Молочные реки расширили дельту
Донские молочные продукты завоёвывают рынок благодаря малоформатной торговле
Когда создавался кластер «Донские молочные продукты», задача состояла в том, чтобы объединить и производителей, и переработчиков, и продавцов молока. В цепочке «от фермы до прилавка» важно каждое звено – иначе, если кому-то это сотрудничество будет невыгодно, продукция не дойдёт до потребителя.
Где удалось, а где пока не получилось наладить взаимодействие, участники кластера говорили на недавнем заседании в Ростове-на-Дону.
В последние годы производство молока в Ростовской области держится на уровне 1,1 млн тонн. Около 80% даёт сектор личных подсобных хозяйств, 13% – предприятия, 7% – КФХ.
Впрочем, доля организаций и фермеров растёт: в прошлом году они в совокупности увеличили производство на 4%.
Получать больше молока помогает не только увеличение поголовья, но и переход на высокопродуктивный скот, поделился председатель СПК-колхоза «50 лет Октября» Александр Хан. Предприятие заменило половину своего дойного стада на племенных нетелей голштинской породы и сразу почувствовало, как выросли надои. Пользуясь государственной поддержкой, «50 лет Октября» планирует в следующем году приобрести 300 голов нетелей и модернизировать одну из ферм.
– Производство молока никогда не было убыточным. Нулевым по рентабельности – да, но не убыточным, – поддержал коллегу Сергей Джавлах, председатель СПК-колхоза «Родина».
«Крестьянин» недавно рассказывал об этом успешном предприятии. В «Родине» поголовье также постепенно заменили на голштинов, а в августе предприятие получило статус племзавода. Основной доход в животноводстве по-прежнему приносит молоко, которое «Родина» поставляет на завод «Белый медведь». И считает это сотрудничество выгодным.
– Под предлогом убыточности некоторые предприятия просто хотели избавиться от социального фактора, – сказал Сергей Джавлах. – Другие сохраняли животноводство, сохраняли рабочие места, получали господдержку. Я скажу так: кто хотел развиваться, тот развился.
Сейчас донские фермы обеспечивают сырьём два крупных и 12 средних молокоперерабатывающих предприятий, а также ряд малых цехов.
– Производство молока постепенно растёт, то есть этот бизнес становится рентабельным, – прокомментировал первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров.
– В то же время нас беспокоит недозагруженность молокоперерабатывающих предприятий. В прошлом году в Ростовской области переработали 450 тысяч тонн сырья, мощности были загружены менее чем на 50%.
Отчасти такая статистика обусловлена тем, что некоторые молзаводы и цеха развиваются «с опережением». Например, ООО «Семикаракорский сыродельный комбинат» в прошлом году модернизировал свои цеха и увеличил мощность по переработке с 440 до 560 тонн в сутки.
Но есть у «недозагрузок» и другая причина. Мало продукцию произвести, её нужно сбыть. И с этим переработчики молока подчас испытывают трудности. Приходится подстраивать свою работу под потребности рынка. ОАО «Сальское молоко» в прошлом году снизило объёмы закупаемого молока-сырья, потому что стало выпускать молочную продукцию под заказ торговых сетей и по договорам на обеспечение социальной сферы (госзакупки для больниц, детских садов и т. д.).
Правительство Ростовской области, используя доступные ему инструменты, помогает производителям дойти до потребителя. С начала года в регионе прошли 524 сельскохозяйственные ярмарки; регулярно проводятся торгово-закупочные сессии, на которых производители «молочки» могут заключить контракты с представителями крупных торговых сетей.
– Уровень присутствия на прилавках донской молочной продукции растёт, но неравномерно, – сообщил Виктор Гончаров. – В секторе малоформатной торговли (частные лавки, автономные магазины) доля донской продукции за год выросла с 33,7% до 49,6%. К сожалению, в крупноформатной сетевой торговле аналогичный показатель составляет всего 17,3%.
Почему донские молочные продукты так слабо реализуются через торговые сети, постарался объяснить генеральный директор ООО «Солнечный круг» Александр Киреенков.
– Оборот розничной торговли сокращается и у федеральных, и у региональных сетей. Мы задаёмся вопросом: куда идёт наш покупатель? А он устремляется на ярмарки, потому что хочет сэкономить свои средства. Наш оборот сокращается и за счёт уменьшения трафика, и за счёт интереса к более дешёвым продуктам. Доля продаж товаров с низкой ценой у нас возрастает с каждым месяцем, – поделился Александр Киреенков. – Мы открыты, но нам нужна дешёвая продукция. Понимаете, просто мы должны как-то конкурировать с неорганизованной розницей. Донские производители, которые работают с НДС, пожалуйста, приходите на закупочные сессии, и мы будем торговать вашей продукцией. Если есть дешёвый продукт, мы готовы его раскручивать, выставлять на передний план, будем привлекать к нему внимание покупателей.
Цена оказывается решающим фактором и при государственных закупках молочной продукции.
– За последние два-три года власти провели большую работу по недопущению в социальную сферу фальсификата молочной продукции. Ответственных производителей стало больше, но системно ситуация не изменилась, – сказал директор по маркетингу и развитию компании «Белый медведь» Денис Афанасьев.
Денис Валерьевич привёл несколько примеров, когда производители фальсификата по формальным причинам не попадали в список недобросовестных поставщиков. Бороться с этим можно разными способами: требовать, чтобы качество молочных продуктов было подтверждено национальной системой сертификации, обязать поставщика указывать компанию-производителя молочных продуктов и так далее.
– Но главное, все должны понимать: качественный продукт не может стоить дёшево, – сказал Афанасьев. – Сейчас одно из социальных учреждений Таганрога заключило контракт на покупку сливочного масла. Поставлять его будут по цене 287 рублей за килограмм. По такой цене даже теоретически нельзя поставить качественную продукцию. В таких случаях, я считаю, надзорные органы должны моментально проводить проверку.
Тем не менее, признали участники дискуссии, фальсификата в социальных учреждениях стало меньше, а доля донской продукции, напротив, выросла.
– Губернатор Ростовской области поставил задачу – через госзаказ стимулировать спрос на качественную местную продукцию, – сказал Виктор Гончаров. – По данным за девять месяцев этого года, доля поставок донских производителей от общего объёма поставок достигла 82%. Если говорить о молочной продукции, эта доля составляет 78,8%.
Александра КОРЕНЕВА