«Я прожила 67 лет, не зная, что у меня есть сестра»
Перед Новым годом жительница Цимлянска обрела родственников в пяти странах
Надежда Иванкова всегда считала, что жизнь напоказ выставлять не следует. Но прошедший месяц заставил её отступить от этого принципа. Женщина завела странички во всех социальных сетях, пустила в свой дом оператора с центрального телевидения и сама снялась в телепередаче. Всё ради одного – «найтись» для сестры, которая, оказывается, давно её разыскивала.
«Я, Попова-Софийчук…»
Эта история началась 15 ноября, когда Надежда Викторовна – не слишком продвинутый пользователь компьютера – зашла в интернет почитать всякую всячину.
– Я люблю смотреть про вязание, кулинарию, путешествия, разные страны… Выбираю, что мне интересно, и нажимаю. А в тот раз – уж не знаю, куда я нажала – вывалилось мне объявление. «Я, Попова-Софийчук Людмила Владимировна, разыскиваю старшую сестру по отцу…» И дальше – моя девичья фамилия, моё имя и отчество, ФИО моего отца, мамино имя... Я не поверила своим глазам! Перечитала – да, всё про меня написано. Ещё раз перечитала – про меня! Меня аж затрясло!
...О том, что у отца ещё есть дети, Надежда Владимировна ничего не знала. Сведения о родителе были скупыми: что родом он из Молдавии, в Ростовскую область попал во время строительства Волгодонского канала, там познакомился со своей будущей супругой Верой. После свадьбы молодые переехали жить в Морозовск, но вскорости разошлись. Маленькой Наде тогда было девять месяцев.
Отец уехал и потом девочку навещал нечасто. От коротких встреч остались обрывочные воспоминания: приехал, когда Надя собиралась в первый класс, водил в магазин...
– А в остальные разы, когда приезжал, мы почти не общались. Не оставался, не ночевал у нас. Так, побудет немного и уедет, – говорит Надежда Владимировна. – Я маму про отца никогда не расспрашивала. И о том, что у него где-то может быть другая семья, дети, речи не было.
…Обнаружив объявление, Надежда Владимировна позвала на помощь своего супруга Григория Васильевича. Бывший сельский учитель, он разбирался в компьютерах намного лучше. Остаток вечера пара провела, пытаясь найти контакты Людмилы. Объявление, выяснилось, было опубликовано ещё в 2014 году и не содержало ни телефона, ни электронной почты.
– Я Гришу замучила: может, она меня через соцсети искала? Регистрируй меня везде! На Одноклассниках, на Фейсбуке, ВКонтакте. До часу ночи ругались, пока все почты-пароли заполнили, – говорит Надежда Иванкова.
Позже Иванковы обнаружили ещё одно объявление на каком-то украинском сайте. В нём Людмила указывала, что Владимир Иванович жил в Луганской области, работал на шахте, в последние годы болел и в 1977 году, в возрасте 53 лет, умер. К тексту было приложено фото.
– От матери мне осталось два чёрно-белых снимка, где они были молодыми, со мной на руках, – говорит Иванкова. – На том фото был он. Сердце у меня защемило...
Самостоятельные поиски не приносили никакого результата, и Надежда Владимировна решилась позвонить в программу «Жди меня». Всё объяснила: где, на каком сайте видела объявления. Через несколько дней с телеканала позвонили: «Мы нашли вашу сестру. Не хотите приехать на съёмки? Людмила Владимировна уже согласилась».
Родители с маленькой Надей
Двойной сюрприз в телестудии
Телеканал оплатил билет до Москвы, питание, проживание, такси.
– Нас предупредили: тех, кто искал, и тех, кто нашёлся, селят в разные гостиницы. Чтобы раньше времени сюрприз не раскрылся, – говорит Григорий Васильевич.
Накануне в Цимлянск приехал оператор от программы: снять, как живут Иванковы.
– Всё повторял: покажите да покажите. «Покажите, как в компьютере лазаете. Хобби есть?» Вязать, отвечаю, люблю. «Покажите!» А я – да что я, великий вязальщик, что ли?
Зачем это на всю страну показывать? А он привязался: «Ну покажите!» На кухню зашли. «Покажите мне, – говорит, – какая вы хозяйка». А я спрашиваю: «Ну какая я хозяйка?
Муж с голоду не пухнет – значит, нормальная хозяйка». Всё снял: как колбасу режу, как котлеты на стол ставлю. Что это – новость, что ли, колбасу нарезать? Что я, в 67 лет не умею котлеты пожарить или борщ сварить?
Отснятый материал позже показали в студии «Жди меня». Что попало в фильм, а что нет, Надежда Иванкова не помнит – говорит, всё прошло как в тумане. Сначала ведущие беседовали с Людмилой Владимировной, потом вызвали в студию Надежду.
– Сестра плакала, говорила: «Я так давно тебя ищу, я так хотела тебя увидеть!» Оказывается, отец перед той семьёй не скрывал, что у него есть дочь от первого брака. И перед смертью вспоминал меня, жалел, что так всё сложилось.
После недолгих приветствий ведущие объявили, что у них для Надежды Владимировны есть ещё один сюрприз: в студии сидит её брат. Попробуйте его найти.
– А я ж без очков! Извините, говорю, плохо вижу… Меня подвели к сектору, где он сидел. Я Юру сразу узнала: он очень похож на отца.
Юрий позже признался, что его тоже поразило сходство Надежды с их родителем.
– Говорит: «Я только профиль твой увидел, подумал – тут даже тест ДНК делать не надо, это наша сестра», – вспоминает Надежда Владимировна. – А Людмила больше на свою мать похожа.
Родственников – во!
После съёмок родственники отправились в гостиницу. Накрыли стол в номере и просидели до двух часов ночи.
– Говорили так, будто всю жизнь друг друга знали. Они мне про отца рассказывали, про своё детство. Владимир Иванович строгим был, дети одного его взгляда боялись. Чтобы пойти куда-то, приходилось у него несколько раз отпрашиваться… Моя мама, наоборот, добрая была, ничего мне не запрещала.
Рассказали Людмила и Юрий о семье самого Владимира Ивановича. Оказалось, что у отца Надежды Владимировны было родных две сестры и три брата.
– То есть всего шесть детей. И у каждого из них родилось по двое детей. А у тех – свои дети… Родственников у меня оказалось – во! Только двоюродных братьев и сестёр двенадцать человек, – говорит Надежда Владимировна. – Мы их всех в ту ночь на уши подняли: звонили, свои фотографии присылали. У Люды двое сыновей, мы им в Польшу звонили. Потом звонили двоюродной сестре, которая сейчас внучку нянчит в Санкт-Петербурге. Потом Люда мне других родственников показывала, племянниц, которые в Италии, во Франции живут. Всех я не могла запомнить – я ж их никогда не знала и не видела...
Был тот вечер полон и других, маленьких личных открытий. Надежда Иванкова поняла, что жёсткость своего характера унаследовала от отца; что Владимир Иванович – по словам Людмилы – всегда скучал по своей первой дочери; что брат и сестра искали её давно и, зная, что мать Надежды работала на железной дороге, обращались с запросом в «РЖД», но там не ответили.
– Раньше они бы и не смогли меня найти. Мы с Григорием Васильевичем жили в маленьком хуторе Сиволобов, где даже интернета не было. Всего полтора года назад, переехав в Цимлянск, я стала осваивать компьютер, – говорит Надежда Владимировна. – Наверное, был в этом божий промысел: столько лет не знать и случайно на это объявление наткнуться.
Спрашиваю, каково это – обнаружить близких родственников, о которых и не подозревал? Да и можно ли испытывать родственные чувства к людям, которых никогда не знал?
Внучка мне то же самое сказала: «Бабушка, зачем тебе сестра, вы ведь всю жизнь порознь прожили?» – смеётся Надежда Владимировна. – Молодые не понимают, что если мало родственников – это плохо. А когда достигаешь определённого возраста, совсем по-другому это ощущаешь. У меня только радость была, что мы собрались вместе. Мы обязательно будем общаться дальше. Людмила пригласила меня к себе весной в Днепропетровск, а оттуда предлагает поехать к родственникам отца в Молдавию. Я обязательно поеду.
Александра КОРЕНЕВА
Фото автора