Наука без фундамента

Бирючекутскую овощную селекционную станцию лишили участка в 930 га – единственного источника внебюджетных доходов

Когда Александра Рубцова назначили руководить Бирючекутской овощной селекционной опытной станцией, он, агроном по образованию и бизнесмен в душе, настроился в короткий срок укрепить организацию. Прежде всего, финансово. Возможность для этого была: в пользовании у станции имелось свыше 900 гектаров пашни. Урожай пшеницы, кукурузы, подсолнечника, выращенный на этой земле, мог стать хорошим источником средств на зарплаты работникам, покупку техники, оборудования. Но построить передовое хозяйство Рубцов не успел: Росимущество лишило станцию права на землю, а причина оказалась… в мусоре, который набросали в лесополосах местные жители.

Мусор свалили на станцию

Родиной овощного семеноводства в Ростовской области считается Новочеркасск. Там в 1923 году общество «Донсеменоводсоюз» организовало первый в регионе семеноводческий питомник «Бирючий кут». Отсюда и название Бирючекутской овощной селекционной опытной станции. Пару лет назад Бирючекутская ОСОС стала филиалом Федерального научного центра овощеводства.

Александр Рубцов рассчитывал за несколько лет насытить станцию новой техникой и оборудованием

Структурно станция состоит из двух подразделений: непосредственно научного (около 20 гектаров в Новочеркасске) и, так сказать, производственного (свыше 930 гектаров в Багаевском районе). Производственное направление, похоже, придётся ликвидировать – за неимением земли.

– Всё началось в апреле прошлого года. Приехала проверка, прокурор обнаружил на нашем участке два мешка мусора, указал на нецелевое использование земли, – говорит директор Бирючекутской ОСОС Александр Рубцов. – Я спорить не стал. Мусор лежит? Лежит. Значит, нарушение есть. 

Захламлением земель Бирючекутская ОСОС обязана жителям посёлка Ясный. Этот населённый пункт находится в самом центре земельного массива, который обрабатывала ОСОС. Чем ближе подъезжаешь к Ясному, тем чаще бросаются в глаза «следы цивилизации»: бутылки, банки, пакеты, сгнившая мебель, поломанный шифер. Всё это добро люди зачем-то скидывают в лесополосы.

Если проехать от Ясного ещё километр-полтора на юго-запад, можно обнаружить целую свалку, типично сельскую – стройматериалы, перепревший навоз, канистры от пестицидов. Рубцов утверждает, что свалка находится за пределами участка ОСОС, и «даже из космоса эту границу хорошо видно».

Соседство с несанкционированным мусорным полигоном его, конечно, не радовало, но…

– Тут разве что наряд милиции поставить, чтобы караулили! – говорит Рубцов.

Глава ОСОС обращался к главе Манычского сельского поселения, писал, что станция «не имеет возможности заниматься наведением порядка на данном объекте». Глава поселения ему тогда не ответил (как, впрочем, теперь не отвечает и на запрос газеты «Крестьянин»).

В лесополосах, примыкающих к посёлку, мусор появляется постоянно

Впрочем, кто бы ни способствовал появлению этой несанкционированной свалки, наказали за неё в итоге Бирючекутскую станцию. Прокурорская проверка в апреле 2019 года установила, что на землях сельхозназначения имеется факт складирования ТБО (30 кв. метров), размещения сельхозтехники, запчас­тей и ёмкостей с пестицидами, на двух квадратных метрах замечено пятно от пролитых горюче-смазочных материалов.

Посыпались штрафы. Росреестр наказал за нецелевое использование земли, Роспотребнадзор – за несоблюдение требований при обращении с отходами. Там десять тысяч рублей, там – двадцать.

– Я все штрафы оплатил, лишь бы жить и не тужить. Подмели, убрали, отчитались в прокуратуру, что всё устранили, – вспоминает Рубцов. – Прокуратура приехала с новой проверкой. Снова нашли два мешка мусора – по фотографиям видно, что уже в другом месте и мусор уже другой. Снова выписали постановление… Я тогда не совсем понял, о чём идёт речь. Подумал, что штрафуют за новое нарушение. А они этот новый мусор расценили как умышленное невыполнение требований прокурора…

В суде Рубцов снова ничего не стал оспаривать. Подумал, заплатит две тысячи рублей – и дело с концом.

– А в феврале пришло вот это распоряжение – о принудительном изъятии участка.

А ещё они там картошку выращивают!

В своём распоряжении ТУ Росимущества в Ростовской области ссылалось на десяток разных документов. «Крестьянин» поинтересовался в ведомстве, за что конкретно Бирючекутскую ОСОС лишили земли. 

И. о. главы ТУ Росимущества Сергей Воронцов ответил, что по действующему законодательству земельные участки должны использоваться «в соответствии с их целевым назначением и способами, которые не наносят вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту». Согласно документам, которые поступили в ТУ Росимущества из прокуратуры Багаевского района, управления Росреестра и отдела МВД РФ по Багаевскому району, участок использовался с нарушением требований законодательства и потому 24 января 2020 года был изъят из постоянного (бессрочного) пользования Бирючекутской ОСОС.

Парк техники выглядит плачевно, но за один год обновить его невозможно

Прокуратура Багаевского района, отвечая на запрос «Крестьянина», дала понять, что дело было не только в мусоре. Прокурор района Валерий Павловский сообщил, что «согласно положению о Филиале, основными целями деятельности Филиала являются проведение научных исследований, изучение и рациональное использование ресурсов в области овощеводства, селекции и семеноводства овощных, бахчевых и цветочных культур, получение новых знаний, внедрение передового опыта». 

«Как установлено в ходе проверки, Бирючекутской ОСОС научная деятельность на проверяемом земельном участке с 2018 года не осуществляется, а уставные цели не достигаются», – сообщил Валерий Павловский.

К списку нарушений прокурор присовокупил и то, что часть участка (речь идёт о 78 гектарах) «используется сторонним предпринимателем для выращивания картофеля, при этом данная деятельность к научной отношения не имеет».

Всё для науки, но не всё – под науку

Отделение в Багаевском районе селекцией и семеноводством на своих 930 гектарах действительно не занималось. Когда-то, конечно, здесь и опыты закладывали, и семеноводство бахчевых вели. Но как давно это всё прекратилось, Рубцов не знает: он принял станцию только в конце 2017 года и нашёл её тогда в весьма печальном состоя­нии. Техники для овощеводства практически не было, а то, что имелось в наличии, хоть сейчас сдавай в музей.

– Да, основная задача нашей станции – селекция и семеноводство овощных культур, но… понимаете, дом начинают строить с фундамента, – говорит Рубцов. – В Новочеркасске научные сотрудники испытывают сорта овощных культур, ставят опыты на агротехнологию, ведётся первичное семеноводство. А этот земельный массив должен был подпитывать науку финансово, стать как раз тем фундаментом. Потому что бюджетное финансирование нам выделяется только на зарплаты – руководителю, бухгалтеру и научным сотрудникам. И уплату подоходного налога на эти зарплаты. Все остальные – сторож, уборщица, электрик, механизатор – получают зарплату из «внебюджета». Из «внебюджета» оплачиваются электроэнергия, отопление, покупка оборудования, пестициды, удобрения.

В общем, землю в Багаевском районе Бирючекутская ОСОС действительно использовала для выращивания пшеницы, подсолнечника, кукурузы. За неимением техники пришлось и картофель выращивать по договору услуг силами того самого «стороннего предпринимателя»: фермер корнеплод и посадил, и полил, и выкопал.

– Главная проблема станции – отсутствие орошения, – говорит Александр Рубцов. – Чтобы тот же картофель вырастить, нужны сажалки, копалки, но главное – дождевальные машины. А здесь такая техника… В прошлом году первый за двадцать лет трактор купили! Остальной машинно-транспортный парк – как в той шутке, шнурком заводится. Не то что для овощей, даже для основных обработок почвы технику приходится нанимать... Как бы то ни было, станция, я считаю, развивается: семена мы полностью обновили – сеем не ниже первой репродукции, стали закупать сложные удобрения, завозим подкормки.

Техническая модернизация осложняется тем, что Бирючекутской ОСОС как бюджетной организации запрещено пользоваться кредитами, говорит Рубцов. Приходится «идти на самообеспечении».

– Да, в прошлом году я не нашёл лишних полтора миллиона, чтобы купить новый посевной комплекс, но старые капитально отремонтировали. Пять-семь лет на них ещё можно работать, высвобождая деньги для других целей. В прошлом году в Новочеркасске проложили новую капельную магистраль, чтобы орошать опытные посевы.

Понимаете, мы зарабатываем здесь, чтобы там, в Новочеркасске, сотрудница взяла завтра новые перчатки, новую тяпку, открыла кран – и из него на оросительную систему потекла вода, которую мы оплатили.

Оснащение станции действительно оставляет желать лучшего, признаётся младший научный сотрудник станции Ирина Тимошенко. Проводить опыты приходится фактически «с весами и линейкой», один учёный для измерения массовой доли сухого вещества приносит на работу свой личный рефрактометр. Но даже в таких условиях пытаются двинуть вперёд отечественную науку.

– Селекционная работа ведётся по трём направлениям: репчатый лук, редис и морковь. В 2017 году Госсорткомиссия зарегистрировала наш сорт редиса, сорта моркови и лука ещё проходят испытания, – поделилась Ирина Васильевна. – Помимо селекции занимаемся эколого-географическими сортоиспытаниями. В прошлом году нам присылали три образца физалиса, 15 образцов баклажана, девять – белокочанной капусты, по 40 образцов перца и томата. Мы изучали пластичность сортов, а также проводили агротехнологические опыты – смотрели, как влияют дозы и способы внесения удобрений на урожайность овощных культур.

Мусорный треугольник видно из космоса, а на публичной кадастровой карте он не отмежеван

…Впрочем, рассуждать о том, может ли Бирючекутская ОСОС выращивать зерно и насколько она достигает своих «уставных целей», следовало бы столичному руководству ФНЦ овощеводства. А у него претензий к Александру Рубцову ни по поводу всего участка, ни по поводу услуг фермера-картофелевода не возникало. Видимо, в Москве считали, что получать деньги за урожай и содержать на них науку – не преступление.

Может быть, сам документ, по которому Бирючекутская ОСОС получила государственный участок в пользование, налагал какие-то запреты?
Рубцов предоставил «Крестьянину» постановление главы администрации Багаевского района, которым в 2007 году станция была наделена указанным участком. В документе нет ни слова о том, что учреждение должно выращивать только овощи (да это и невозможно хотя бы из-за севооборота!) либо должно использовать землю исключительно в научных целях.

Да и прокуратура Багаевского района, которая указывает на выявленные нарушения, за всё это время не выписала Рубцову предписаний – например, перестать сеять пшеницу или расторг­нуть договоры на оказание услуг с багаевским овощеводом.

Официально доказанными нарушениями закона со стороны Бирючекутской ОСОС являются только мусор и пятно от ГСМ. Все остальные обвинения существуют только на словах.

Открытый финал

Как дожить до конца сезона и чем теперь заполнять графу «внебюджетные источники дохода» – вопросы, которые больше всего волнуют главу Бирючекутской ОСОС.

Растениеводы поймут положение Рубцова: уведомление об изъятии участка пришло в начале февраля, когда часть полей была уже засеяна озимыми, а часть – подготовлена к севу яровых. Несколько недель Александр Александрович разбирался, что делать с посевами и как компенсировать понесённые затраты – раз уж станцию не предупредили заблаговременно.

Опытная станция подала иск к ТУ Росимущества в надежде оспорить суровое решение. Пока дело рассматривается в Арбитражном суде, управление Росимущества пошло навстречу Бирючекутской ОСОС: учитывая сезонность растениеводства, позволило станции закончить работы на озимых, посеянных до 12 февраля 2020 года. Поля, подготовленные к пропашным культурам, пока зарастают осотом.

Если решение суда будет не в пользу станции, ТУ Росимущества планирует снова «вовлечь участок в хозяйственный оборот в целях пополнения доходов федерального бюджета». Проще говоря, землю либо сдадут в аренду, либо продадут. Будет интересно узнать, кто станет новым хозяи­ном этой земли.

А вот прокуратура Багаевского района, похоже, ожидает другого суда – над самим Рубцовым. По факту предполагаемой «неправомерной сдачи в аренду» тех самых 78 га. 
«ОМВД России по Багаевскому району проводится процессуальная проверка, по результатам которой будет принято решение о наличии либо отсутствии в действиях директора Бирючекутской ОСОС состава преступления», – сообщил «Крестьянину» Валерий Павловский. 

Официально никаких обвинений Александру Рубцову никто не предъявлял.

– Потому что предъявлять нечего, – говорит Александр Александрович. – Всё, что было заработано на этом участке, поступило на счёт Бирючекутской ОСОС и отражено в бухгалтерской документации. Себе в карман я никаких денег не клал, всё шло на науку.

Александра КОРЕНЕВА
пос. Ясный, Багаевский р-н, 
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин