Обман с доставкой на дом

«Администрация велела вам поменять окна», – заявляет предприниматель. И пожилые люди послушно подписывают договор…

«В городе Ростове-на-Дону, а также в городах Ростовской области: Азове, Новочеркасске, Таганроге осуществляет предпринимательскую деятельность Коцур Василий Васильевич (…), который вводит в заблуждение и недобросовестно осуществляет продажу металлопластиковых изделий (окон, балконных блоков), применяя методы «агрессивного маркетинга» и запугивания пожилых людей (…).
Индивидуальный предприниматель обманным путём навязывает покупку металлопластиковых изделий, ссылаясь на государственные программы по капитальному ремонту. (…) В ходе разговора с потенциальной жертвой они настаивают на том, что надо сейчас принять решение, что необходимо подписывать документы, (…) не дают спокойно ознакомиться с условиями договора, не позволяют позвонить родственникам.
В случае если у пенсионеров в доме не имеется наличных денег, чтобы внести предоплату по договору, тогда, прямо из дома, имея при себе ноутбук, камеру и принтер, индивидуальный предприниматель Коцур Василий Васильевич и его подельники отправляют от имени клиента заявки по банкам через платформу, которую предоставляет ООО «Финсервис» на оформление кредита. Только самим клиентам они преподносят это как беспроцентную рассрочку. На самом же деле, когда родственники пострадавших начинают изучать договор, звонить в банк, то им говорят о 26-30% ставке кредитования; в среднем пенсионер теперь обязан выплачивать из своей пенсии по 
3 000 – 5 000 рублей сроком от одного года до трёх лет. (…)
«Менеджеры» ИП Коцура В.В. говорят пенсионерам, что в эту стоимость включён полный спектр услуг, начиная от замеров, демонтажа и монтажа, но на деле оказывается, что такие огромные деньги пострадавшие платят только за металлопластиковые конструкции, и в дальнейшем за их установку надо заплатить ещё 10 000 – 15 000 рублей, только уже сторонним фирмам, которые присылает ИП Коцур…»

Из письма Юлии СУШКОВОЙ губернатору Ростовской области от имени группы пострадавших

Эта история вызвала у меня стойкое ощущение дежавю. Наши постоянные читатели помнят целую серию публикаций, которую два с лишним года назад мы посвятили медицинскому центру «Афина», облапошивавшему в основном немолодых женщин. В двух словах: им морочили голову, обещая сверхнеобходимое лечение на очень выгодных условиях. А когда бедолаги приходили в себя после длительной психологической обработки, то обнаруживали, что подписали кредитный договор на крупную сумму в обмен на упаковку ненужной косметики. 
Деятельность индивидуального предпринимателя Василия Коцура лежит совсем в другой плоскости. Но методы работы с пенсионерами (обоего пола) удивительно напоминают «афинские»: длительное убалтывание, обещание фантастических скидок и бонусов в сочетании с запугиванием, доведение пожилого человека до невменяемого состояния, давление с целью получить желанную подпись под договором… И уход в категорический отказ, когда опомнившийся клиент умоляет расторг­нуть кабальную сделку: хамство, враньё и уклонение от разговора. 

«Я был как в тумане»

Практически от всех пострадавших я слышу две фразы, хорошо знакомые мне со времён работы над материалами об «Афине»: 1) «Сам(а) не понимаю, что на меня нашло – я был(а) как в тумане» и 2) «Я чувствовал(а), что делаю что-то не то, но мне уже было всё равно – лишь бы от них избавиться». 
На сегодня их больше тридцати человек – и список, к сожалению, пополняется. И это только те, кто откликнулся на призыв Юлии Сушковой в интернете. 75-летний дедушка Юли Александр Павлович попался на удочку Коцура год назад. И с тех пор девушка не только занимается судебными делами деда и перепиской со всеми мыслимыми инстанциями, но и фактически руководит группой «обманутых покупателей металлопластиковых изделий». Часть группы – не сами пострадавшие, а их более энергичные родные, которых, к сожалению, не было при заключении злополучных договоров.
Все истории о металлопластиковом обмане начинаются с визита домой к намеченной жертве представителей Ремонтно-строительной компании. Иногда звучит и другое название – волгоградский завод ООО «Прайм-Групп». А координирует всю эту масштабную деятельность ИП Коцур Василий Васильевич. В каких отношениях он находится с упомянутыми предприя­­тиями, разобраться довольно сложно, да и большого смысла не имеет. Гораздо важней то, что, по словам визитёров, они уполномочены говорить от имени городской администрации. А иногда прямо называются её сотрудниками – видимо, для простоты и убедительности. География их нынешней деятельности охватывает Ростов, Таганрог, Азов и Новочеркасск – но это только известные нам случаи.

Незваные гости

2 мая около часа дня в дверь к таганрогской пенсионерке Людмиле Ландман постучали. 
– Она думала, что это соседка, и открыла, – рассказывает муж Людмилы Яковлевны Сергей Лидовских. – Стоят трое: «Вы такая-то?» Сначала сказали, что от администрации, потом – что от строительной компании, но никаких документов не предъявили, хотя жена об этом просила несколько раз. 
Незваные гости сообщили, что в районе запланировано благо­устройство зданий. Но вот какая беда: они только что посмотрели на балкон Людмилы Яковлевны и обратили внимание, что он в плохом состоянии и может рухнуть. Женщина очень удивилась, поскольку ничего такого за своим балконом не замечала. Но пришельцы настаивали на разговоре – и как-то так получилось, что оказались уже в квартире. 
– Стали её уговаривать отремонтировать и остеклить балкон, – продолжает Сергей Лидовских. – Она им объясняет, что у неё пенсия 12 тысяч и два кредита. Они в ответ: «Не бойтесь, сегодня для вас – скидка 30% как для пенсионера-ветерана. А потом вам эта работа обойдётся дороже. Нет денег – оформим кредит. А не дай бог балкон рухнет!» Она пыталась звонить мне, дочке, но они ей не дали. Достали ноутбук и составили договор с Коцуром и кредитный. Она всё подписала – только бы они быстрей ушли.
Когда пришёл Сергей Михайлович, он еле разобрался в документах: 
– В договоре с фирмой одна сумма – 76 тысяч рублей. А в банковском договоре уже другая – 85 тысяч. А с учётом процентов – 26,74 годовых! – вообще получилось 120 тысяч 370 рублей. И отменить договор можно только в течение суток, причём со штрафом 10%, да и то если Коцур согласится. И требуется личное присутствие человека, подписавшего договор. Но у нас же самоизоляция! А супруге моей за семьдесят – она в магазин-то боится выйти: вдруг оштрафуют. А тут надо ехать в Ростов, в нарушение всех правил. 
Самого Коцура и его сотрудников такие мелочи, как хождение из квартиры в квартиру во время пандемии, видимо, не смущали. К Людмиле Яковлевне, да и ко многим другим, они пришли без масок. (Правда, говорят, часто надевали бахилы.) 
 

Хозяева почуяли неладное и на всякий случай сфотографировали визитёров

Визит с подписанием договора состоялся в субботу.
– В воскресенье Коцуру, естественно, дозвониться мы не смогли, – продолжает Сергей Михайлович. – В понедельник с утра секретарь по телефону сказала нам, что Коцур сам перезвонит. Ждём. 5 мая звонит с неизвестного номера (мне потом сказали, что он всегда звонит с разных номеров): «Ничего не будем расторгать, платите». Идём в «Альфа-банк». Там говорят, что час назад всю сумму через какую-то московскую кредитную платформу перевели на счёт Коцуру. 
Сергей Лидовских попытался объяснить сотруднице банка, что тут явно что-то не так:
– Вот смотрите: я захочу взять кредит, приду в банк. Вы меня сфотографируете, посмотрите кредитную историю, запросите отзывы трёх-четырёх людей… Там процедура – как перед космическим полётом. Так почему вы по паспорту выписываете на какое-то третье лицо кредит на такую сумму? Почему вы не спрашиваете её согласия на отправку этих денег? 
Но ничего не добился, кроме ценного совета: убедите Коцура, чтоб он вернул нам деньги, тогда расторгнем договор. 

Поставили и передали

Понимание того, как именно их обманули, приходило к клиентам Коцура постепенно. Для начала они узнавали, сколько стоят в Ростовской области аналогичные работы – и убеждались, что с них содрали втрое-вчетверо, а то и больше. 
А самое главное выяснялось при доставке заказа.
– Рабочие привезли окна, занесли в квартиру… После чего сказали, что установка, оказывается, не входит в стоимость заказа и мы должны оплатить её отдельно, – рассказывает Юлия Сушкова. – Но когда они уговаривали дедушку и остальных людей подписать договор, то, разумеется, обещали всё сделать «под ключ». 
В договорах это сформулировано так: сторона 2 (Коцур) обязана «поставить и передать» изделия стороне 1 (заказчику). Мало кому придёт в голову, что фирма, обещавшая выполнить все работы по установке окон или балконных блоков, слово «поставить» понимает так буквально – «поставить на пол в квартире заказчика». (Впрочем, тут Коцур подстраховался дополнительно. Как именно – читайте ниже.) 
Коцур, которому растерянные заказчики звонили за разъяснениями, в ответ матерился и бросал трубку.
– В итоге мы поставили окна сами, – говорит Юля. – При этом убедились, что замеры нам сделали вкривь и вкось, также как и многим другим: всё пришлось переделывать. 
Кстати, все мои попытки связаться с Коцуром или хотя бы с кем-то из его соратников также кончились ничем. Телефоны, по которым я пыталась звонить, были либо стабильно заняты, либо стабильно вне сети. Выключенный телефон офиса, на котором я всё же смогла оставить сообщение с информацией о себе и просьбой связаться со мной, позднее включился, о чём я получила смс. Но поговорить со мной никто так и не захотел.

Юлия Сушкова: «Привезли и поставили»

Ущемление ценой в тысячу рублей

Ростовчанин Николай Астраханцев привезённые окна не принял, даже не стал распаковывать: 
– Привезли, сгрузили и сказали, что ничего не собираются устанавливать. Я написал отказ. Во-первых, отсутствовал обязательный по закону сертификат пожарной безопасности. Во-вторых, должен был присутствовать сам Коцур, чтобы мы составили акт приёмки. Кроме того, в документах фигурировала фирма «Прайм-Групп», а заказ привезли от ИП Коцура. 
Как слегка смущённо объясняет Николай Семёнович, он больше сорока лет работал строи­­телем: начинал рабочим, вырос до главного инженера. Строил гостиницу «Интурист», один из университетских корпусов на Западном… Да ещё восемь лет был сотрудником технадзора:
– Всё до буквы знаю – как они меня подловили? 
На Астраханцева, как и на многих других, Коцур подал в суд с требованием выплатить задолженность по договору, неустойку и судебные расходы – всего 95 тысяч 755 рублей. И выиграл суд. А Николай Семёнович, подав­ший встречный иск о расторжении договора, взыскании денег и компенсации морального вреда, проиграл. Сейчас он ждёт решения апелляционной инстанции. 
Надо сказать, что по многочисленным обращениям пострадавших – в полицию, прокуратуру, Роспотребнадзор и все остальные инстанции – проводились многочисленные же проверки. И не без результата: проверяющие находили в договорах условия, ущемляющие права потребителя, и штрафовали Коцура аж на тысячу рублей. Раза три или четыре. 

Тонкости психологии

Почему же вполне разумные люди впускали незнакомых людей к себе в дома – в том числе и в период самоизоляции, когда любые контакты должны быть сведены к минимуму? Почему принимали всерьёз всю ту лапшу, которую вешали им на уши Коцур со товарищи? 
– Помните в советские времена ходили по домам и предлагали мёд, картошку или ещё что-то? Наши старики остались в этом времени, – говорит Галина Магомедова. Её 84-летний отец, Виктор Георгиевич Дубовсков, также подписал кабальный договор, который Галина Викторовна сейчас пытается расторгнуть через суд. – Коцур хороший психолог, знает, на какие кнопки нужно нажимать. Скажем, кто-то хочет позвонить своему родственнику, посоветоваться, а он говорит: «Вы же взрослый человек, что вы, не можете самостоятельно решение принять?»
Эта деталь – отсекание нежелательных контактов – кочует из одного рассказа в другой.
– Мне дедушка сознался уже потом, – говорит Юлия Сушкова. – Они хотели взять у него 30 тысяч задатка, а у него было только 15 тысяч. Но когда он собрался позвонить дочери, они просто отобрали телефон: дескать, никому не надо звонить, давайте 15. А сначала были такие паиньки-лапушки…
По словам Юли, когда люди Коцура явились впервые, она была дома – ну, и шуганула непрошеных гостей. Но это не спасло: они пришли снова – и на этот раз успешно обработали дедушку. 
А с жительницей Новочеркасска Еленой Цветковой вышла и вовсе трагикомическая история. Сама Елена – не пенсионерка, льгот никаких не имеет. Но для оформления щедрой тридцатипроцентной скидки («Только сегодня!») нужен был льготник.
– У меня сын – участник боевых действий, – предложила Елена.
Участника боевых действий пришельцы почему-то не захотели. И льготный сертификат предпочли оформить на маму-пенсионерку. 
Кстати, льготный сертификат заслуживает отдельного разговора. Указанный на нём адрес в интернете https://www.greinerextrusion.com/en/ приводит на страницу австрийской фирмы Greiner Extrusion GmbH. Как утверждает Яндекс, это «ведущий мировой поставщик экструзионных линий, инструмента и комплектных установок для экструзии профилей». Так что если вам что-то не нравится – обращайтесь в Австрию, в город Нусбах, Фридрих-Шидель-штрассе, № 1.

Листок в клеточку

Когда дело дошло до судов, представители Коцура стали предъявлять очень интересный документ – распечатанный на компьютере листок в клеточку под названием Приложение № 1. 
Листок содержит довольно кривой чертёж, результаты замеров, ещё какие-то надписи, сделанные почему-то разными почерками… И отдельную врезку с вот такой головоломной фразой (цитируем с сохранением стиля и орфографии): «Работы по устройству откосов, металлоподготовки для установки изделий, обшивки внутренние и внешние, расширение проёмов, збитие порогов, ремонт полов, потолков, расширение балконов, демонтаж плит, все виды сварочных работ, бельевые верёвки считаются дополнительными работами и в стоимость заказа НЕ ВХОДЯТ». В переводе на русский язык – «привезём и поставим на пол». Под всей этой красотой написано «… ознакомлен и согласен». И стоит подпись клиента. Без расшифровки – только закорючка. 
«Мы это не подписывали», – уверяют и Александр Павлович Сушков, и отец Галины Магомедовой, и другие пострадавшие. 
– Они это приложение показывают, но к договору не прикладывают. Уже потом мне прислали копию, причём там добавилась куча текста, которого раньше не было, – говорит ростовчанка Галина Вердыш. 
Галина Магомедова уже заказала экспертизу: в суде у её отца взяли образцы почерка, теперь они ждут, чтобы эксперты подтвердили, что это подделка.

Приложение № 1 «Я это не подписывал», – говорит Александр Сушков

«Никто никакие окна не ставит»

Если вы хотите познакомиться со взглядом «с другой стороны», можете зайти на сайт https://antijob.net/, в чёрный список работодателей, в рубрику «Стройматериалы, стекло». Вы узнаете много любопытного из отзывов людей, пробовавших поработать под руководством Василия Коцура. 
Вот, например: «Важное сообщение для тех, кто ищет работу в Ростове. Ремонтно-строительная компания по адресу Красноармейская, 74 (также они называют себя «Прайм-Групп» Волгоградский завод или ИП Коцур Василий Васильевич), дают объявление в интернете о различных вакансиях – от грузчика до менеджера по продажам. Далее приглашают заинтересовавшихся в офис на собеседование. Предлагают вам провести день стажировки бесплатно с одним из своих продажников. Говорят, что вы просто день должны ходить за ним, наблюдать и не мешать. Далее, если вы соглашаетесь, то едете в один из спальных районов города и наблюдаете за «работой» продажника. Занимается он (или она) тем, что ходит по квартирам и втюхивает доверчивым пожилым людям дорогие окна на балкон. Но делается это по-хитрому. Он представляется инженером строительной бригады и говорит, что у вас будут проводиться ремонтные работы через три недели и ему нужно проверить состояние балконных плит. Если его впускают, то далее он присаживается на уши и предлагает утеплить балкон, поставив новые окна. Звонит типа в одну из служб по громкой связи (на самом деле это свой человек на другом конце провода), сверяет паспортные данные жертвы и говорит, что вы «счастливый» обладатель скидки. При этом вам будет вешаться лапша на уши о том, как в этой компании можно много заработать и как он сам много зарабатывает. Конечно же, это всё враньё. Далее в конце дня вы едете в офис и сдаёте тест. Вне зависимости от того, на какую вакансию вы изначально подавались, вам предлагают пройти двухнедельную стажировку с продажником за 1 000 руб. в день при графике – внимание, сейчас офигеете: 7:30 – 18:00, рабочие дни 6/1. Рабочий день длится 10 часов 30 минут. И в конце концов вам предлагают работать таким же обманщиком. Естественно, никто никакие окна не ставит».
Или вот: «Позвонили сами. Замерщик окон, я согласился на собеседование. Пришёл, объяснили, что замерщик должен начинать с азов, а посему нужно постажироваться в продажах, а потом и на должность. Две недели оплачиваемая стажировка. Я вынес этого маразма четыре дня. Откровенно чистое втюхивание продукции пенсио­нерам, любым способом, врут о скидках, короче, лишь бы проплатили, и всё. Уговаривают на кредиты в банке, старушки последние копейки отдают, я долго смотреть не мог и сказал, что это не моё...»

Виктор Георгиевич Дубовсков судится с Коцуром с прошлого сентября

Здесь мог быть хеппи-энд, но…

А тем временем – также как и в истории с «Афиной» – растёт число пострадавших, количество обращений в полицию и контролирующие органы зашкаливает. И в какой-то момент, видимо, становится совсем уж неприлично делать вид, что ничего не происходит. 19 марта мировой судья судебного участка № 6 Новочеркасского судебного района удовлетворяет иск Е. Д., 
одной из пострадавших от деятельности Коцура, и взыскивает с него 68 500 рублей, уплаченных по договору, плюс неустойку и немалый штраф «за отказ добровольно удовлетворить законные требования потребителя». 
А 23 апреля Роспотребнадзор, до этого периодически штрафовавший Коцура на тысячу рублей за ущемление прав потребителей, решил, что это ущемление происходит слишком уж систематически. И через суд прекратил деятельность индивидуального предпринимателя Коцура Василия Васильевича «по причине неоднократного нарушения прав потребителей».
Здесь мог быть хеппи-энд, но этому мешают как минимум три обстоятельства.
Во-первых, Коцур, как и следовало ожидать, опротестовал решение Ленинского суда г. Ростова-на-Дону. Таким образом, решение суда пока что не вступило в силу, а судя по тому, что в списке пострадавших появляются новые фамилии, Коцур даром времени не теряет. Рассмотрение апелляции, насколько нам известно, назначено на 15 июня, то есть результат мы узнаем уже после того, как выпустим этот номер.
Во-вторых, как мы знаем по опыту «Афины», выиграть дело в суде – это ещё не всё. Нужно вернуть свои деньги – а это из-за хитрых кредитных схем бывает не так просто сделать.
А в-третьих, как нам известно, раньше Коцур довольно успешно действовал в Крыму, но, проиграв дело в Бахчисарайском суде, вскоре переместился в наши края. 
Куда он двинется дальше? 
Анна КОЛОБОВА 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЗаконОбщество
Газета: Газета Крестьянин