Органические продукты: маркетинг или польза?
Популярность здорового питания и экологически чистых продуктов продолжает расти. По данным портала openbusiness.ru, более половины россиян сегодня обращают внимание на экологичность того, что они покупают. Все больше становится и магазинов с экопродукцией – экомаркетов. В Ростове их уже 27.
И я там был
Ростовчанка Яна Панферова уделяет много времени здоровому питанию и спорту – у нее даже разработана специальная диета, поэтому с экомаркетами и экобрендами девушка сталкивается довольно часто.
– В некоторых экомаркетах завышена цена – на те же самые продукты, которые можно купить в гипермаркетах, процентов на двадцать больше, потому что это экобренд. И так во всем мире – все, что «био», «эко» – дороже, но не факт, что лучше. Лично я люблю покупать продукты в экомаркетах, потому что это создает психологический комфорт. Ты купил что-то в таком магазине в красивой упаковке – правильную полезную пищу, которая принесет пользу и от которой ты не поправишься. Еще одна особенность – некоторые продукты есть только там, какая-нибудь паста или паштет из грибов, – рассказывает девушка.
Марина Шоль посещает эко-маркеты по другой причине – она уже четыре года практикует вегетарианство.
– Я не ем мясо и рыбу, поэтому для меня важно, чтобы в магазине был большой выбор продуктов, богатых белками, жирами. Ассортимент продуктов растительного происхождения в таких магазинах гораздо больше. Еще в таких магазинах используются бумажные пакеты – это чуточку лучше, чем целлофановые. Иногда экомаркеты продумывают, чтобы в упаковке снизить количество используемого пластика на её изготовление, – они более лояльно относятся к отходам, – отмечает Марина.
Тем не менее на вопрос о том, здоровее ли продукты с пометками «био», «эко», девушка отвечает:
– Думаю, что чаще всего это маркетинг. За действительно органическими продуктами питания пойду скорее на рынок, чем в экомаркет.
Софья Серебрянская увлеклась органикой два года назад, а сейчас перевела свою семью на «эко»-режим. Девушка ведет свой блог в «Инстаграме».
– Я год проработала в одном из самых больших экомаркетов в Ростове – с этого момента и началось мое знакомство с органическими продуктами. В эко-маркете я могу купить что-то, чего нет в гипермаркете или интернет-магазине – сейчас там хорошая линейка сертифицированных продуктов по адекватной цене.
Надежда Шпак – спортсменка, поэтому с крылатой фразой «наше тело - это то, что мы едим» знакома не понаслышке.
- Стараюсь следить за своим питанием и часто забегаю в экомаркеты. Стала обращать внимание на экопродукты, когда у меня началась аллергия на различные консерванты и добавки. Большинство производителей утверждают, что не применяют пестициды и минеральные удобрения, но опять же, если производитель добросовестный. Заметила, что на ряд экопродуктов у меня отсутствует аллергическая реакция, но зато присутствует на продукты из масс-маркета. Это основная причина покупки экопродуктов, но опять же советую всем больше внимания обращать на состав, нежели на приставку «био», «эко», «органик» на этикетке.
А был ли «эко»?
Так действительно ли органическая продукция на полках эко-маркетах полезнее для здоровья, чем продукты без марки «organic» в обычных магазинах? По словам Елизаветы Кулаевой, руководителя студенческого научного общества в Академии биологии и биотехнологии Южного федерального университета, био- или органическими считаются те продукты, которые производят без использования синтетических пестицидов (веществ, направленных на борьбу с насекомыми), синтетических минеральных удобрений (смесей солей), регуляторов роста (фитогормонов), искусственных пищевых добавок (искусственные ароматизаторы, консерванты, загустители).
– В большинстве случаев вреда от «неорганических» продуктов нет. Более того, они обеспечивают равномерность получения растениями питательных веществ. Единственное, пестициды могут снижать биоразнообразие в зоне роста культуры (но и засеянное пшеницей целое поле его снижает). Регуляторы роста, особенно растительные гормоны, не влияют на организм потребителей (а животные регуляторы роста в продукции строго регламентируются). По большому счету, органическое земледелие возникло как паразитирование на страхах людей, – рассказывает Елизавета.
Но насчет вкусовых ощущений потребители не ошибаются – длительная селекция некоторых коммерческих сортов овощей и фруктов лишает продукты привычного запаха и вкуса в пользу удобства транспортировки. Органика просто не подходит для массового производства: такие овощи или фрукты не будут долго лежать или спокойно выдерживать транспортировку.
– Проблема в том, что многие культуры, которые адаптированы под массового потребителя, страдают в плане вкусовых качеств. Почему все говорят о том, что «помидоры-ГМО-ужас-кошмар» – они твердые, не пахнут. Но это вовсе не ГМО: селекционеры много лет выводили такие помидоры, которые быстро растут и хорошо хранятся, но, к сожалению, они не успевают набрать нужный вкус и ароматические свойства. Это проблема того, что нужно сделать продукт, который смог бы быть долго сохранять свежесть на полках магазинов по всей нашей стране, – объясняет Елизавета.
Органическое земледелие может представлять продукты, которые будут лучше по вкусовым качествам (здесь нужно заметить, что не всегда), но проигрывает в масштабе и скорости распространения и производства.
Существует мнение о том, что продукты, произведенные «неорганически», содержат меньше белков, жиров и прочих питательных веществ, поскольку в органическом производстве не используют стандартные приемы вроде рафинирования – очищения от примесей – или минерализации – насыщения минеральными веществами.
– Нет разницы в питательной ценности продуктов между органическими и теми, которые произвели традиционно, и это показало большое исследование, суммирующее результаты 12 предыдущих, – говорит биолог.
Однако есть существенная разница в цене. В среднем тем, кто хочет приобрести товары с пометкой «эко», придется доплатить 30-50% к цене аналогичного продукта. Все дело в том, что химический синтез дешевле, чем выделение веществ из других продуктов, – например, для того, чтобы получить бензонат натрия из клюквы (натуральный консервант), клюкву тоже нужно вырастить.
– Органическое производство приводит к снижению урожайности, увеличению длительности производства и повышению цен. Вывод: если ты синтезируешь – дешевле, если выводишь естественным путем – дороже, – отмечает Елизавета.
Держать марку
Поскольку в нашей стране рынок только начинает развиваться – производством органической продукции в России занимается менее 1% всех сельхозпредприятий – нормативные акты в сфере органики только начинают появляться.
С 1 января этого года в силу вступил Федеральный закон об органической продукции. В этом документе указан единственный знак, который сегодня свидетельствует о том, что эта продукция органического производства, – это термин «органический» и все его производные и сокращения. Там же – весь перечень требований к производству таких товаров. По пояснениям Минсельхоза, товары, которые имеют пометку «органик» и производятся после 1 января 2020 года, должны получить сертификаты, а их производители войти в государственный реестр. Это дает производителям право на размещение отличительного знака органической продукции в виде белого листа на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице или латинице.
Чтобы подтвердить экологически безопасное происхождение продукции, некоторые предприятия, которые занимаются органическим земледелием, проходят добровольную сертификацию с помощью европейских сертификаторов. При таком развитии событий их товары считаются в странах Евросоюза органическими. Это добровольно, но юридической силы не имеет. Другие компании получают сертификацию через частные российские организации.
– Все то, что имеет отношения к государственным стандартам, это обязательная маркировка, обладающая силой закона. Если оно стоит, то это предприятие прошло определенные процедуры и законным образом получен документ. Если предприятие выпускает свою продукцию и проводит в частном порядке лабораторное исследование по своему заказу по собственно разработанным техническим условиям (ТУ). ТУ разрабатывает то предприятие, которое этот товар выпускает. Все ТУ утверждаются госстандартом. А ГОСТ – утвержденный федеральным законом – действует на всю продукцию. В рамках ТУ предприятие может иметь какие-то разработки, дающие право маркировать свою продукцию. Но у нас должно быть подтверждение государственными документами на соответствие этой продукции качеству, – объясняет член Общественного совета при департаменте потребительского рынка Ростовской области Юрий Корнюш.
На международной арене один из самых известных знаков – «зеленый пункт» или «зеленая точка», принятая в странах Евросоюза, который часто встречается на упаковках зарубежных товаров. Это означает, что производство такого продукта экологически безопасное, а отходы подлежат вторичной обработке, при этом производитель уже заплатил за переработку упаковки товара или самого товара.
Однако сейчас определенные знаки, которые получили всемирное признание, размещаются на российской продукции. Один из таких знаков – Евролист, который проставляется на органических продуктах. Они производятся внутри и за пределами Евросоюза и признаются всеми его членами. Этот логотип стал обязательным с 1 июля 2010 года на этикетках в Европейском союзе, но не является обязательным для импортной продукции. Создан для того, чтобы помочь потребителям определить органические продукты.
– Сегодня любой товар, который поставляется в Россию, проходит таможню. Там существуют требования к продукции продовольственного назначения и они довольно жесткие. Товары должны, прежде всего, соответствовать нормативным документам РФ, – отметил Юрий Корнюш.
По его мнению, важно смотреть не на значки, а на место производства продукта.
– Доказательства вреда ГМО сегодня не подтверждено: есть ученые, которые ратуют за, есть ученые, которые против. Но на продукцию все равно вывешивают зеленые значки – якобы все там хорошо, но оно с ГМО. Для населения, на мой взгляд, существен в первую очередь фактор территориальности: где изготовлен продукт. Грубо говоря, сливочное масло привезли из «а» – из Ростовской области, «б» – из Москвы, «в» – из Ближнего Зарубежья, «д» – из Дальнего Зарубежья. Разумный человек посмотрит не на значок, который висит на продукте, а на то, откуда он привезен. Поэтому все эти маркировки «био», «эко» являются просто маркетинговым ходом, – резюмировал эксперт.
Алла ДОЛГОВА