Если есть на свете рай…

Это Краснодарский край, Ростовская область и ещё несколько регионов из рейтинга, составленного учёными

Ответ на извечный некрасовский вопрос «Кому на Руси жить хорошо» впервые дали учёные Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова.

Они провели масштабное исследование уровня и условий жизни сельского населения России. В числе авторов – академик РАН доктор технических наук Александр Петриков, кандидат физико-математических наук Сергей Сальников. Результаты своего труда они опубликовали в статье на сайте agroinvestor.ru.

Предполагается, что данные помогут потенциальным инвесторам определиться в выборе территорий для размещения производства. Ведь «уровень социального обустройства села оказывает непосредственное влияние на обеспечение сельской экономики, в том числе АПК, квалифицированными кадрами», – считают учёные.

Подобное исследование проводится впервые. Его результатом стали рейтинги регионов по различным критериям, а также общий рейтинг оценки качества жизни. Он был составлен по итогам анализа 74 статистических показателей. В том числе – отражающих демографи­ческую ситуацию, здоровье населения, уровень бедности и безработицы, инвестиции в социальную сферу, состояние социальной и инженерной инфраструктуры села, безопасность проживания, ресурсы личных подсобных хозяйств и жилищный фонд на селе. Учитывали даже такие нюансы, как «удельный вес уличной канализационной сети, нуждающейся в замене».

Для объективности сравнение проводили между всеми регионами страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. 

В топ-10 регионов с наиболее высокими показателями качества жизни на селе вошли Ростовская область и Краснодарский край. Они получили одинаковый индекс 59,6 пункта и разместились на 9-м и 10-м месте. На первом месте Липецкая область с рейтингом 68,6. Лидируют также Ханты-Мансийский АО – Югра (65,1), Белгородская область (61,6).

Любопытно сравнить качество жизни регионов внутри федеральных округов. Так, например, Южный федеральный округ получил один из лучших показателей в рейтинге, половина регионов из его состава вошла в двадцатку лучших. Однако разрыв достаточно большой: Астраханская область и Калмыкия заняли только 45-е и 55-е место в списке, соответственно набрав показатели 49,6 и 47,9.

«Разрыв между верхней и нижней частью списка говорит о значительной неравномерности развития южных сельских территорий. Астраханская область и Калмыкия традиционно уступали Краснодарскому краю и Ростовской области по уровню социально-экономического развития села, в условиях рыночных отношений разница между ними усилилась», – отмечают учёные.

Что касается Ставропольского края, он занимает 21-е место в рейтинге. Вообще ни один из регионов Северного Кавказа не вошёл в двадцатку лучших. «Республики СКФО имеют слабо диверсифицированную сельскую экономику, что обусловливает низкие доходы и занятость населения. Горная местность затрудняет развитие социально-инфраструктурной сети», – объясняют это авторы исследования.

Хотя по некоторым показателям положение регионов может сильно варьироваться.

Например, такой показатель материального благосостояния населения, как соотношение ресурсов домашних хозяйств в расчёте на члена семьи с величиной прожиточного минимума. В 2018 год средний показатель в селе составил 186,5%. Авторы исследования отмечают, что с 2015 по 2018 год этот показатель рос, но всё равно не достиг уровня 2014 года – 196,3%. В пятёрку лучших по этому критерию не вошли Ростовская область и Ставрополье. Зато Краснодарский край занял четвёртое место с показателем 255,3%, хотя это всё же меньше, чем в Адыгее – 267,6%.

Жители Ингушетии и Чечни возглавили антирейтинг – как регионы с наиболее бедным сельским населением.

Ещё один критерий, который оценивали учёные, – удельный вес ЛПХ с заброшенными земельными участками и/или пустующими домами. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года в стране таких хозяйств насчитали более двух миллионов (13,7% от общего числа ЛПХ). И этот показатель вырос со времён первой переписи в 2006 году, тогда в стране насчитали 1,36 млн заброшенных участков (9,2% от общего числа ЛПХ).

По этому параметру лучше всего дела обстоят как раз в республиках Северного Кавказа из-за высокой плотности населения. Ну и, конечно, в Краснодарском крае и Ростовской области, где АПК достаточно развит.

Интересно, что донской регион обошёл в конкуренции Кубань по такому критерию, как «инвестиции в основной капитал за счёт средств бюджета муниципального образования в расчёте на одного сельского жителя». Авторы исследования утверждают, что в 2018 году в стране средний показатель составил 451,8 руб., по сравнению с 2014 годом объём инвестиций уменьшился в 1,6 раза. Ростовская область и Адыгея вошли в топ-10 по этому критерию, заняв девятое и десятое места с показателями 886,5 и 851,3 руб.

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова является филиалом ВНИИ экономики сельского хозяйства. Это ведущий исследовательский институт в области аграрной экономики и информатизации АПК. Данные исследования будут учитываться при оценке эффективности государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», которая стартовала в текущем году и рассчитана до 2025 года.

Инга СЫСОЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин