Брат голодным не оставит?
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Как повлияют массовые забастовки в Белоруссии на поставки товаров в Россию?
Новая рабочая неделя началась в Белоруссии с продолжения общенациональных забастовок на крупных предприятиях. Информационные агентства сообщают об остановке работы Минского тракторного завода, моторного, металлургического и завода шестерён. Список всё расширяется. Утром в понедельник 17 августа работники многих предприятий стали собираться перед зданием Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), Александр Лукашенко прибыл на встречу с ними на вертолёте.
Забастовки в Белоруссии проходят уже несколько дней, стали общенациональным явлением, затронули все сферы общественной жизни и производства. Как всё это может повлиять на российские рынки, существует ли угроза дефицита товаров? «Крестьянин» опросил экспертов.
МТЗ: были, есть и будут
Пожалуй, наиболее уязвимым в России перед событиями в Белоруссии можно было бы назвать рынок тракторов. В 2019 году Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики провёл исследование о количестве тракторов и комбайнов в стране. Выяснилось, что 56% тракторов в России – МТЗ и самая популярная модель – МТЗ 82.
Однако президент Ассоциации дилеров сельхозтехники (АСХОД) Павел Репников не видит угрозы поставкам тракторов из-за того, что Минский тракторный завод остановлен.
«Действительно, МТЗ – самый распространённый трактор в России, ежегодно продаётся 16-20 тысяч единиц. Но в России есть порядка 3-4 сборочных площадок МТЗ, они достаточно обеспечены машкомплектами, есть и складские остатки. Поэтому, независимо от того, сколько продлятся забастовки – несколько дней, недель или даже месяцев, думаю, проблем на российском рынке не увидим».
Кроме тракторов МТЗ на российском рынке представлены комбайны «Палессе» производства «Гомсельмаш», их доля на российском рынке оценивалась авторами исследования ВШЭ в 14%.
По мнению Павла Репникова, проблемы с поставками комбайнов также не должны коснуться российского рынка, тоже из-за наличия сборочных площадок в России, а ещё потому, что «сезон активных покупок комбайнов прошёл, если какие-то перебои и возникнут, это будут, скорее всего, единичные случаи», – считает эксперт.
Мясо нарастёт
Не менее велика роль Белоруссии в обеспечении нашей страны мясом. О забастовках на фермах, бойнях и колбасных цехах СМИ пока не сообщают, но что будет, если...
На этот вопрос ответил руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин: «Белоруссия является одним из крупных торговых партнёров России. Это касается и рынка мяса. В последние два года из соседней республики мы в среднем ввозили 100-130 тысяч тонн мяса птицы, свыше 100 тысяч тонн говядины и несколько десятков тысяч тонн готовых изделий из мяса. Доля Белоруссии в импорте говядины составляет примерно 35%, а в ресурсах говядины – 6%. Что же касается мяса птицы, то здесь влияние импорта из РБ не так заметно – всего 2% в ресурсах. Россия является нетто-экспортёром этого вида мяса и в случае остановки торговли достаточно быстро увеличит объём производства, восполнит возможный дефицит. Никаких сбоев в поставках в настоящее время не наблюдается. Насколько мы знаем, предприятия пока работают без остановок».
Молоко: локальные перебои возможны, но это не критично
Один из рынков в России, который в настоящее время так или иначе зависит от поставок из Белоруссии – это молочная продукция. По данным «Союзмолока», на долю соседнего государства приходится около 70% в объёме молочного импорта. Однако уже на протяжении всего первого полугодия поставки молочной продукции из Республики Беларусь в Россию снижаются (минус 4% относительно уровня прошлого года) и составили 2,5 млн т в молочном эквиваленте. Это происходит, прежде всего, за счёт более низких объёмов поставок сухого молока и сливочного масла. Ввоз сухого обезжиренного молока (СОМ) сократился на 35%, сухого цельного молока – на 31%, сливочного масла – на 2%.
«Снижение поставок в Россию – это естественное следствие роста объёмов внутреннего производства в России сырого молока и готовой молочной продукции. Потребность в импортных продуктах снижается, растёт уровень самообеспеченности. Так, за шесть месяцев текущего года производство СОМ в России выросло на 20%, СЦМ – на 6%, сливочного масла – на 12%, сыров – на 10%», – ответил на запрос «Крестьянина» Алексей Воронин, директор аналитического департамента «Союзмолока».
По его данным, согласованный объём ввоза молочной продукции в Россию (в соответствии с прогнозным балансом спроса и предложения Союзного государства) в текущем году на 100 тыс. т (в молочном эквиваленте) ниже уровня прошлого года. С другой стороны, в настоящее время в Белоруссии запасы сухого молока и сливочного масла минимальны, и это тоже существенно ограничивает их поставки не только в Россию, но и в страны дальнего зарубежья. Зато у них достаточны запасы и растёт внутреннее производство сыров, сухой сыворотки. По итогам пяти месяцев отгрузки молочной продукции Белоруссия нарастила поставки в Китай на 93%, в Саудовскую Аравию – в восемь раз, на Филиппины – в три раза.
Оценивая риски торговых отношений с Россией из-за забастовок, Алексей Воронин отметил: «Локальные сложности с поставками в связи с политической ситуацией в Белоруссии, вероятно, возможны, но это не повлияет на обеспечение внутренней потребности России в молочной продукции. В 2019 г. уровень самообеспеченности молочной продукцией населения России составил 84%, в текущем году рост производства продолжается, а активная государственная поддержка предприятий отрасли позволит сохранить этот импульс и в будущем».
Овощи и фрукты: урожай важнее политики
Что касается плодоовощной продукции, зависимость России от поставок из Беларуси здесь не так ощутима. По данным Национального плодоовощного союза, в 2019 году лишь 9% импортных тепличных томатов прибыло на наш рынок из соседнего государства. На долю белорусских огурцов закрытого грунта приходится 18% общего объёма импорта.
По яблокам с 2015 года структура импорта сильно изменилась. Если прежде на долю Белоруссии приходилось 48% поставок, то в 2019 году – уже менее 5%: всего 30 тыс. т из 623 тыс. т.
Комментируя риски поставок плодоовощной продукции из Белоруссии в Россию, директор Плодоовощного союза Михаил Глушков отметил: «Я считаю, что рисков нет.
Несмотря ни на какие протесты, сбор урожая не прекратится, потому что все понимают, что это важно и от этого зависит дальнейшая жизнь каждого гражданина».
Массовые акции протеста и забастовки начались в Белоруссии после выборов президента. По последним данным, опубликованным ЦИК, за Лукашенко проголосовало 80,1%, за Светлану Тихановскую – 10,1%. Протестующие требуют признать фальсификацию итогов выборов, прекратить массовые задержания и насильственные действия силовиков. Информация о забастовках приведена по данным за 17 августа. Как будут развиваться события в течение недели, предположить сложно. Однако уже сейчас все участники рынка думают о разных сценариях развития и как это может повлиять на их бизнес.
Инга Сысоева