Россия проспала контрреформу
Под сельское хозяйство заложена мина замедленного действия в виде документа об отмене земельных категорий. Цель контрреформы - переформатировать исторически сложившееся понятие «земля-кормилица», заменив его словом «территория».
В течение четверти века на сельхозугодьях и особо охраняемых природных землях строились дворцы, особняки, целые посёлки и даже частные предприятия. Представители столичных и местных элит, люди власти, обладатели капиталов легко обходили существующие запреты. В угоду им кадастровые инженеры и соответствующие государственные службы сдвигали кадастровые кварталы вместе с населением, меняли кадастровые номера, перекраивали поля и поселения, узаконивая произвол. (Классический пример: публикации «Крестьянина» о захвате муниципального пастбища для строительства коттеджного посёлка в селе Генеральское Ростовской области.)
Тем не менее все эти захваты и постройки так и остались по сей день незаконными. Потому что согласно ЗК целевое использование земель у нас определяется их категориями. Таких категорий семь.
Что делать со всем, что возведено, вопреки ЗК, на землях сельхозназначения и особо охраняемых землях? Закон требует снести. Но государство не желает идти по этому пути. С точки зрения государства, проще заменить земельные категории территориальным зонированием. Тем самым задним числом узаконить все преступления и нарушения в земельной сфере.
Предполагается, что зонирование будет определяться по факту использования земли. Допустим, если когда-то на сельхозземлях или в заказнике построили элитный посёлок либо предприятие, назначение земли автоматически поменяется. Но уже на законной основе, ведь категорий нет, а есть разрешённое использование в зоне.
Необходимость отказа от земельных категорий подаётся как устранение бюрократических препятствий для развивающегося строительства. Как потребность ввести в оборот десятки миллионов га неиспользуемой земли, чтобы кормить весь мир...
Россия проспала земельную контрреформу. Длительное время она вершилась в тишине кабинетов под шелест бумаг на так называемом правовом поле. Сегодня контрреформа вышла на финишную прямую с пакетом законопроектов о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию. Её цель – переформатировать исторически сложившееся понятие «земля-кормилица», заменив его словом «территория».
Аграрная общественность страны в тревоге. 13 мая по инициативе президента Ростовской областной АККОР Александра Родина прошли общественные слушания в режиме видеоконференции по поводу предлагаемых изменений в земельном законодательстве. Своё мнение о явных и скрытых угрозах сельскому хозяйству страны, связанных с отменой земельных категорий, высказали видные учёные, крупные специалисты, общественные деятели и фермеры.
Вёл видеоконференцию фермер Александр Шипулин, он же первый зам. председателя комиссии по развитию АПК и сельских территорий Общественной палаты РФ.
Преждевременно и неадекватно
Большинство участников видеоконференции склонялись в своих выступлениях к тому, что в создавшейся ситуации отказываться от земельных категорий преждевременно. Какова же она, эта ситуация?
В стране нет сегодня внятной земельной политики. Нет документа, который бы чётко определял, в каком направлении будет изменяться структура собственности на землю, констатировал Виктор Хлыстун, академик РАН, отец земельных долей, бывший министр сельского хозяйства России. Через 30 лет преобразований две третьих сельхозугодий остаются по-прежнему в собственности государства. Что будет дальше? В какую сторону изменится это соотношение: в пользу частного землевладения или государственного? Ответа нет. По мнению академика, должна быть доктрина земельной политики, утверждённая президентом.
Второй проблемой Виктор Хлыстун назвал незавершённые аграрные преобразования. Задача перераспределения земельных долей затянулась на десятилетия, а должна была решиться за два-три года. Причина – потеря управляемости земельными ресурсами. Отец земельных долей напомнил, как это было. В начале девяностых Государственный комитет по земельной реформе обладал всеми полномочиями для проведения преобразований. Вплоть до открытия дел и передачи их в прокуратуру. Реформа набирала темпы. Росло количество фермерских хозяйств и реорганизованных сельхозпредприятий. Но затем полномочия комитета урезали, а со временем его вообще упразднили. В результате вопросами сельского землеустройства сейчас занимаются 11 ведомств. А должен быть один управляющий орган.
Неадекватность информации о земельных ресурсах страны Виктор Хлыстун отнёс к третьей проблеме. Росстат даёт одну информацию. Росреестр – другую. Минсельхоз – третью. А по итогам сельскохозяйственной переписи четвёртый результат. Где истина? Почему так происходит? И сам же ответил на этот вопрос. Да потому что мы за 30 лет до сих пор не разобрались с границами земельных участков.
Причины неадекватной информации уточнила руководитель Проекта инвентаризации землестроения и линейных объектов Татьяна Поливанова. По её словам, в ЕГРН внесена неполная и некорректная информация, из-за чего 75 процентов координат земельных участков не соответствуют реальности. Люди замучились ходить по судам. Поливанова назвала сложившееся положение с недостоверными данными о границах земельных участков синдромом кукушонка Росреестра. Как известно, птенец кукушки, оказавшись в чужом гнезде, выбрасывает из него птенцов и остаётся хозяином положения.
Подобным образом, как считает специалист по землестроительству, повёл себя и Росреестр, когда ему передавали архивы упразднённого Земельного комитета. Что-то выбросили, что-то вообще не учли, например сведения БТИ. В результате – коллапс прав.
В отсутствие точной информации только 14 процентов земельных участков, находящихся в государственной собственности, поставлены на кадастровый учёт с установлением границ.
Криминал чувствует себя уверенно
Следующей проблемой Виктор Хлыстун назвал криминализацию земельной сферы как следствие неопределённости с границами и юридическим статусом неучтённой земли. Озвученную тему развернул в своём выступлении Игорь Абакумов, доцент Тимирязевской академии, в прошлом ведущий телепередачи «Сельский час».
Эти две третьих государственных земель, которые считаются неучтёнными, подчеркнул Абакумов, они имеют цену. Если их поставить на кадастровый учёт, в бюджет только от налогов поступит один триллион рублей. Это ключевая сумма для понимания того, что у нас происходит в земельных отношениях. При наличии одного триллиона в бюджете не было бы повышения пенсионного возраста.
Кто же распоряжается такими деньгами? Скажем так, определённые люди в муниципалитетах разных уровней. Земля не стоит на учёте, но она работает. Земля сдаётся в аренду на 11 месяцев, чтобы не регистрировать договоры. А потом с неё снимают тот самый неучтённый урожай, который давит на цены зернового рынка. Мы рассчитываем на одну цену, как вдруг из ниоткуда появляются миллионы тонн зерна и цена сползает, а легальный производитель остаётся в лучшем случае по нулям. Это фундаментальная проблема, и её надо решать на уровне президента.
Криминал чувствует себя уверенно не только на неучтённых государственных угодьях. Сегодня нет гарантий удержаться на легально арендованной земле. Любой магнат может легко перекупить землю, заявил член Общественной палаты России Игорь Шпектор. А фермер Олег Сирота рассказал о том, как порой ведёт себя в таких случаях Федеральная антимонопольная служба. По его словам, фермер может получить землю в аренду и без торгов. В законе есть такая возможность. Но ФАС разворачивает сделку, когда в неё вмешиваются земельные барыги. Борцы с монополией встают на сторону неправильной трактовки законов, на сторону злодеев, которые скупают земли.
Ведущий видеоконференции Александр Шипулин обозначил негативную роль торгов. У нас масса примеров, когда жители хуторов остаются без земли из-за этого, сказал он. У перекупщиков большие финансовые и административные возможности.
Минсельхоз бескомпромиссный
В том или ином виде пакет законопроектов о переходе от земельных категорий к территориальному зонированию будет рассматривать Госдума.
Первый зам. председателя комитета по аграрным вопросам парламента Владимир Плотников так обозначил позицию своих коллег-депутатов: мы всегда были за то, чтобы категории сельскохозяйственных земель оставались. Чтобы бережное отношение к земельным ресурсам преобладало. Но этот вопрос дискуссионный. Он связан с тем, что на самом верху между лоббистами, представляющими разные интересы, идёт борьба. Поэтому общественные слушания много значат...
Бескомпромиссное отношение к самой идее отмены земельных категорий продемонстрировало Министерство сельского хозяйства России. Директор департамента земельной политики и имущественных отношений Екатерина Демушкина заявила, что ведомство не поддерживает проект законопроектов на концептуальном уровне. Если его принять, он может стать точкой невозврата и перехода страны на урбанистический путь развития. Россия неизбежно в перспективе утратит статус аграрной державы. Для нас земля – это ключевой ресурс для обеспечения продовольственной безопасности страны, источник её развития для будущих поколений, конкретизировала позицию ведомства Демушкина. И продолжила: несмотря на такую очевидность, ставится вопрос о том, что земля – это просто территория, ресурс для застройки, которым можно управлять по правилам градостроительства.
Сейчас, по её словам, ещё действующая громоздкая процедура перевода земли из одной категории в другую является последним препятствием на пути бесконтрольного убытия земель сельхозназначения. В том числе особо продуктивных земель...
Что и подтвердил в своём выступлении фермер Олег Сирота. Он уверен, лёгкий перевод из категорий сельхозземель в земли поселений приведёт к тому, что пашни и пастбищ в его районе не останется. Их, как выразился фермер, переведут в дачку или промку и продадут...
Решительно высказался по проблеме перевода земель Тахир Хадеев, зам. председателя комитета по экологии и природопользованию Республики Башкортостан. Пахотная земля как шахматная доска стала. Сельхозугодья у нас сокращаются с каждым годом. Они должны быть под запретом. Перевод их в другие категории надо сделать практически невозможным. Только в исключительных случаях...
Землеустройство исключается
В ходе общественных слушаний под резкую критику попал проект нового закона «О землеустройстве» из предложенного для рассмотрения пакета.
Лучше никакой, чем тот вариант, который предлагается, заявил Виктор Хлыстун. Землеустройство загоняется в такое узкое русло, что оно не сможет объективно влиять на использование земельного фонда страны. Социально-экономическая значимость землеустройства этим проектом закона полностью исключается.
Президент Ростовской областной АККОР Александр Родин напомнил о значении преемственности в таком деле, как землеустройство. Основы его были заложены ещё Екатериной второй в 1765 году, когда началось Генеральное межевание Российской империи. В инструкции было сказано: отныне и навсегда земля межуется к поселениям. Этот принцип соблюдался и в советские времена. То же самое прописано и в законе об общих принципах организации местного самоуправления.
Выступающие обратили внимание на положение о предельной площади земельных участков сельхозназначения, которая может быть в собственности одного лица в границах городского округа или муниципального района. В статье закона «О землеустройстве» сказано: «в размере не более 30 процентов площади данного муниципального образования». Получается, если у мужа, жены и сына по 30 процентов площади, то практически вся земля района в руках одной семьи...
По этому поводу Александр Родин заметил: не может эта норма устанавливаться от размера района. Должна быть обязательно от размера поселения. Но не более 10 процентов...
А Виктор Хлыстун указал на угрозу, которую представляют латифундисты. Весь мир во все времена боролся с латифундистами, потому что они порождают проблемы не только для фермеров и мелких землевладельцев.
Земельные бароны негативно влияют на систему управления, на политическую жизнь страны. Большинство стран имеют немало норм, жёстко регламентирующих размеры землевладений. К сожалению, у нас другие примеры.
Чтобы изменить ситуацию, должна быть доктрина земельной политики. Мы должны восстановить все институты, обеспечивающие нормальное управление земельными ресурсами.
По большому счёту, у нас сегодня этой системы не существует.
Грозит обезземеливанием
Практически со всеми проблемами, которые поднимались на видеоконференции, «Крестьянин» сталкивается каждый день. Мы продолжаем писать о незавершённой земельной реформе, о проблеме невостребованных земельных долей. Периодически выходят публикации о расследовании криминальных историй, связанных с земельными аферами.
«Крестьянин» неоднократно обращал внимание на существующие проблемы с определением границ земельных участков, со всякого рода кадастровыми ошибками. И даже проводил «круглые столы» по актуальным и болезненным темам. К сожалению, к нам не всегда прислушиваются те, от кого зависит своевременное решение тех или иных проблем. Например, в 2007 году в 29-м номере «Крестьянин» опубликовал статью «Премьер сказал: “Хороший документ”». В публикации речь шла о государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Представьте, из документа выпало слово «земля».
«Крестьянин» писал: «Ни слова о земле как объекте собственности и оборота». И это в то время, когда Госдума едва успевала переносить предельные сроки межевания, а суды тонули в земельных спорах.
Как правительство собиралось развивать сельское хозяйство без земли?
На странное умолчание о земле тогда никто не обратил внимание. А сейчас представитель Минсельхоза говорит, что, оказывается, именно тогда разрабатывали подходы к переформатированию назначения земли и землеустройства.
Что же касается итогов обсуждения предложений по изменению действующего земельного законодательства, то, конечно, мы против отмены земельных категорий. Скажем только о том, что почему-то не прозвучало на видеоконференции.
Отмена земельных категорий грозит обезземеливанием миллионов селян, получивших земельные доли почти 30 лет назад. И окончательным подрывом базы фермерского движения.
Надеемся, что контрреформа не состоится.