Если сажать, то всё растёт

Донское сельхозпредприятие поставляет на прилавки «сухой борщ» и  экспортирует картофель в Белоруссию

Геннадий Петрович Гончаров – руководитель ООО «Исток-1» удивляет на каждом шагу.

– Кого, – спрашиваю, – кормите своими овощами?

– Куда только не поставляем: и в Калмыкию, и в Краснодарский край, из Калининграда приезжали, в этом году Сибирь просила – у них засуха, но логистика затратная, Белоруссия картофель берёт.

– Белоруссия – картофель?

– Ранний. Да там тонн 500 всего за сезон… – этим «всего» Геннадий Петрович как будто не хочет подорвать и без того пошатнувшийся авторитет «батьки». – Мы же тоже завозим ранний из Египта, Пакистана, Израиля.

Г. Гончаров: «Вот такой картофель диаметром от 4 до 7 см заказывают торговые сети»

А рассказ, как бывший винсовхоз стал овощеводческим хозяйством, ни дать ни взять анекдот: «Решил горожанин фермером стать. Приехал на разведку в деревню, смотрит – мужики на лавочке сидят. Подсел к ним, пол-литру выставил, разговорились:

– Мужики, картошка здесь хорошо растёт?

– Неее, не растёт…

– А свёкла растёт?

– Да не, совсем не растёт…

– А помидоры не пробовали сажать?

-  Ну-у-у, если сажать, то всё растёт!»

Один в один история была. В горбачёвское правление для виноградарских хозяйств настали чёрные времена. Та же участь выпала и винсовхозу «Шаминский». К моменту, когда Гончарова позвали возглавить хозяйство, зарплату людям не выплачивали три года. Бывший зоотехник, успевший раскрутить свой бизнес, решил посадить овощи.

– Гена, картошкой здесь заниматься, ну, нельзя просто, – консультировал приятель - агроном. – А я ему: слышь, ну коровами дойными – это вообще караул! Теперь я ращу овощи, а у него животноводство, – смеётся предприниматель.

Затею не одобрил и тогдашний губернатор. Владимир Чуб был родом из Белоруссии, толк, вроде бы, знал в этом деле. Почвы суглинистые, тяжёлые. То-то удивился чиновник, когда приехал со своей свитой на поля: роскошные кусты сорта Невский стояли в белом цвету. На пробу посадили 60 га картофеля и 20 га разных овощей. Осенью рассчитались по зарплате за несколько лет.
 

Старший агроном Иван Томилин доволен: кукуруза на поливе, как всегда, не подвела

Просто добавь воды

Когда увидела на трассе билборд «Истока»: «Овощи круглый год» и картинку  с полным борщевым набором, вспомнила рекламу порошковых экзотических напитков из 1990-х.

Вот и здесь показалось – только добавь воды, и будет тебе национальное первое блюдо. Но прежде, чтобы «ингредиенты» эти вырастить, воды надо добавить на поля.

– Из  2 700 га пашни ежегодно тысяча гектаров под овощами: картофель занимает 500-600 га , а 500, делим: лук– 200 га, морковь, свёкла, семенные участки. Без воды бы ничего не росло. Используем все системы полива.

– У нас в хозяйстве 22 оросительных машины VALLEY. Это поверхностный полив, – дополняет руководителя главный гидротехник хозяйства Александр Рябович. – Капельное орошение используем только на луке и на клинах раскладываем – там, где круговые машины не захватывают эти треугольные края полей. Всего под орошением  находится 2 000 га. Даже богарные земли, где в советское время полива не было, мы освоили под полив, чтоб эффективно получать урожаи.

В севообороте с овощами чередуются озимая пшеница, кукуруза, подсолнечник, горох. Искусственный дождик и в засушливые годы позволяет намолачивать на круг по 100 ц/га кукурузы, например.

В этом году поливной сезон, рассказывает Александр Михайлович, начался на 10 дней позже обычного. Опасались, что с водой будет вообще напряжённо. В Цимлянском водохранилище, откуда наполняются  каналы, не было нужного уровня.

– Но, к счастью, складывается всё вполне успешно, и, как говорят специалисты управления мелиорации, воды будет достаточно для того, чтобы оросительный сезон  завершить с достоинством и даже осуществить влагозарядковые поливы под озимые культуры, – поясняет главный гидротехник.

Он подробно отвечает  на все вопросы: откуда вода поступает, как очищается, сколько её расходуется за сезон, за какое время машина проходит поле, во что обходится рукотворный дождик. Ежегодно затраты на неё составляют порядка 18 млн рублей. Цена растёт, в этом году, правда, из-за пандемии оставили неизменной – 3 рубля 5 копеек за куб.

Картофель сорта Невский пока цветёт под искусственным дождём. В октябре его отправят на зимнее хранение

– И уже несколько лет нам предоставляют субсидии на погашение электро-энергии, которая затрачивается на подачу воды. Довольно-таки неплохо получается, – замечает специалист. – Ещё по программе перевооружения мелиоративных систем получали субсидии на покупку оросительных машин. Но больше мы ею пока не пользуемся, на данный момент у нас стопроцентная обеспеченность такой техникой.
 

Год на год не приходится

Технически сегодня «Исток-1» вооружён что надо. Это на первых порах убирали овощи вручную. Тогда в сезон трудилось на полях до 500 человек. Сегодня с этой работой в основном справляются специализированные немецкие машины, если не поступает особый заказ на ручную работу. Чаще всего московские оптовики требуют, чтобы морковь была сорвана вручную. Ещё первые две недели так убирают молодой картофель, чтобы не повреждать нежную корочку. Однако с «руками» в последнее время большие проблемы. Местных ресурсов не хватает. Выручают вахтовики из Таджикистана. До коронавируса было чётко: летом приезжали сто человек, на зимний период – пятьдесят.

Карантин всё нарушил. У зимних работников не получилось уехать к семьям, летние не смогли приехать на заработки.

Год на год не приходится не только с рабочей силой. Никогда не угадаешь отдачу с гектара, как рынок сложится. Полив многое решает, но когда жара под сорок градусов в период цветения, и вода не спасает.

– Рентабельность на овощах меняется ежегодно, – рассказывает Геннадий Гончаров. – Допустим, в прошлом году лук на это время был 15 руб./кг, в этом – семь, морковь была пять рублей, в этом году – десять. А три года назад лук вообще в минус ушёл. Нас всё касается – и неурожай, и перепроизводство, а на рынке для покупателей цены складываются по другим законам, в последние годы они почти не меняются, почём бы ни шла закупка.
 

Вопрос № 1

Настоящей эпохой возрождения для овощеводов России стали западные санкции за «Крымнаш». Вот и интересуюсь, помогло ли послабление конкуренции шаминцам.

– Наоборот, нам это так аукнулось.  Семена из Европы завезти надо, а тут санкции! Это подтолкнуло самим заняться семеноводством картофеля.  Купили американскую лабораторию (таких в России всего три), специалистов своих воспитали, также их посылали учиться в Америку на эти их фитотроны  – приборы, на которых за два месяца получаешь урожай. Мини-клубни вырастают из почки в пробирке, без вирусов. В этом и суть, что без болезней получается посадочный материал. Именно качественные семена в овощеводстве – вопрос № 1.В разработке  порядка шести сортов: два ранних, парочка средне-ранних, ну, и поздние, уборку которых начинаем в конце сентября - начале октября и закладываем их на хранение. Сейчас на 50% себя уже обеспечиваем  картофелем для посадки. А семена остальных овощей по-прежнему закупаем за границей.

На самом деле в агробизнесе сегодня, как правило, несколько вопросов № 1. Для большинства всё чаще на первое место выходит проблема с кадрами. Но в «Истоке» её решили кардинально. Всех нужных специалистов вырастили сами. Можно даже сказать, со школьной скамьи. Как «градообразующее», сельхозпредприятие не только даёт работу местному населению, но и опекает всю социальную сферу. А выпускников школы ориентирует на поступление в ДонГАу или Пухляковский агропромышленный техникум. И стипендию выплачивает. Для повышения квалификации нередко специалистов отправляют поучиться за границей. Такую «школу» прошли и сыновья Геннадия Петровича.
 

«Я зарабатываю, а брат тратит»

Первая фирма, организованная Гончаровым-старшим, получила название по именам сыновей – «ДиМакс». Она и сегодня существует, занимаясь переработкой зерна, выпечкой хлеба и кондитерских изделий.

Собственно, успех всех начинаний Геннадия Гончарова  опирается на два кита: его уверенность, что надо работать – и всё получится, и семью. Супруга Елена Ивановна, учитель математики по образованию, переквалифицировалась в бухгалтера и экономиста, Максим и Дмитрий  ещё подростками освоили трактора и комбайны. Сегодня контролируют ключевые позиции.

Дмитрий Гончаров в семейном бизнесе отвечает за сбыт продукции

– Я зарабатываю, брат тратит, – шутит про расклад сил Дмитрий.

На деле это так: Дмитрий занимается сбытом, на нём работа с сетями («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Лента»), старший Максим – снабженец. В этом году закончил школу самый младший из сыновей, Вадим, поступил на экономический факультет: «Кто-то ж должен маме помогать». А на перспективу подрастает в семье новое поколение – три внука и внучка. Фирма растёт, найдётся со временем и им дело.

Ежегодно прирастает новыми корпусами складская база. Гончаровы даже обзавелись собственным бетонным заводиком, чтоб дешевле выходило строительство. Пока площади рассчитаны на 25 тысяч тонн хранения, а производят их порядка 40 тысяч тонн. Но к апрелю закрома пустеют, сказывается и то, что не хватает холодильников. Вот такое хранилище сегодня и создают, чтобы продукции хватало без перерыва до нового урожая.

Торговые сети – требовательные партнёры. Оговаривают и качество и даже калибр овощей – не меньше и не больше их «стандарта». «Исток-1» справляется со всеми «капризами» ритейлеров: упаковка, расфасовка – всё как в договоре прописано. Тут преференций не бывает. Хорошо ещё, государство поддерживает.

– Очень много техники у нас по губернаторской программе куплено за последние пять лет, на каждый комбайн была ощутимая скидка.  Поливная техника шла 50:50. Льготный кредит вот взяли 50 млн рублей под 3%, приобрели  два трактора.

– А что же виноград, весь выкорчевали?

– Почему ж, осталось немножко. Но только «для себя».

Людмила Воробьёва
х. Шаминка, Семикаракорский р-н, Ростовская обл.
Фото автора

 

Вегетарианцам посвящается

В донских хозяйствах продолжается уборка овощей, картофеля, плодовых и бахчевых культур
Уборка плодоовощной продукции  в разгаре во всех специализирующихся на этом хозяйствах региона. По данным областного минсельхозпрода, под урожай 2020 года сельхозпредприятиями и крестьянско-фермерскими хозяйствами картофель был высажен на площади почти 6,2 тыс. га. На сегодняшний день убрано 2,85 тыс. га, валовой сбор превысил 83 тысячи тонн, при средней урожайности в 336 ц/га. При этом огурцы собраны с 82% площадей, томаты – с 40%, капуста – с 27%, морковь – с 25,5%, свёкла – с 14%.

Напомним, в прошлом году во всех категориях хозяйств валовой сбор составил 555,7 тысячи тонн овощей открытого грунта и 355,4 тысячи тонн картофеля.

- Развитие овощеводства открытого и закрытого грунта является важным сельскохозяйственным направлением как для региона, так и для страны в целом, - подчеркнул первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров. – За последние пять-шесть лет почти вдвое увеличился валовой сбор тепличных овощей – с 33 тысяч тонн до 62 тысяч тонн. По производству овощей открытого грунта в прошлом году Ростовская область заняла шестое место в России. В этом году, несмотря на капризы погоды, валовой сбор прогнозируется на уровне прошлого года.

Основной урожай овощей открытого грунта ведут в районах центральной орошаемой зоны - Семикаракорском, Весёловском и Багаевском.

Также на Дону идёт сбор урожая фруктов и бахчевых культур. Плодово-ягодные культуры убраны с площади более  945 га, их валовой сбор уже составил около 760 тонн.

Бахчевые продовольственные культуры убраны с площади 1,5? тысячи га, урожай превысил 10 тысяч тонн.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин