Только членам кооперативов

Минсельхоз России всерьёз настроен оказывать поддержку фермерам через объединения

«Круглый стол», организованный аграрным комитетом донского парламента, благодаря режиму онлайн собрал 300 участников. Обсуждали перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Ростовской области.

Открывая совещание, зампредседателя ЗС РО, глава аграрного комитета Вячеслав Василенко подчеркнул: «Деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы малых форм хозяйствования на селе и реализация мероприятий по их поддержке чрезвычайно значима, так как малый сектор экономики (фермерство, ЛПХ, кооперативы) является важнейшей составляющей продовольственной безопасности страны». И привёл цифры по уборке, которые хоть и устарели с 9 июля, но в целом отражают вклад фермеров в общий каравай. На тот момент был убран 41% площадей, намолочено 4,5 млн тонн зерна при средней урожайности 32 ц/га, треть этого урожая собрали фермеры.

На их счету и производство 20% овощей, 13 % – мяса и 9% – молока. Дальнейшие резервы роста, по мнению Вячеслава Василенко, связаны с комплексным развитием сельских территорий.

– Программа подразумевает, что за шесть лет – с 2020 по 2025 год – в развитие российского села в масштабе всей России будут инвестированы большие средства – 1 трлн 491 млрд рублей. В Ростовской области на период 2020-2022 годы запланировано 3 млрд 766 млн рублей, из них в этом году будет освоено 790 млн рублей. Мы должны понимать и давать себе отчёт: если мы создадим условия на селе, то люди там останутся и будут работать. Если этого не сделаем, то всё меньше будет оставаться крестьянско-фермерских хозяйств, а значит, будет меньше жителей на селе. Этого мы как раз допустить не можем, – твёрдо убеждён замспикера донского парламента.

Что господдержка малых форм хозяйствования ежегодно не только сохраняется, но и растёт, отметила в своём выступлении заместитель министра сельского хозяйства РО Ольга Миронова. Объём средств, направленных МФХ в 2018 году, составил 18% от общего лимита, а в 2019-м – 40%. Две третьих получателей всех льготных кредитов в прошлом году были фермеры. И такая динамика сохраняется на текущий момент. Но намечаются в сфере фермерства и перемены. 

– С 2021 года мы «перекроим» грантовые поддержки – будем ориентироваться на семейные фермы, у которых уже есть земля, есть опыт работы на селе. Потому что на текущий год бюджет на гранты составляет 520 млн рублей, а заявок свыше чем на миллиард. Люди собирают необходимые документы, приезжают некоторые за 500 км и могут получить отказ. Поэтому мы выберем одну генеральную линию – семейные фермы, – предупредила Ольга Миронова. – Кроме того, нам необходимо решить ряд вопросов.

Первый, конечно же, урегулирование деятельности товарных личных подсобных хозяйств, которых у нас, по данным статистики, порядка 2,5 тысячи. Они создают недобросовестную конкуренцию фермерам. Актуален также вопрос освобождения животноводческих КФХ от лицензирования при сборе и утилизации навоза. И самый неотложный – организация системы сбыта продукции малых форм хозяйствования. Все эти направления требуют и законодательного решения, и инициативы от сельских поселений и муниципальных образований.

На перспективу фермерам следует учесть, что будущее за кооперативами. Уже сегодня Минсельхоз России говорит о том, что все поддержки малых форм хозяйствования будут распространяться только через кооперативы. И чтобы получать их, нужно быть в этой цепочке. А пока на Дону создано только 62 кооператива, объединяющих всего 600 членов.

Такие звоночки сверху необходимо вовремя услышать и подготовиться к ним, чтобы не стать в дальнейшем виновником собственных проблем. А их у фермеров и так хватает.

Столько, что директор Ростовской областной ассоциации фермеров Дона Вадим Бандурин в два раза перебрал время, отведённое на выступление. Но, как отметил модератор «круглого стола», сказал он всё по существу.

– Перед этим совещанием мы провели большую работу в области: встречались с представителями фермерских и личных подсобных хозяйств, кооперативов, переработчиками, поэтому набор вопросов объёмный – от нормативной базы, эффективности мер поддержки, действую­щих сегодня, до основного вопроса, который хотелось бы обсудить – возможность фермерским хозяйствам работать в условиях современных рынков сбыта. Фермеры у нас производят всё: от страусов до вина, но, конечно, основные объёмы в валовом продукте дают растениеводство, животноводство и овощеводство. Начнём с растениеводства. Больше всего беспокоит постоянно снижающийся уровень рентабельности этого бизнеса. Мы анализировали ситуацию за период последних 5-10 лет. И вот что получилось: цены на растениеводчес­кую продукцию значительно выросли только на пшеницу, где-то в два раза. Все остальные культуры, в частности подсолнечник – это традиционная наша культура, за десять лет в цене практически не поменялись, а где-то даже упали. Вместе с тем затраты сельхозпредприятий, фермерских хозяйств на производство продукции выросли. ГСМ – в два с лишним раза, кратно увеличилась стоимость семян, особенно импортных, значительно поднялась цена на удобрения, подорожала аренда земли, как и сама земля. Всё это, конечно, приводит к снижению рентабельности в этом секторе. И как следствие многие хозяйства сегодня ориентируются только на зерновые. Если раньше нужно было нормативно регулировать объёмы подсолнечника, то сегодня многие фермеры сами отказываются от него. А достойную замену рентабельной культуре, к сожалению, подобрать сложно. В результате – зерновые по зерновым, колосовые по колосовым, нарушается севооборот со всеми выте­кающими последствиями. Поэтому вопрос рентабельности и цен на продукцию очень волнительный, особенно в этом не­простом по климатическим условиям году. И людей беспокоит введение экспортных пошлин на отдельные виды продукции.

Акцентировал докладчик внимание на том, что отрасль зарегулирована разными контролирующими органами. Многолетняя проблема – негабариты. Те изменения, которые были внесены в прошлом году – в частности, добавили количество проездов по одному разрешению, – по мнению В. Бандурина, ничего не поменяли. Дело в том, что малоземельным фермерам, у которых от 100 до 300 га земли, не эффективно, да подчас и не под силу приобретать собственную зерноуборочную технику, поэтому приходится привлекать наёмную. Спланировать заранее маршрут этой техники бывает сложно. И в результате такие хозяева в принципе лишаются возможности убрать свой урожай. А усиление контроля со стороны ГАИ вынуждает брать разрешение. Насколько этот вопрос в прямом смысле дорогой, Вадим Владимирович показал на примере сельхозпредприя­тия «Исток». Оформить годовое разрешения на весь парк его техники стоит порядка 350 тысяч рублей. По факту на каждую единицу техники, которая задействована с весны до осени, нужно оформить минимум шесть разрешений, а то и больше.

– Как предложение, у нас есть наработки по этому вопросу. Они все реальные и способны снять напряжённость в секторе. Сегодня есть сложные нормы с точки зрения пожарной безопасности, с точки зрения хранения удобрений, химикатов. Сегодня, можно сказать, наши фермеры по этой нормативке работают не в правовом поле, потому что они просто не в состоянии выполнить все требования. Если фермер хранит на складе селитру, на которую нет лицензии, по сути он преступник, – возмутился существующим положением высту­пающий.

И это ещё речь шла о расте­ниеводстве, где, по мнению директора ассоциации, дела обстоят наиболее благополучно из всех секторов АПК. Ведь здесь фермеры получают ощутимую государственную поддержку в виде льготных кредитов. А самое главное, что уже несколько лет как они не озабочены проблемами сбыта. Благодаря экспортным поставкам этот вопрос отлажен чётко.

К числу наиболее болезненных отнёс В. Бандурин проблемы грантовиков. 

– Программа хорошая. По сути дела, она даёт возможность развивать на государственные деньги производство. Но с ходом её реализации стали появляться вопросы, на которые стоит обратить внимание. По факту фермер сегодня при получении гранта должен спланировать показатели своей деятельности на пять лет вперёд. И не просто спланировать, всё это должно быть заложено в бизнес-план, который он сам практически никогда не пишет, но суть проблемы, что эти показатели ложатся в его обязательства на пять лет. Сегодня нереально найти отрасль экономики, которая могла бы спланировать свою деятельность на пять лет вперёд и при этом взять на себя обязательства, подразумеваю­щие возврат гранта, если они не будут исполнены. У нас бюджет государства на год формируется, и потом ещё в течение года вносятся поправки! Члены нашей ассоциации считают, что эта мера очень болезненна для получателей грантов. Конечно, государственные деньги должны максимально эффективно использоваться, должны достигаться определённые показатели, но всё-таки, считаем, на эту процедуру нужно посмотреть повнимательнее. Как минимум не стоит относить к предпринимательским рискам изменение каких-то законодательных актов или скачки курса валют, если речь идёт о приобретении импортного поголовья или техники. Должна быть более гибкая система достижения этих показателей. К сожалению, в рамках ассоциации мы уже занимаемся возвратными грантами.

По словам Вадима Бандурина, животноводство не случайно относится к числу приоритетных в АПК региона. Все, кто занят в этой отрасли, сильные люди, способные брать на себя ответственность, иначе с тем объёмом вопросов, с которыми сопряжено животноводство, не справиться. Взять хотя бы взаимодействие с ветеринарными службами в части формирования тарифов. Наш регион в этом плане, сказал докладчик, выглядит сегодня не в лучшем свете. Сказал не голо­словно. Открытость всех данных благодаря интернету позволила ему сравнить цены на услуги ветслужбы в Ростовской и Белгородской областях. Они отличаются в разы. А это всё сказывается на рентабельности производства. Ну, и вопрос сбыта. Произвести мясо, молоко, переработать – всё это нелегко, но ещё сложнее продать. 

– Тема вхождения в крупные торговые сети для малых форм хозяйствования неактуальна. Один вопрос с НДС сразу снимает возможность работать с сетями. Есть, правда, другие каналы сбыта: разъездная торговля, нестационарные объекты торговли, магазины шаговой доступности, постоянно действующие или временные ярмарки, рынки.

Каналов сбыта много, но доступность их невысокая для переработчиков и кооперативов.

Этот вывод директор ассоциации подтвердил примером небольшого мясоперерабатываю­щего предприятия Матвеево-Курганского района. На нём трудятся шесть человек, перерабатывают в год 20 тонн мяса, выпускают прекрасные полуфабрикаты, востребованные в ближайшей округе, но выйти за этот ареал не могут – дорого. А ведь в Ростовской области проживает более четырёх миллио­нов человек, и мы могли бы сами себя обеспечивать качественной продукцией регионального производства. Но этот вопрос, как считает В. Бандурин, не зависит уже только от минсельхозпрода, к его решению должны подключиться все госструктуры, которые задействованы в системе организации потребительского рынка.

О том, как много нерешённых проблем в животноводстве, можно было судить по заэкранной активности пролетарского фермера, председателя Совета АККОР РО Алексея Жданова. Практически ко всем выступавшим на совещании у него были вопросы. Хорошее постановление подписал губернатор области Василий Голубев: с этого года производители получают дотацию 30 рублей на кг мяса, сданного в области. Фермер столкнулся с тем, что, отправляя скот на развильненский комбинат (Песчанокопский район) по фактическим объёмам, предполагавшим дотацию в три миллиона рублей, получил всего лишь 970 тысяч. А потому что в схему включились «левые» фирмы с «недонской» пропиской. Выход животновод нашёл для себя не худший, но явно не лучший для региона: по примеру волгоградских коллег заключил договор на поставку КРС в Казахстан и Таджикистан. Варяги увозят скот рефрижераторами по 50-60 голов.

Пожаловался А. Жданов и на то, что в районе убрали лабораторию, и теперь животноводам необходимо ездить по ветеринарным делам в Сальск. А ведь в Пролетарском районе практически все живут за счёт животноводства. Этот вопрос глава аграрного комитета взял на заметку.

Такие же проблемы с реализацией, как у животноводов, и у овощеводов. В конце своего выступления Бандурин сообщил, что в этой сфере наметился спад производства в открытом грунте. Представитель корейской диаспоры согласно кивнул на информацию, что за последние годы более шести тысяч семей, традиционно занимавшихся овощеводством, покинули регион. Хозяйства, которые не имеют сегодня возможности хранить и перерабатывать овощи, не в состоянии конкурировать с теми, кто может себе позволить инвестиции в создание капитальной инфраструктуры. С тепличниками ситуация менее напряжённая, однако развитие их бизнеса тормозят высокие тарифы на электроэнергию. Здесь переломить ситуацию, по мнению Вадима Владимировича, могли бы дотации, подобно тому, как получают субсидию на электроэнергию фермеры, занимающиеся мелиорацией.

Участники заседания приняли решение рекомендовать комитету по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества ЗС РО рассмотреть предложения Ассоциации фермеров Дона по изменению нормативной базы и в случае необходимости подготовить предложения по внесению изменений в действующее областное и федеральное законодательство.

Процесс принятия законов Госдумой, как предупредил заранее В. Василенко, проходит долгий путь в полтора-два года. Но кое-какие законы можно подкорректировать и на региональном уровне.

Людмила ВОРОБЬЁВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин