Мобильный волонтёр

Добровольцы помогли уже 38 тысячам жителей Ростова и области

«Это волонтёр, меня зовут Анна», – так уже почти три месяца Анна Берёзова представляется незнакомцам по телефону. «Мобильная» Анна по двум причинам: каждый день она на связи с десятком людей и тратит 5-6 часов, чтобы объездить на машине несколько адресов в городе. Девушка – волонтёр акции #МыВместе. За время пандемии добровольцы акции помогли 38 тысячам жителей Ростова и области: покупали и развозили продукты и лекарства, оплачивали ЖКХ, записывали на приём к врачу. И до сих пор продолжают это делать.

Мы встречаемся в волонтёрском штабе Общероссийского народного фронта – организатора акции. Рабочий день Анны начинается и заканчивается здесь: девушка забирает заявки, бесплатные готовые наборы продуктов, если есть нуждающиеся в них, а по окончании дня возвращается, даёт отчёт и помогает с оформлением других заявок.

Мы выходим на задний двор штаба вместе с водителем. Сегодня нас повезёт белый «Лексус» с кондиционером: что может быть лучше в ростовскую духоту? Позже выяснится, что служебных машин у ОНФ почти нет и наш водитель, как и Анна, доброволец, который не первый месяц помогает развозить продукты на личном авто. Но сегодня он – наш персональный шофёр. 

Анне – 22, волонтёрством раньше не занималась. Небольшой водительский стаж – 2,5 года – не помешал сесть за руль во время пандемии. Как и учёба на терапевта в медицинском университете.

– Не хочу накидывать на себя пуха, но мне было стыдно сидеть дома, когда мои тёти-врачи в разгар пандемии контактируют с больными, а одногруппники работают в колл-центре («горячая линия» по коронавирусу в Ростове. – Прим. авт.) и в больницах, – заводит разговор Анна, когда мы трогаемся. – Для студентов-медиков не было привилегий: от занятий никто не освобождал. Я понимала, что не смогу совмещать учёбу с работой, и нашла себе такое применение. Сначала выезжала на пару часиков, сейчас буду продолжать помогать. Волонтёрство мне засчитают как практику вместо стандартной летней в больнице. Это такой же профессиональный опыт, только в условиях сложной обстановки – с этим нам пошли навстречу.

Сегодня по плану – три адреса на Военведе и Северном. Анна рассказывает, что в среднем выполняет семь заявок за день, а за последний месяц сделала 107 – это ни много ни мало 15 рабочих дней. Бензин – за свой счёт: его, как и всю волонтёрскую работу, никто не оплачивает. Обычно и деньги Анна сразу берёт с собой. Говорит, что проще купить всё по пути, чтобы заявитель отдал потом, – это уже проверенная волонтёрами схема.

На смену добровольцы обычно ездят по парам, как мы сегодня: один – «штурман» (следит за навигатором, без которого волонтёры как без рук), а другой носит пакеты. 

– Я предпочитаю развозить заявки одна, но пару раз брала напарника. Когда он перестал меня сопровождать, я придумала возить с собой чемодан на колёсиках, чтобы спина не болела. Часто и дома такие попадаются – «сталинки», пять этажей, лифта нет. Поэтому с чемоданом удобно.

Мы высаживаемся у рынка. Анна пробегает глазами по заявке: молоко, сметана, яйца… В графе «Комментарии» напротив сметаны стоит: «Заявитель объяснит, какая», а напротив яиц – «таганрогские». Интересуюсь: раздражает ли такая требовательность? 

– Честно говоря, это мне непонятно. Допускаю, что людям нравится что-то определённое, но я рассуждаю так: это волонтёрская помощь. Помимо этой заявки у меня куча других, а я хожу и ищу именно таганрогские мелкие яйца. Приходится, – пожимает плечами девушка.

Покупаем всё необходимое, просим чеки, «иначе не поверят», и выезжаем на первый адрес. На лестничной клетке уже поджидает пожилой мужчина. Деньги передаёт в полиэтиленовом пакете и отказывается расписываться в заявке. После недолгих уговоров всё же оставляет подпись. Анна поясняет: волонтёрство – это история почти всегда о доверии. Люди доверяют настолько, что просят подписаться вместо них, иногда даже сдачу лишний раз не пересчитают.

По следующему адресу, куда нужно доставить бесплатный набор, нас встречает женщина в малиновом халате, с восторгом во взгляде и словами: «Как неожиданно!» Анна недоумевает: почему неожиданно? Разве ей вчера не звонили и не предупреждали, что в этот день привезут набор? Женщина рассказывает, что оставляла заявку в апреле. 

– Честно говоря, в первый раз слышу о таком, – признаётся Анна уже на выходе. – Вчера я ездила на заявки, и мне говорили: «Вы так быстро!» Потому что человек только оформил заявку, а на следующий день уже всё получил. Это какое-то недоразумение. Обязательно узнаю в штабе, как так вышло.

Вновь садимся в машину, и водитель просит уточнить у следующего заявителя, где именно брать продукты. «Вчера у нас были проблемы», – кратко отрезал он. Заявку оставила женщина, оплачивать будет тоже она, но привезти продукты нужно её пожилому брату. 

– Если откажутся, продукты потом и не сдашь, – говорю я.

– Да, поэтому я раков и не взялась покупать, – не без смеха говорит Анна. – Однажды мне позвонила женщина, 79 лет, сказала, что хочет перед смертью раков поесть и что раки нужны ей именно сегодня.

Водитель иронично подмечает: не собиралась ли она именно в тот день помирать?

– Не знаю. Но она сказала, что, по мнению её гастроэнтеролога, раки полезные. Я хотела спросить: а полтора литра фанты в заявке тоже он прописал? Но сдержалась. 

В поиске раков Анна поставила на уши всех – других волонтёров, знакомого, который работает в раковарне. Последний сказал, что сейчас у раков линька и даже в своё кафе он с трудом их нашёл. История закончилась благополучно – женщине помог другой волонтёр. Анна с грустью говорит, что люди немного перебарщивают: им доброе дело делают, а кто-то принимает это как должное. 

Останавливаемся у неприметной панельки. Дважды звоним не в ту квартиру, и после откровенного недовольства шепелявой соседки нашего заявителя – «Вот шабодал уше этот Фалерий Ифанович! Гофорила я ему шделать швонок!» – нам навстречу выходит пожилой мужчина. Он расплывается в улыбке и взлохмачивает седые волосы: «Ой, как вас много! Я так рад вас видеть!» Достаёт кипу квитанций, инструктируя Анну, что с ними нужно сделать, и просит передать их сестре, к которой мы поедем забирать деньги.

– Вообще, в мои обязанности не входит передавать какие-то документы. Да и деньги, по-хорошему, забирать нужно на месте. Моя задача – выполнить заявку. Одна бабуля как-то попросила мусор выкинуть. Я подумала, ну а чего, мне несложно. Пошла и выбросила. Иногда мы делаем исключения, тем более если всё рядом находится.

Конечный пункт – квартира сестры Валерия Ивановича. Женщина настойчиво пытается отдать Анне полную сумму в 660 рублей – сует в руки мелочь, но та яростно отнекивается: «Не нужно, зачем нам эти десять рублей! Я не буду за вами гоняться, возьмите!». «Долги за мной будут гоняться! Потом время взыщет с меня», – упрямится женщина и побеждает. До этого волонтёр рассказывала, что всегда старается округлять итог в меньшую сторону и называть ровную сумму. Сейчас явно не получилось.

По пути в штаб девушка вспомнила, что «по запарке» выкинула чек на зефир, который сестра Валерия Ивановича попросила купить в последний момент.

– Ладно, зефир подарю им – всего 60 рублей. Нечасто бывает, что я в минус ухожу. У меня был случай, когда пакет с сахаром в бесплатном наборе порвался, и мне было как-то совестно, что я приду, а у человека сахар рассыпан. Пришлось купить другую пачку.

Спрашиваю, не удержавшись, хочет ли сменить формат работы. На что девушка говорит твёрдое «нет»:

– Я считаю, что делаю что-то важное. И помощь людям будет нужна всегда, вне зависимости от пандемии.

Маргарита ШЕХОВЦОВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин