уйдут с рынка.

В Ростовской области производителей картофеля ещё лет восемь назад было больше. Сейчас многие хозяйства забросили огороды, занимаются только пшеницей, кукурузой, подсолнечником. Корнеплод интересен тем, кто наладил оптовый сбыт в больших объёмах или сосредоточился на сырье для снеков.

Выращивая чипсовый картофель, на большие урожаи надеяться не приходится, говорит Владимир Бухтияров. Там, где на продовольственном корнеплоде можно было бы получить 50-60 тонн с гектара, чипсовый даст только 30-40 тонн. Поэтому «Фрито Лей» старается заинтересовать производителей ценой. 

– Себестоимость картофеля выходит в районе 7-8 рублей. Если считать с затратами на хранение, на электричество, выходит 12 рублей. Но сдаём мы урожай по 17-18 рублей. Рентабельность есть, – говорит Владимир Бухтияров.

Для ООО «Энергия» картофель стал выгодным производством. Корнеплод разместили на полях, которые были непригодны для производства риса (ещё одной культуры, которой славится это хозяйство). Это тяжелосуглинистые почвы с первичным засолением. При пересыхании такая земля превращается в сплошные булыжники. По словам Владимира Васильевича, рентабельность пшеницы – с учётом нынешней конъюнктуры – приближается к нулю, потому что её себестоимость (с учётом общехозяйственных расходов) выливается в 10 рублей. И даже на кукурузе – на самой отзывчивой, казалось бы, на полив и удобрения культуре – прибавка становится равна затратам. Так что вопрос продажи урожая и цены на него становится важнейшим. У чипсового картофеля есть гарантированный сбыт, есть возможность предоплаты и цена, известная заранее.

– Конечно, в агротехнологии есть свои сложности. Большой проблемой для картофелеводов являются вирусы, некачест­венный семенной материал, не всегда срабатывающие инсектициды. Поэтому, чтобы сохранить посевы, защитить их, приходится, конечно, жить картофелем, – говорит Василий Бухтияров. – С другой стороны, мы уверены, что весь урожай, который получим, завод у нас гарантированно выкупит. Вырастить можно и бананы – главное, чтобы был рынок сбыта.

Александра КОРЕНЕВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин