Всё остаётся людям

Ветеран войны много сделал для развития колхоза и станицы. И сейчас он ведёт активный образ жизни

Дума РФ приняла закон об изменении даты окончания второй мировой войны. Если раньше этим днём считалось второе сентября 1945 года, то теперь – третье. Дело в том, что в Советском Союзе медалью «За победу над Японией» было награждено более миллиона человек, и там значилось – 3 сентября 1945 года. Другими словами, справедливым будет считать днём окончания войны именно эту дату.

Это точно знает Владимир Никитович Борисов, ветеран Великой Отечественной войны, 93-летний житель станицы Расшеватской. У него есть такая медаль.

До всего есть дело

А познакомились мы с ним благодаря Валерию Алексеевичу Подсеканову, исполнительному директору Новоалександровской фермерской ассоциации. Как-то спросил Валерия, есть ли у них в районе ветераны Великой Отечественной, которые были бы связаны с сельским хозяйством? 

– Есть, в Расшеватке, БорисОв, – именно так, с ударением на второе «О» произнёс Валерий Алексеевич, – у казаков так принято эту фамилию произносить. Он не просто с сельским хозяйством связан, он председателем колхоза был. Я помню, как он руководил. При нём в станице много чего построили. Мы знакомы с ним, давай съездим.

Договорились с главой станичной администрации Натальей Перевозчиковой, чтобы она организовала нам встречу с Владимиром Никитовичем. Ждём.

– Может, съездить за ним? – предлагает Валерий Алексеевич. – Возраст-то какой!

– Да придёт сейчас, он каждый день ко мне приходит, интересуется делами станицы. Он же у нас бессменный председатель Совета ветеранов станицы. Именно активно действующий председатель, – говорит Наталья Васильевна.

Тут дверь отворилась, и он вошёл. Весь пиджак в медалях.

– О, старый знакомый! – узнал он Подсеканова. – Как поживаешь?

Успел повоевать

А родился Борисов в станице Григорополисской. Это недалеко от Расшеватской. Его мама работала учительницей в соседних хуторах Фельдмаршальском и Краснодарском.

Оттуда его и призвали в армию в 1945 году. Борисов 1926 года рождения. Этот призыв уже на фронт не посылали. Но Борисов всё-таки успел повоевать.

– После того как мы просидели на сборном пункте в Ставрополе, в почти разрушенном здании пединститута, нас посадили в эшелоны и повезли в неизвестном направлении.

Смотрим, Сталинград, следующая остановка в Самаре, тут поняли, что везут нас не на запад, а на восток. Так через две недели пути оказались мы на Дальнем Востоке. А потом мы узнали, что Японии объявлена война, – вспоминает Владимир Никитович.

Ударной силой были опытные части, переброшенные с западного фронта, но и новобранцам тоже пришлось повоевать. Борисов вспоминает, как ходил в разведку.

– Мы вышли в тыл японских позиций. Смотрю, япошка какой-то в сторону отошёл, может, по нужде. Я его и завалил. Притащили в штаб. Вижу, мой «язык» какой-то глуповатый, неразвитый. Ну, думаю, пользы от него мало будет. Но меня к медали «За боевые заслуги» представили.

Довелось молодому бойцу поучаствовать и в настоящем бою, когда его отделение напоролось на группу японцев. Командир отделения Борисов потерял двух товарищей, пока сам гранатой не подавил пулемётную точку. Когда пришедшие на помощь подразделения уничтожили врага, открылась жуткая картина. Они увидели трупы японских солдат, прикованные цепями к пулемётам. 

– Я сейчас много читаю мемуаров о войне. Ни разу не встречал в них, чтоб такая практика у нас была даже в самых страшных боях. Зачем? Люди родину защищали, а не чужую землю отнимали у соседей. Мотивация другая была.

Та война длилась меньше месяца. Япония капитулировала. Борисова перевели в часть, охранявшую склады Тихоокеанского флота. А потом его в НКВД перевели. Он сопровождал грузы из капитулировавшей Японии в Китай, Корею. Даже в Соединённых Штатах побывал, лендлизовские грузы охранял. Конечно, экскурсий ему никто не устраивал, и тем не менее мир он повидал.

Выучился на председателя

Вернувшись в родные края, Борисов стал работать в колхозе. Разруха кругом. Мужчин мало, всё держалось на женских плечах. А те мужики, кто вернулся с фронта, были или израненные, или в таком психологически сложном состоянии, что работники из них были плохенькие. Техники почти никакой, в основном лошади да быки. Если до войны в колхозе было 130 лошадей, то после осталось 27. Остальных съели, чтоб с голоду не помереть.

Молодого и толкового парня быстро заметили.

– Пойдёшь на председателя учиться? – предложил бригадир. – Три года в Ставрополе отучишься и начальником станешь.

Через три года он вернулся в колхоз, и его сразу назначили заместителем председателя. 

– А потом коммунисты оказали мне большое доверие, избрав секретарём парткома, – вспоминает Владимир Никитович. – Пришлось вникать во все проблемы, и производственные, и бытовые. Люди разные, иногда приходилось и жёстко поступать. Но, критикуя, я всегда помнил, что сердце человеческое надо не трогать.

В 1968 году Борисова назначили председателем колхоза в станицу Расшеватскую. Он руководил хозяйством до 1982 года, пока не перевели его директором Новоалександровского элеватора. Но, работая в районном центре, он из станицы не уехал. Приглянулась она ему. Вот уже, считай, более полувека в ней живёт, вторая родина.
Созидатель

Наталья Перевозчикова была ребёнком, когда Никитович, так Борисова зовут в станице, здесь руководил, но хорошо помнит, что люди его уважали. И было за что.

– У нас здание школы одно ещё с дореволюционных времён сохранилось, здесь начальные классы занимаются, а основное как раз при Владимире Никитовиче строилось. И Дом культуры. Так же, Никитович?

– Начинал Дом культуры Пётр Тимофеевич Коноплёв, но не успел крышу достроить. Я, когда принял от него стройку, столк­нулся с тем, что металла на неё нет. Все базы в крае объездил, бесполезно. Тогда додумался ехать в Таганрог в порт, там, говорили можно такой металл достать. Взял мяса, фруктов, ещё кой-чего. Сами понимаете, без магарыча дела не делаются. Инженера-строителя с собой взял, план здания. Нам не только металл дали, но и привезли на базу в Новоалександровск. Так мы Дом культуры и достроили, он и сейчас стоит.

Всё строилось тогда хозспособом. Деньги колхоз занимал у государства. А потом рассчитывался урожаем. Так Борисов построил зерносклад на пять тысяч тонн, четыре корпуса МТФ, автогараж, четыре корпуса для КРС, три детских садика, 13 квартир для колхозников.

– А водопровод при вас появился? – спрашивает Наталья Васильевна.

– При мне. Мы ещё и курсы трактористов и водителей-комбайнеров у нас организовали. Я договорился с Григорополисским техникумом механизации, чтобы они экзамены у нас принимали, а занятия вели наши специалисты. Классы в Доме культуры в подвале организовали. Скольким ребятам профессию нужную дали! Я потом всем форму новую купил, чтоб почувствовали красоту и важность своей работы. Потратился, в долги влез. Но был очень доволен.

– А помнишь, Никитович, когда ты директором элеватора был, ты приютил конную милицию, что в Новоалександровске организовали?

– О да. Я лошадей страсть как люблю, поэтому согласился, чтоб на территории элеватора конюшню разместить. Для меня лошадь – это любовь всей моей жизни. Общение с ними и силу, и душевное равновесие даёт…

Сергей ИВАЩЕНКО
Станица Расшеватская, 
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин