Не сортом единым

В неблагоприятные для пшеницы годы технология становится важнее селекции

К такому выводу пришли участники круглого стола «Урожай начинается с семян», который Клуб агрознатоков традиционно провёл после уборки. Мы начали с обсуждения сортов, которые зарекомендовали себя лучше всего, но в итоге разговор свёлся к одному вопросу – что ещё можно сделать, чтобы получать больше зерна?

Ваня отмороженный

Краснодарский край в этом году утратил лидерство по урожайности пшеницы. Возвратные заморозки случились в самый неподходящий момент – когда пшеница активно вегетировала. В конце весны можно было услышать негативные отзывы в адрес краснодарской селекции: мол, изнеженные тёплыми зимами кубанские сорта провалились по морозостойкости.

– Но апрельский мороз до минус 12 градусов к зимостойкости никакого отношения не имеет, это нонсенс природы – заметил агроконсультант Константин Пимонов. – Каким бы морозостойким не был сорт, в фазу активного цветения для пшеницы даже температура +1…+2 оС будет губительна.

С наименьшими потерями из весенних заморозков вышли сорта, которые до похолодания не успели достичь, так сказать, своего расцвета.

– В этом году на участке в питомнике Юка сыпала 79 центнеров с гектара, – рассказал глава ООО «Энергия» из Пролетарского района Владимир Бухтияров. – Да и в целом позднеспелые сорта показали себя лучше остальных. Но я бы на них ставку не делал, на результаты этого года не ориентировался. Такая погода случается раз в десять лет, а в обычные годы позднеспелые сорта у нас подгорают, не хватает им летом влаги, чтобы формировать урожай.

Такого же мнения придерживается и Пётр Ратушный, фермер из Азовского района.

– Юку в прошлом году мы вывели из севооборота, потому что сорт не успевает сформировать урожай. Такая же проблема и у Дуплета. Пшеница стояла отличная, колос – просто чудо, 70 зерновок… Но итоговая урожайность – 27 ц/га, и щуплое зерно, – рассказал Пётр Григорвьевич.

Помимо Дуплета фермер сеял в этом году сорта Алексеич и Ваня. От заморозков пострадали все, особенно последний – за что получил прозвище «Ваня отмороженный». К счастью, даже его пересевать не пришлось: подкормками и стимуляторами удалось посевы вытащить. Поле сыпало за 30 ц/га.

– Я заметил, что сумма положительных и отрицательных температур из года в год сильно не меняется, – сказал Пётр Ратушный. – Если зима была без мороза, жди понижения температуры весной. Как себя обезопасить? Возможно, стоит обратить внимание на весенние подкормки. Я заметил, что легче пережили возвратные заморозки те растения, которые не были подкормлены. Думаю, значение имела концентрация сахаров в листе. Возможно, именно на это стоит нацелить ранневесенние мероприятия.

Кто тут самый урожайный? 

– Мы с осторожностью относились к краснодарской селекции, но 25 лет экспериментов убеждают нас, что в одинаковых условиях они всё равно дают большую урожайность, – сказал Владимир Бухтияров. – Наши любимые сорта – Гром, Алексеич, Таня. Таня, хотя и называют её филером, второй год подряд даёт нам пшеницу 3-го класса.

Поля «Энергии» расположены в зоне рискованного земледелия, хозяйству пришлось много работать над рассолением почвы, вносить органику. Поэтому, как правило, половину озимого клина хозяйство размещает по парам.

– В том году мы посеяли пшеницу на 6 тыс. гектаров: 3 тыс. га – по парам, 3 тыс. га – по непаровым предшественникам (картофель, рис, кукуруза и т. д.). Если климат будет ухудшаться, количество паров увеличим, – сказал Владимир Бухтияров.

На парах «Энергия» получила следующие результаты: Алексеич – 64,9 ц/га, Гром – 66 ц/га, Безостая – 67 ц/га, Сварог и Дуплет – 68 ц/га,  Станичная – 52 ц/га, Таня – 76 ц/га.

– Как ни крути, Таня дала на тонну больше остальных. На некоторых полях Гром Таню догонял и тоже сыпал за 70 ц/га, но это, так сказать, в виде исключения, – подчеркнул Бухтияров.

По непаровым предшественникам результаты были такие: Баграт – 48,8 ц/га, Таня – 58,7 ц/га, Гром – 47 ц/га, Гурт – 55 ц/га.
Ставропольский край на круглом столе представляла Вера Чумакова, руководитель селекционно-семеноводческого центра ФГБНУ «Северо-Кавказский ФНАЦ» (бывш. СНИИСХ). Вера Владимировна извинилась, что не может пока представить официальный отчёт научного учреждения о сортах, поэтому рассказывать о сортах приходится «по отзывам» хозяйств.

Результаты сильно разнятся в зависимости от того, в какой зоне сорт был посеян. Например, Новоалександровский район, граничащий с Краснодарским краем, считается территорией неустойчивого увлажнения. Расположенное там СХП «Темижбекское» получило на сорте Арсенал – 58,5 ц/га, Армада – 56,6 ц/га, Олимп – 65,4 ц/га, Каролина 5 – 53,8 ц/га.

Курский район Ставрополья считается, напротив, зоной засушливой. Урожайность сортов в местном СПК-колхозе «Кановском» была ниже, причём в лидеры вышли другие сорта. Результат оказался таким: Арсенал – 42,6 ц/га, Армада – 39 ц/га, Олимп – 38,6 ц/га, Каролина 5 – 42,3 ц/га. 

Все хозяйства получили сильную и ценную пшеницу.

– Наша селекция всегда была направлена на получение качественного зерна, на создание сортов пшеницы, устойчивых к болезням и холодам, – отметила Вера Чумакова. – Сорта нашей селекции всегда пользовались большой популярностью в острозасушливых зонах, но в последние годы и там стали увлекаться кубанскими сортами. Сегодня в Ставропольском крае 41% посевных площадей занимают сорта кубанское селекции, 16% – зерноградской и тарасовской, 20% – ставропольской. Конечно, все мы, селекционеры, работаем на одно общее дело, и краснодарским сортам мы благодарны, потому что край и раньше получал 60% своего зерна за счёт них. Но в этом году наши сорта выглядели достойно.

Среди наиболее перспективных пшениц ставропольской школы Вера Владимировна назвала сорта Ксения и Армада, отметив, что их потенциал – 120 ц/га.

Впрочем, какие бы высокие результаты не получали другие хозяйства, ориентироваться придётся прежде всего на свой собственный производственный опыт, заметил агроконсультант Александр Лабынцев. Основываясь на своём долгом опыте работы с хозяйствами, он сделал вывод, что из распространённых на юге сортов лучше всего реализовал  заявленный оригинатором потенциал зерноградский сорт Ермак.

– Оригинатор заявляет урожайность 75-80 ц/га, реально хозяйства получают 70-75 ц/га, или более 90% потенциала, – сказал Александр Валентинович. – На втором месте – сорт Гром с потенциалом 110-115 ц/га. Реально в производстве он даёт 100-105 центнеров. И даже в этом году в непростых условиях, там, где была возможность орошать поля, Гром показал урожайность 96 ц/га. В этом году ни один другой сорт не дал больше.

Трём пшеничным лидерам – Грому, Тане и Юке – за последнее десятилетие так и не выросло смены, считает Александр Лабынцев. Стан, Баграт, Бригада, на которые возлагали большие надежды, по мнению специалиста, себя не реализовали. В этом году неважно чувствовали себя Караван и Ваня. Зато Тимирязевка 150, Собербаш и Кавалерка выглядят очень перспективно, аграриям стоит обратить на них внимание.

– Из ставропольской селекции отлично зарекомендовали себя Арсенал, Стать и Ставка. Если взять этот год, то в среднем по природно-климатическим зонам они были на уровне лучших краснодарских образцов, – заметил Лабынцев. – Из одесских сортов явно выделяются Княгиня Ольга и Зустрич. Это лидеры по продуктивности и устойчивости к неблагоприятным весенним факторам. 

Среди сортов, полученных на Северо-Донецкой сельскохозяйственной опытной станции, Александр Лабынцев отметил Золушку, Донскую лиру и Магию, из зерноградских сортов – Лилит.

Агроконсультант отметил, что с каждым годом сортов пшеницы становится всё больше и больше, но не всегда такое разнообразие полезно. Чтобы найти лучшую комбинацию сортов, хозяйствам приходится превращать собственные поля в опытные делянки.

– Сортам, мне кажется, не хватает доработки, технологии. Именно поэтому вы, фермеры, не видите объективной картины и методом проб и ошибок ищете то, что вам нужно.

Когда дело не в сорте

Фермерам юга России Александр Лабынцев дал такой совет: если ваши поля характеризуются низким уровнем обеспеченности влагой и минеральным питанием, рассматривайте зерноградскую или тарасовскую селекции. При среднем уровне обеспеченности подойдут одесские сорта и пшеницы экстенсивного типа (вроде сорта Москвич). На высоком агрофоне лучше всего проявят себя краснодарские и ставропольские сорта.

– По степени спелости я бы предложил такие пропорции: раннеспелых – 10-15%, среднеранних и средних – 60-65%, среднепоздних – 15-20%, – сказал учёный.

Остальные замечания, которые делали участники круглого стола, к селекции отношения уже не имели. Например, Владимир Бухтияров заметил, что урожай начинается даже не с семян, а с равномерной обработки почвы. А энергия прорастания семян важна не меньше, чем равномерный сев на одинаковую глубину.
Вера Чумакова отметила, что хороших урожаев не будет, пока мы не вернёмся к «нормальному севообороту».

– Мы погнались за товаром, который продаётся: пшеница, подсолнечник, кукуруза – и резко сократили разнообразие культур, – заметил Константин Пимонов.

– В Ростовской области пшеницей занято 2,6 млн га, хотя согласно научно обоснованной системе земледелия мы должны были бы остановиться на 2,4 млн га, – говорит Александр Лабынцев. – Три основных предшественника: пар (от 900 тыс. га до 1 млн га), колосовые (~800 тыс. га), подсолнечник (500-600 тыс. га). Два последних – не лучшие предшественники для пшеницы, а зачастую хозяйства сеют не просто пшеницу по паровой пшенице, а пшеницу по пшенице после подсолнечника. В результате в почве совсем не остаётся глубинной влаги, и нет нормальных условий для развития пшеницы.
Лабынцев отметил, что некоторые хозяйства на юге Ростовской области отказались от традиционных, «чёрных» паров в пользу химических. И отдача оказалась весьма внушительной: пшеница по гороху в этом году давала в районе 50 ц/га, пшеница после химического пара сыпала от 60 до 70 ц/га.

– Без пара невозможно заниматься земледелием в Волгоградской области, Калмыкии, в таких районах Ростовской области, как Обливский, Цимлянский, Морозовский, Пролетарский. Не уделяется должного внимания парам ни в Сальском, ни в Целинском, ни в Песчанокопском районах. Поэтому, когда пришла беда, как в этом году, они первыми провалились.

Александр Валентинович перечислил приёмы, которыми не стоит пренебрегать: фитосанитарная экспертиза семян – чтобы знать, от чего протравливать посевной материал; норма высева – чтобы не допустить чрезмерного стеблестоя, который почва не сможет выкормить; зафосфачивание – чтобы удобрение оказывалось именно на той глубине, где будет развиваться корневая система. Каким бы совершенным ни был сорт, семя должно упасть в благодатную почву.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин