И с деревом, и с железом на ты

Станки, будка с мансардой, дверь с секретом – чего только не мастерит дядя Ваня из станицы Селивановской

Каждый, кто проходит мимо двора Усовых, жителей станицы Селивановской Милютинского района, видит резного голубя на яркой калитке. Самодельная калитка с белой птицей – дело рук хозяина Ивана Николаевича Усова. 

Родился Иван Николаевич, или дядя Ваня, как запросто, без церемоний, он предлагает к нему обращаться, в хуторе Конькове, что в нескольких километрах от Селивановской.

Его отец Николай был механизатором. Увлекался охотой, рыбалкой. Вязал просяные и сибирьковые веники, метёлки, многое умел делать своими руками. Ивана назвали в честь деда, который слыл знатным кузнецом, мастерил из дерева столы, посуду. 

Окончив родную десятилетку в станице, работал до армии и после механизатором, комбайнёром в колхозе. Вспоминает, что держали с супругой Верой Алексеевной немалое хозяйство: двух коров, телят, свиней. С годами сократили, оставив лишь птицу. К изобретательству потянулся лет десять назад. Прежде всего соорудил верстак в гараже, затем мастерскую, где теперь пропадает на досуге, каждый раз шутливо предупреждая жену: «Вера, если понадоблюсь, я у себя, в офисе!» Первыми появились на свет небольшие табуреточки, маленький детский стульчик, солонки. Пробовал мастерить что-то из дров, заготовленных на зиму. Высушивал бруски, выпиливал, вытачивал, смотрел, чтоб трещин не было. Но, постигая премудрости исконно мужского ремесла, понимал, что без станков, вручную полноценно обработать заготовку не удастся. 

Дружок дождался нового домика с мансардой

– С железом работать проще, оно всё простит, – со знанием дела говорит Иван Николаевич. – Если допустил ошибку, можно перековать, перепаять, не проблема. Металл – как пластилин. Дерево же ошибок не прощает! И хотя работать с ним непросто, но оно затягивает, да так, что время у станка пролетает мгновенно.

Туалетная бумага – и та в домике

Постепенно увлёкшись занятием, Усов стал собирать всевозможные станки для собственных нужд. Исправно служит хозяину первая ласточка – токарный станок, собранный им десять лет назад из того, что было в доме: поворотный кулак – от старой «десятки», моторчик – от стиралки, вышедшей из строя. По металлу работает за другим станком, для которого пригодилась ступица переднего колеса от велосипеда. Ещё на одном – деревообрабатывающем – пилит, строгает заготовки для изделий из сушняка, из пропавших фруктовых деревьев (груши, яблони, абрикоса, вишни), виноградника, черёмухи, ирги или отжившего ясеня, карагача, клёна, упавшей от времени берёзы или липы.

Шлифовальный станочек, универсальный, изготовил для работы и с деревом, и чтобы более мелкое железо затачивать. На самодельном фрезерном – отделывает изделия, края, выбирает пазы. Два года назад собрал сверлильный станок. Позднее в подарок сыну сконструировал заточной станок. В хозяйстве станичного Кулибина и циркулярка в действии.

Предмет особой гордости умелого хозяина – мотокультиватор, точнее многофункцио­­нальный механизм. «Крот» в зависимости от сезона и культивирует, и рыхлит, и пропалывает, применяется для междурядной обработки земли, и с плугом работает. Периодически модернизируя эту полезную чудо-машину, Иван Николаевич и доски пилит, и дрова измельчает, и сено косит, а затем перевозит. С ним проще и картошку посадить, и урожай выкопать. Поменял насадки, приспособил к мотоблоку – и готово. Последние несколько лет этот агрегат – незаменимый помощник Усовых в трудовых буднях. Сначала дядя Ваня хотел трактор собрать, но передумал. По его словам, мотоблок обошёлся дешевле, да и с таким механизмом любая работа по плечу. Кроме «крота» Усов сварганил и более простые, но также нужные для огородных дел инструменты. Одним из них, например, можно делать бороздки (канавки) при посадке семян, а другой предназначен для посадки чеснока. 

Не оставил хозяин без внимания и «братьев меньших». Для Дружка, верного охранника усадьбы, соорудил симпатичную будку с мансардой, второй этаж – тоже жилой. Кто первый займёт – кот или куры – того и жилище. В палисаднике во дворе построил небольшой летний дом для утят и цыплят. В саду на деревьях раз­местил скворечники и кормушки для птиц. Туалетная бумага – и та в домике благодаря внимательному дяде Ване.

Первый высокий табурет из карагача

Подспорье способному затейнику – журналы «Моделист-конструктор», «Техника молодёжи». Их он называет не иначе как кладезем информации. Недаром много лет выписывал эти издания. С появлением интернета немало интересного стал находить в сети, где «коллеги по цеху» щедро делятся собственным опытом. Многое перенял от Юрия Михайловича Жука, который раньше жил по соседству. Переосмысливая какие-то идеи, Иван Николаевич придумывает что-то особенное, новое, конструирует на свой лад всё, что требуется для жизни в сельских условиях. В ход идут детали от различных старых устройств, механизмов, например стиральной машины 1969 г. На основе центрифуги от состарившейся стиралки придумал Усов устройство, чтоб легче было томат крутить. Так что металлолом, куски труб, фрагменты дерева, излишки не остаются в стороне. 

Высохшие деревца из своих домашних садов, спиленные за ненадобностью, какие-то ненужные детали подбрасывают родственники, знакомые, зная об увлечении станичника.

Хозяин с помощью подручных средств, традиционных столярных инструментов и станков находит всему применение. Никогда не выбрасывает обрезки, создавая немало полезностей. Болтики, гаечки – всё годится. Инструменты, по большому счёту, мастерит сам, но кое-что и переделывает из купленного. Пользуется специальными резцами по дереву. Их у него в запасе более десяти видов, для черновой и чистовой работы. 

Чудо-часы

Три года назад, когда супруга Вера Алексеевна ещё работала дворником в школе, чтобы облегчить труд, смастерил для неё миниатюрный снегоочиститель на колёсиках, лёгкий и удобный. Сегодня Усовы продолжают с его помощью очищать двор при снегопадах. Потрясающим сюрпризом от изобретательного деда стала для внучки-школьницы парта и к ней регулируемый стул. Стулья для внучат – это постоянная тема в его творчестве. А для любимой тёщи зять сварганил шикарную скамейку. 

Кому нож, кому тяпку

Мастеровой станичник признаётся, что душа поёт, когда удаётся та или иная вещь. И уж точно движет им не меркантильный интерес.

– Какой там заработок, – говорит Иван Николаевич. – Для дома, для семьи делаю, часто дарю родным, друзьям по поводу и без повода. Соседи, кумовья просят тяпки или заказывают что-то определённое, например держало для лопаты, граблей или столового ножа. Как не откликнуться на просьбу?

Плоды труда Усова повсюду: предметы быта, мебели, дверь с секретом (если её открыть – тут же загорается лампочка), ступеньки в доме, полки, компьютерный столик, скамейки, табуреты, подставки для цветов и швейной машины, подсвечники, атрибуты для растопки печи и сельхозинвентарь. В прихожей – ключница, а на кухне уютно от настенных чудо-часов, оригинально смотрятся вилки и ложки в наборах, толкушки, скалки, молоточки, разделочные дощечки… Не первый год на службе подставка в виде санок для новогодней ёлки – просто загляденье!

Самодельный топор

– Заметил я однажды, что у шелковицы удивительно красивая текстура: с одной стороны светлая, с другой – тёмная, – рассказывает дядя Ваня. – Темнеет поверхность, как оказалось, на солнце. Решил, что неплохо было бы комбинировать древесину. Попробовал исполнить задуманное, и эксперимент удался. Весной этого года впервые угловую полочку под икону сделал по просьбе земляка. После получилось скомбинировать из яблони и ясеня более сложные изделия – два иконостаса. 

Во время чаепития супруги Усовы поделились, что осенью этого года отметили тридцатилетний юбилей совместной жизни. И всегда за семейным столом их надёжный друг – самовар, из которого любители традиций пьют душис­тый травяной чай, угощают им гостей, друзей. Этот атрибут русского быта передовику-механизатору Ивану Усову райком партии подарил в конце 1980-х. С тех пор символ тёплого семейного очага Усовы берут с собой на природу, когда собираются вместе с детьми и внуками. А ещё в этом гостеприимном доме обожают душевные русские песни. 

– Ничто так не поднимает настроение, как хорошая музыка, как наша русская песня! – с восхищённой улыбкой говорит Иван Усов. – С нею и работа спорится, и в праздники от неё веселее, легче на сердце. Помнишь, например, «Песню Матвея» из фильма «Дело было в Пенькове»? 

И тут же напевает: «Здесь мы держим все двери открытыми, что надёжней любого замка…»

Елена ЧУЛКОВА
ст-ца Селивановская, 
Милютинский р-н, 
Ростовская обл.
Фото автора и из архива Усовых

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин