Сходились лоб в лоб

Этапы аграрной реформы в зеркале газеты «Крестьянин»

«Фермерство начиналось с гласности», «Долгая жизнь земельной доли», «Неприкасаемые»... Так называются предыдущие публикации, посвящённые тридцатилетию становления фермерства в России. «Крестьянин» продолжает специальный проект рассказом о резком развороте земельной реформы и появлении на пути фермерского движения агрохолдингов.

«Фермеры не накормят город... Политика повальной фермеризации... – это откат на сто лет назад... конкурентное сельское хозяйство... зависит от тех агрохолдингов, где интегрируется вся производственная цепочка – от поля до магазина».

Эти слова Алексея Гордеева, ставшего во главе Минсельхоза после дефолта 1998 года, прозвучали неожиданно и разошлись как круги по воде по страницам многочисленных изданий. Что случилось? Почему такой крутой вираж в процессах, происходящих на селе?

Дело в том, что недавний финансовый кризис кардинально изменил ситуацию на рынке. Доллар подпрыгнул, импорт съёжился, и заниматься сельским хозяйством стало выгодно. На тот момент из нефти выжимали 80% годовых, а зерновой бизнес давал в пять раз больше. Капитал, скопившийся у сырьевиков и финансистов, потянулся к земле.

Начали появляться целые аграрные империи, связанные с именами видных олигархов. В те годы 41 млн га сельхозугодий вообще не использовались, а площадь залежей составляла 11 млн га. Если бы олигархи, сыновья и внуки комсомольцев-добровольцев, поднявших целинные и залежные земли в середине прошлого века, повторили трудовой подвиг отцов и дедов, у нас сформировалось бы нормальное многоукладное сельское хозяйство. Но власть нацелила капитал на общедолевую крестьянскую землю, которая служила базой для создания и развития фермерских хозяйств. В условиях наступающего крупного агробизнеса фермеры могли просто исчезнуть с лица земли. Жалоб, критики и протестов было недостаточно. Требовались авторитеты мирового уровня, их мнения и суждения об опасности олигархизации сельского хозяйства.

Всемирно известный крестьяновед Теодор Шанин рассказал читателям газеты, что думает про агробизнес

Создатель газеты «Крестьянин» и её главный редактор Владимир Фомин обратился с письмом к всемирно известному крестьяноведу Теодору Шанину. Интервью знаменитого учёного, в котором он ответил на вопросы Владимира Фомина, появилось в правительственной «Российской газете» и в «Крестьянине» («Двое на одном поле», «Крестьянин», 18-24 декабря 2002 г.).

Доктор социологии Манчестерского университета, ректор Московской высшей школы социальных и экономичес­ких наук, академик РАН Теодор Шанин предупредил, что в российской деревне давно происходит отрицательная селекция населения. Нашествие агрохолдингов ускорит вымывание способного крестьянства из села. В итоге Россия рискует остаться без сельского хозяйства, как это случилось в Англии перед Первой мировой войной. Государству пришлось вкладывать огромные средства для возрождения сельхозпроизводства на новой основе. Потому что «...агробизнес, разоряющий миллионы мелких производителей, это всё что угодно, только не прогресс».

В своём интервью Теодор Шанин сказал, что «о драмах “маленьких людей” не станут писать газеты». Но «Крестьянин» всегда писал о трагедиях и бедах простых людей.

Перекрестили в конезавод и отобрали доли

В 1994 году жители трёх хуторов Николаевского поселения в Пролетарском районе на Дону получили земельные доли в овцесовхозе «Степной». Тысяча собственников общедолевой земли восемь лет получали арендную плату, пока верховная власть не дала команду на повсеместное создание агрохолдингов. И вот задним числом переписали постановление главы района о реорганизации овцесовхоза. Якобы постановление, которое наделяло крестьян землёй, было ошибочным. Овцесовхоз «перекрестили» в конезавод. Разорвали арендные отношения. Отобрали у собственников 27 000 га общедолевых угодий и вернули их государству. А затем передали землю в бессрочное пользование агрохолдингу «Юг Руси». Тысяча человек остались без земли со свидетельствами о праве собственности на землю. Бывший глава Пролетарского района признался в письме в редакцию, что действовал по указанию областного руководства. А глава ростовского минсельхоза оправдывал противозаконное изъятие земли тем, что это «согласуется с политикой правительства РФ». Только один крупный руководитель, первый заместитель министра имущественных отношений РФ Д.Б. Аратский назвал «неправомерным» лишение тысячи жителей трёх хуторов их земли («Съест ли аппарат земельную реформу», «Крестьянин» № 11, 2002 г., №№ 14, 17, 2002 г.).

Долгие годы обездоленные не теряли надежды вернуть свои земельные паи. Однако областное руководство, правоохранители и суды игнорировали выступления газеты. И даже Верховный суд не помог вернуть людям их собственность.

«Государство от нас отвернулось. Власть отняла землю... Лучше бы собрали всех нас на корабль и утопили, чем так мучиться», – такова была глубина общего отчаянья, которое выразила одна из тысячи лишенцев Анна Максимовна Новикова («Отчуждение», «Крестьянин», 4-10 февраля 2004 г.). 

Установка – способствовать холдингам

Агрохолдинги крепко ухватились за обещедолевую крестьянскую землю. Цеплялись за каждый гектар.

В Целинском районе на Дону многопрофильный агрохолдинг «Башнефть-Юг» положил глаз на местный СПК «Лопанский». Собственники земельных долей оглянуться не успели, как оказались в аренде у агросоюза «Донской», одного из подразделений холдинга. Но не все согласились с подневольной арендой. Несколько селян вручили доверенности фермеру Юрию Шевченко, и он начал борьбу с холдингом за своих арендодателей и их землю.

Фермер отыскал свободный участок. Отмежевал его, заручившись поддержкой областного земельного комитета, и узаконил аренду. Собственники общедолевого участка получили свидетельства. Тем не менее хозяйство холдинга использовало участок, находящийся в аренде у фермера Шевченко. Пахали, сеяли, убирали урожай. Доходило до прямых столкновений на поле, лоб в лоб, «Камаз» шёл на трактор, на комбайн.

Только с помощью критичес­ких выступлений «Крестьянина» фермеру и его арендодателям удалось освободиться от навязанной аренды («Хватка холдинга», «Крестьянин», 18-24 мая 2005 г.).

Установку не препятствовать, а всячески способствовать агрохолдингам, и прежде всего в земельном вопросе, на местах исполняли по разному. Например, в Милютинском районе Ростовской области фермеров держали в подвешенном состоянии до поры до времени. Районная администрация предоставляла им землю в аренду без торгов.

Соответственно, без регистрации договоров аренды в Росреестре. Тем не менее фермерам продляли аренду раз за разом. Но как только объявлялась какая-нибудь компания или агросоюз, арендуе­мую землю у фермера изымали и выставляли на торги. На основании того, что договор аренды не узаконен. Судиться было бесполезно. Закон есть закон.

Именно так поступили с фермером Петром Лебединским. В очередной раз ему продлили аренду в 2003 году на восемь лет. Лебединский, человек дотошный и законопослушный, многократно обращался в администрацию района с просьбой дать объявление о торгах. В Росреестре у него требовали газету с объявлением. А ему в ответ: Пётр Кузьмич, ты нас знаешь и мы тебя знаем. Работай спокойно...

Когда в район пришла СТК «Союз», землю у Лебединского отобрали и выставили на торги. Фермеру ответил глава района: договор аренды не зарегистрирован, значит, не действительный.

Лебединский просил руководство компании воздержаться от участия в аукционе, поскольку его КФХ «Люкс» не может тягаться с крупнейшим российским холдингом СТК «Союз». И получил отказ («Землю загоняют в холдинги», «Крестьянин» № 50, 16-20 декабря 2009 г.).

В Милютинском районе на тот момент насчитывалось 450 крестьянских фермерских хозяйств. К 2009 году их осталось 150. А в стране прекратили существование свыше 114 тысяч КФХ. Особенно быстро они исчезали в 2005 году – 25 тысяч.

Силаев против 

Ставку Алексея Гордеева на агрохолдинги обоснованно раскритиковал Иван Силаев, председатель первого правительства демократической России (июнь 1990 г. – сентябрь 1991 г.). Это его знаменитый миллиард дал импульс развитию фермерского движения в стране.

Вопреки утверждению министра о низкой эффективности мелкотоварного сельхозпроизводства, Силаев привёл официальные данные по состоянию на 2002 год. Из расчёта на 100 га сельхозпредприятия всех видов произвели ВВП на 136 тыс. руб., а фермеры – на 230 тысяч, почти в два раза больше. Отсюда Силаев сделал вывод: «Это говорит только об одном – при нормальной государственной поддержке фермерство могло бы не только кормить Россию, но и со временем покончить с иностранной продовольственной зависимостью страны» («Агрохолдинги чужды сельскому укладу жизни», «Крестьянин», 30 ноября – 6 декабря 2005 г.).

Очень убедительно выглядел его экскурс в малоизвестную историю существования крупных хозяйств во всём мире. Силаев обратил внимание на тот факт, что 100 лет назад в Америке также стали появляться агрохолдинги. Но они довольно быстро исчезли с американских полей, уступив место семейным фермерским хозяйствам. Родоначальник российского фермерства поймал министра Гордеева на попытке скрыть несостоятельность большого агробизнеса: «Тут министр по не известной мне причине лукавит...»

Сопоставляя различные данные в выступлениях министра, Силаев установил, что за два с половиной года из 80 крупных агрохолдингов половина рассыпалась... Почему?

Один из руководителей ГК «Русагро» тогда жаловался, что «в сельском хозяйстве ничего не сделаешь без господдержки». Олигархи не хотели вкладывать в сельхозпроизводство свои деньги. Они хотели, чтобы государство взяло на себя страховые риски. Им нужна протекционистская политика. И нормальные компании, которые возвращают инвестиции и дают гарантии их возврата. И рынок, подстроенный под них, с открытостью, которая их устраивает.

Предъявив свои пожелания, агрохолдинги выстроились в очередь за господдержкой, но и казна многим не помогла устоять на российских просторах.

В мае 2008 г. Минсельхоз получил полномочия по выработке земельной политики. И вновь министр Гордеев проявил необъяснимое упорство, заявив: «Конечно, было серьёзной исторической ошибкой поделить сельхозземли на земельные доли».

В этих словах содержался намёк на необходимость изъятия у крестьян земельных долей (всё равно ведь они «только на бумаге!»), и это будет нашей новой государственной политикой.

«Крестьянин» ответил министру критической публикацией «Гордеев и “серьёзная историческая ошибка”» (№ 30, 2008 г.).
Вскоре после этого Гордеев покинул должность главы Минсельхоза РФ. Видимо, до верховной власти дошло наконец, чем может обернуться «новая государственная политика» упёртого министра. А итог его деятельности можно сформулировать словами Ивана Силаева: «К сожалению, противники фермеризации России добились своего, на мой взгляд, отбросив развитие аграрного сектора на десятки лет назад».

Виктор ШОСТКО

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин