Десикация десикантов
Россельхознадзору вернут функции контроля за пестицидами и удобрениями. Зачем это нужно и чего ждать аграриям?
Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». В нём предлагается наделить Россельхознадзор функциями контроля в этой сфере.
Чтобы было «как у всех»
До 1 августа 2011 года Россельхознадзор имел право проводить проверки соблюдения регламента применения агрохимикатов и исследовать препараты на предмет безопасности. Однако потом эти функции упразднили, и рынок СЗР и удобрений остался без надзора со стороны государства.
Проблема всплыла в прошлом году, когда в нескольких регионах произошла массовая гибель пчёл. Причиной называли нарушения регламента применения пестицидов.
«В Минсельхоз России и в Россельхознадзор регулярно поступают обращения по вопросам нанесения вреда здоровью граждан, домашних животных, личным подсобным хозяйствам, источникам воды вследствие бесконтрольного применения пестицидов», – сказано в пояснительной записке к законопроекту. Необходимость возобновления контроля обуславливается также международными нормами: в частности, с 2012 года
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняли Международный кодекс поведения в области распределения и использования пестицидов. В нём оговорено, что контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в странах осуществляют государственные органы. Такая практика действует в США и Европейском союзе. В пояснительной записке указано, что это обеспечивает контроль над безопасностью растительной продукции, сохранением плодородия почв и состоянием окружающей среды в целом.
По оценке Правительства, в России ежегодно применяется до 156 тыс. т пестицидов и свыше 3 млн т удобрений. До 2011 года, когда проводились проверки, выявляли ежегодно свыше 10% фальсификата на рынке и около 3,5 тыс. т «серой» продукции, не имеющей госрегистрации. А при контроле растительной продукции 10% оказывалось опасной, в основном это были товары из-за рубежа.
В законопроекте предлагается установить контроль как за импортными пестицидами и агрохимикатами на таможне, так и за отечественными, в местах их производства и хранения. Россельхознадзор сможет запрещать ввоз средств защиты растений и удобрений при выявлении несоответствий или нарушений, проводить проверки на заводах и складах, предъявлять иски о возмещении вреда экологии.
Самое важное, предусмотрено создание информационной системы, которая обеспечит прослеживаемость оборота пестицидов и агрохимикатов, однако что она из себя представляет, в проекте закона не прописано.
Жидкость неизвестного происхождения
С тем, что сфера применения нуждается в надзоре, согласен Владимир Алгинин, заместитель генерального директора по общим вопросам компании «Август».
По его оценке, проблема нарушения регламента применения пестицидов стоит крайне остро: «Область применения химических средств защиты растений (ХСЗР) в данный момент не регулируется вообще: у надзорных органов сегодня нет полномочий прийти с плановой либо внеплановой проверкой на предприятие АПК, чтобы проконтролировать соблюдение регламентов применения пестицидов – например, кратность применения или дозировку».
Это мешает выявлению фальсифицированных и поддельных пестицидов, применяемых на российских полях. В качестве примера Владимир Алгинин привёл привести вспышку активности капустной моли в 2019 году и последовавшую за ней гибель пчел: «Это произошло вследствие обработки рапсовых полей с несоблюдением регламентов применения ХСЗР, использованием некачественных или не разрешенных к применению на данной культуре препаратов. Вопрос привлёк внимание общественности, но в отсутствие регулирования значительная часть подобных нарушений всё ещё остаётся за кадром. Ущерб, наносимый здоровью людей, животных и экологии в целом никуда не исчезает».
– Инициатива по возвращению Россельхознадзору функций контроля за оборотом пестицидов на рынке – это в целом правильный шаг, но есть нюансы, – считает Иван Глушков, директор по связям с общественностью и государственными органами BASF в Восточной Европе.
По его мнению, наличие контрафактной продукции – веская причина, по которой обращение пестицидов на рынке должно контролироваться: «Если оригинальные средства защиты растений при правильном использовании не наносят вреда ни людям, ни окружающей среде, то с поддельными пестицидами всё гораздо сложнее. В лучшем случае под видом оригинальной продукции продаются действительно оригинальные средства защиты растений, но с истёкшим сроком годности. При соблюдении всех правил, они безопасны. Однако нередки случаи, когда в канистре с логотипом хорошо известного бренда оказывается жидкость неизвестного происхождения и её использование может привести к самым печальным последствиям. Контроль со стороны Россельхознадзора может помочь в борьбе с распространением контрафактной продукции, хотя и не устранит причины этого явления».
Контрафакт из-за границы
Владимир Алгинин рассказал «Крестьянину», что проблема контрафакта является настолько серьёзной, «что при работе с дилерами приходится ставить условие для сотрудничества – отсутствие в ассортименте поддельной продукции нашей компании». Он пояснил, что основным отличием подделок от зарегистрированных и разрешённых к применению препаратов считает раскрытие информации о химическом составе: в контрафактной и фальсифицированной продукции он фактически неизвестен.
– Поддельные препараты могут быть произведены с применением тех же действующих веществ, что и оригинальные ХСЗР, однако ни процент содержания активного компонента, ни степень его чистоты в данном случае никто не проверяет. Однако даже небольшие вариации состава такого пестицида могут повлечь за собой серьёзное увеличение его токсичности. Пострадать может не только ожидаемый урожай, но и последующие посевы, так как активность вредных химических метаболитов может достаточно долго сохраняться в земле. Остаточные количества таких пестицидов в пище несут угрозу здоровью людей, – предупредил он.
По словам Владимира Алгина, недостаток контроля на этапе реализации ХСЗР привёл к наводнению отечественного рынка фальсифицированными и контрафактными пестицидами. Согласно его данным, доля контрафактных пестицидов в регионах страны составляет от 15 до 30%.
– Нередко торговлю пестицидами ведут предприниматели, абсолютно незнакомые со спецификой товара и не имеющие даже минимальной осведомлённости об опасности ХСЗР и правилах обращения с ними. Поддельные ХСЗР сегодня являются проблемой не только для России: по оценке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), доля контрафактной продукции на мировом рынке пестицидов составляет 25%, по препаратам малой расфасовки (для частных производителей сельскохозяйственной продукции и мелких фермеров) – не менее 70%.
Особенностью российского рынка является то, что в отношении отечественных препаратов государственный контроль есть, и он довольно жёсткий, а в отношении импортных пестицидов работает принцип вседозволенности.
– На таможне проверяются документы, но за соответствием ввозимых препаратов регистрационным требованиям не следит никто. Это приводит к тому, что пестициды с неизвестным и зачастую опасным составом попадают на российский рынок. Бывает и так, что при регистрации в России пестицида, который планируется импортировать, на регистрационные испытания поступает качественный препарат, причём под видом нового продукта предоставляется продукция других производителей, в том числе компании «Август», – проверенная и разрешённая к применению. А когда регистрационные процедуры успешно завершены, по полученному свидетельству о регистрации в Россию импортируется совершенно иное вещество. Поэтому и мы, и другие российские производители очень ждём возвращения Россельхознадзору функций по контролю за обращением ХСЗР, – отметил Владимир Алгинин.
Лабораториям нужны новые стандарты
В то же время возврат Россельхознадзору функций контроля сам по себе не решит проблему контрафакта. Как отмечала ранее Лариса Елиневская, начальник департамента разработки препаративных форм компании «Август» (цитируем по сообщению пресс-службы компании), в стране очень сложно обстоит дело с оснащением лабораторий: далеко не каждая из них, имеющая аккредитацию, способна проводить анализы, например, по определению остатков пестицидов в продукции или на контроль качества пестицидов. И дело здесь не только в финансировании: методические указания (МУК) устарели.
Принятые ещё в советское время, они позволяют лабораториям получить аккредитацию в области определения остатков пестицидов, используя устаревший метод тонкослойной хроматографии (ТСХ). «Прекращение действия МУК могло бы стимулировать модернизацию лабораторий и улучшить контроль качества продукции АПК в России», – считает специалист. Более точный и современнный метод – газовая и высокоэффективная жидкостная хроматография.
По той же причине бывает невозможно проверить качество пестицидов: «Метод ТСХ не позволяет определять количество действующего вещества в препарате. Это всё равно что измерять расстояние до Луны сантиметровой линейкой», – рассказала Лариса Елиневская.
Всё вышесказанное Владимир Алгинин считает причиной, почему российская агропродукция, которую отправляют на экспорт, порой возвращается назад из-за выявления остаточных пестицидов, которые могут быть и запрещены в странах-покупателях.
Вот почему введение контроля и решение системных проблем в этой сфере – это вопрос и перспектив экспорта, деловой репутации России как производителя продовольствия на международном рынке, а не только здоровья российских потребителей.
Будет ли коллапс?
Но при всех очевидных достоинствах этой инициативы, производители средств защиты растений видят и возможные риски при её реализации: «Принципиальное значение будут иметь подзаконные акты, в которых будут описаны детали контроля за оборотом пестицидов, – считает Иван Глушков. – Например, законопроектом предусмотрено право Правительства устанавливать компетенцию органов власти по осуществлению контроля (надзора) за безопасным обращением пестицидов в пунктах пропуска через государственную границу. Какие именно органы власти смогут контролировать ввоз средств защиты растений на границе, каким образом они это будут делать, как этот контроль отразится на ценах для потребителей и на условиях конкуренции на рынке – вопросов очень много».
По его мнению, важно, чтобы бизнес-сообщество участвовало в обсуждении способов и подходов к реализации его положений.
– Пока, к сожалению, полной информации по механизму применения такой системы нет, и оценить его предметно тоже нет возможности, – согласен Владимир Алгинин. – Но систему прослеживаемости Россельхознадзор уже внедрил в отношении продукции животноводства. В нашей сфере, я думаю, подобный механизм мог бы дать результат в борьбе с контрафактом ХСЗР для личных и подсобных хозяйств, где продажа продукции конечному потребителю осуществляется через розничные сети. Однако в сегменте сельхозтоваропроизводителей это будет намного сложнее – из-за большого количества контрагентов и поставщиков, а главное, из-за сложного механизма контроля.
В сообщениях СМИ время от времени появляются критические публикации о том, как новая система маркировки, которая действует в отношении медикаментов и некоторых промтоваров, негативно повлияла на рынки: выросли расходы производителей и реализаторов, возникли перебои со снабжением. Могут ли быть такие последствия на рынке пестицидов, пока невозможно прогнозировать.
Но необходимость введения контроля для производителей средств защиты растений очевидна: «Сегодня в нашей стране вслед за развитием АПК и внедрением технологий интенсивного земледелия растёт и российский рынок ХСЗР, причём темпы его роста (более 10% в год с 2010 по 2019 гг.) почти вчетверо выше среднемировых. Увеличиваются не только площади обработок, но и их кратность, и в этих условиях вдвойне важно, чтобы аграрии использовали для защиты посевов не фальсифицированные и контрафактные пестициды с неизвестным составом, а прошедшие государственную регистрацию сертифицированные препараты, при соблюдении регламентов применения не представляющие опасности ни для урожая, ни для человека, ни для природы», – уверен Владимир Алгинин.
Инга Сысоева