Слагаемые всходов
Как при дефиците влаги получать поля без «рябчика»
Прошлая осень была засушливой, а в этом году – ещё хуже, говорит фермер Валерий Бирюков из Константиновского района Ростовской области. Тем не менее в хозяйстве Бирюкова даже после слабых, «агрономически не ценных» дождей в пять миллиметров появились равномерные всходы. Этому, конечно, предшествовала тщательная работа по подготовке почвы, внесению удобрений, обработке семян.
«Крестьянин» вместе с агроконсультантом, доктором сельскохозяйственных наук Александром Лабынцевым, отправился в хозяйство Валерия Ивановича, чтобы поделиться с читателями газеты опытом – как получать ровные строчки пшеницы независимо от погоды.
Основа – точная глубина
Валерий Бирюков и его агроном Дмитрий Коношенко – люди творческие: на полях применяют и классику, и минитил, и нулевую обработку – в зависимости от культуры и поставленных задач.
– Вы как женщина меня поймёте: нельзя одной кисточкой накрасить и глаза, и брови, и ресницы, – шутит Александр Лабынцев, консультирующий хозяйство. – Так и в растениеводстве – техника должна быть разнообразной.
И вот что интересно: если орудий для обработки почвы в хозяйстве Бирюкова – как кисточек в женской косметичке, то сеялка на все 3,5 тысячи гектаров одна – Great Plains с шириной захвата 11 метров.
– Это сеялка прямого посева. Прорезной диск, монодисковый сошник, прикатывающее колесо, два бункера – для семян и удобрений, – рассказывает Дмитрий Коношенко. – Это энергоёмкий агрегат, который позволяет меньше людей привлекать к посевной. Вместо пяти простых сэзэшек мы используем только один посевной комплекс.
Пять корешков – отличное развитие
Главное же достоинство сеялки в том, что она позволяет чётко выдерживать заданную глубину сева – от двух сантиметров и глубже. Прикатывающее колесо, идущее позади сошника, оставляет выраженную бороздку, куда впоследствии устремляется влага – от росы или осадков.
Работу сеялки хорошо видно на первом поле, куда мы отправляемся. Это «классический пар»: в прошлом году на поле рос подсолнечник, после него провели отвальную вспашку. В этом году, в мае, хозяйство взяло пробы почвы и по результатам диагностики внесло сеялкой сложные удобрения на глубину 10-15 сантиметров.
Сев проводили в конце сентября нормой 4 млн семян на гектар. Заделывали их на 4 сантиметра – и это максимальная глубина, которая применялась в хозяйстве. Позже мы увидим, что по другим предшест-венникам (кукуруза, подсолнечник) глубина заделки была ещё меньше – 2-3 сантиметра.
– Рваные всходы, «рябчик» на поле часто возникают из-за того, что агроном гонится за влагой и старается положить семена поглубже. В условиях засушливой осени это занятие бессмысленное. Например, здесь, на паровом поле, влага начиналась на глубине более 8 сантиметров, – комментирует Александр Лабынцев. – В засуху заглублять посев не стоит. Раньше нам говорили: узел кущения формируется на глубине 2 сантиметра, а где же он будет формироваться, если мы посеем на 2 сантиметра? На этой же глубине он и сформируется, только мы не увидим колеоптиля, этой перетяжечки от семени до узла кущения. Принято считать, что осадки до 5 мм агрономически не ценны, но при заделке семян на глубину 2 сантиметра даже таких осадков достаточно, чтобы озимая пшеница начала прорастать.
Обработка семян с расчётом на долгий период
Аграриям известно: чем дольше семена лежат в сухой почве, тем выше риск, что их повредят насекомые или грибы. Именно поэтому в сухую осень целесообразно максимально отодвигать сроки сева на более поздние. А чтобы минимизировать риск повреждения семян, следует знать уровень инфекционной заражённости почвы. Если он средний или высокий, шансы, что к моменту всходов препараты сохранят свою эффективность, крайне малы.
В засуху особое внимание нужно уделить обработке семян. Начинать следует с фитоэкспертизы посевного материала, чтобы выяснить степень его заражённости и подобрать необходимый протравитель.
– На этом поле для обработки семян был выбран комплексный инсектофунгицид «Селест-Макс», который помимо трёх действующих веществ содержит стимулятор развития корневой системы, – рассказал Александр Лабынцев.
– К протравителю добавили микроэлементы и бактерицидный препарат «Фитолавин», поскольку фитомониторинг семян показал небольшую дозу бактериальной инфекции. У нас в последние годы бактериозы достаточно сильно себя проявляют, и в этом году в Константиновском районе часто приходилось проводить обработки против бактериозов по листу, затраты хозяйств были существенными. Вместо того чтобы работать по вегетации большими дозами «Фитолавина», гораздо дешевле обработать семена и снять эту проблему изначально.
Если сеять пшеницу предстоит по колосовому предшественнику, большую опасность для всходов представляет хлебная жужелица. Против неё, говорит Александр Валентинович, чаще всего применяют один из трёх препаратов: тиаметоксам, имидалит или клотиамет. В сухую осень тиаметоксам – худший выбор, потому что через месяц нахождения семян в сухой почве защитный эффект пестицида будет стремиться к нулю. Имидалит и клотиамет имеют более длительный срок действия, причём второй – новое и более совершенное действующее вещество.
– Если мы сеем в сухую почву, то выбор однозначно должен падать не на тиаметоксам, – подчеркнул Лабынцев.
Прямой посев по бобовым предшественникам
В засушливый год все почвообработки должны быть направлены на накопление влаги, но в некоторых случаях можно отказаться и от них. Так, в хозяйстве Валерия Бирюкова применили прямой посев пшеницы по таким предшественникам, как нут и горох.
Александр Лабынцев подчеркнул: не нужно путать прямой посев с ноутилом. Хотя эти понятия в речи используют как синонимы, ноутил – система земледелия, которая отрицает любую обработку почвы. Прямой посев в этом смысле – «разовая акция».
Строчки пшеницы, взошедшие по пару
– Перед посевом нута на данном поле мы проводили глубокую обработку почвы. После уборки нута произвели прямой посев озимой пшеницы, – рассказал Александр Лабынцев. – После выращивания нута или гороха на подготовку почвы тратится много финансовых ресурсов, но хорошего результата не получаем, потому что любая обработка почвы приводит к существенной потере влаги. Прямой посев после бобовых предшественников позволяет нам получать более полные всходы и качественно реализовать потенциал предшественников.
В отсутствие культивации с сорняками перед прямым посевом пшеницы боролись при помощи гербицидов. Помимо глифосата использовали флорасулам и 2,4-дихлорфеноксиуксусную кислоту (2, 4-Д), поскольку некоторые растения приобрели устойчивость к глифосату.
Глубина посева в обоих случаях (и после нута, и после гороха) составляла всего 2 сантиметра. Благодаря тому что сеялка делала достаточно плотное посевное ложе, при выпадении малейших осадков или росы влага достигала семян и начинался бурный рост корневой системы.
– Недостаток прямого посева в том, что удобрения приходится вносить одновременно с заделкой семян, и большие дозы мы давать не можем, чтобы высокая концентрация минеральных веществ в почвенном растворе не влияла отрицательно на всхожесть, – заметил агроконсультант. – Вместе с тем, как вы видите, всходы на полях после нута и гороха выглядят не хуже, чем на полях с паровым предшественником. Растительные остатки закрывают поверхность почвы, здесь нет активного испарения. Зимой, когда начнут выпадать осадки, растительные остатки сыграют роль в накоплении влаги.
Впрочем, пожнивные остатки задерживают не только снег, но и грызунов, поэтому обязательный осенний приём при прямом посеве озимых – борьба с мышами. По словам Лабынцева, лучше всего против них помогают баковые смеси из бактериальных и химических препаратов.
Мини-тил для пропашных предшественников
Всегда ли можно практиковать прямой посев пшеницы после озимых? К сожалению, этот приём не может быть панацеей.
– В зоне южных чернозёмов, если перед севом нута и гороха проводилась основная обработка, агрофизика почвы позволяет нам использовать прямой посев без серьёзных последствий, – ответил Александр Валентинович. – Но такое не всегда получается на светло-каштановых почвах или выщелоченных чернозёмах.
После пропашных культур перед севом озимых в хозяйстве Бирюкова проводили минимальные обработки. После уборки кукурузы на зерно – лущение на глубину 5-6 сантиметров, после уборки подсолнечника – двукратное дискование на глубину 4-5 сантиметров. За счёт мелкой обработки даже в условиях засушливой осени почва получилась рыхлой, без комков-чемоданов. Глубина заделки составляла 2-3 сантиметра.
– Осадки выпали в конце октября – начале ноября. Прошло 10 дней, только начали появляться всходы – взошло примерно 10% от посеянных 5 млн семян на гектаре. Если выпадет ещё около 10 мм осадков, в течение недели при положительных температурах мы получим полноценные всходы, – прокомментировал Александр Лабынцев на озимом поле, где предшественником была кукуруза.
Аналогичную картину можно было наблюдать и на поле с подсолнечником в качестве предшественника.
Осенние работы на этих полях должны закончиться в конце ноября: хозяйство проведёт почвенную диагностику и проверит содержание азота в почве. Это нужно для расчёта дозы азотного удобрения – чтобы зимой растительные остатки в процессе разложения не становились конкурентами пшеницы за питательное вещество.
– Выбор удобрения будет зависеть от того, что есть в почве. Если доля аммонийного азота будет высока, внесём аммиачную селитру, если невысока – сульфат аммония, – пояснил Александр Лабынцев.
Горох – для прибыли, а не азота
На фоне чистых и ровных озимых полей хуже всего выглядит озимая пшеница, посеянная по ячменю.
В сухую осень главной проблемой для таких посевов (помимо упомянутой жужелицы) становится падалица. Если осенью не случалось провокационных осадков, падалица всходит вместе с основной культурой, и на поле образуются участки загущения – особенно там, где лежали валки и полова.
Культивацию после ячменя можно проводить только турбокультиваторами – агрегатами, которые производят не горизонтальное, а вертикальное рыхление почвы, то есть не перемешивают слои, говорит Александр Лабынцев.
Лучшей альтернативой для полей, где были посеяны колосовые, может стать зимующий горох. Валерий Бирюков сеет рано созревающие сорта Зимус и Фокус. Всходы гороха хозяйство уже получило.
– На этом поле была проведена поверхностная обработка почвы, сев проведён той же самой сеялкой по норме 1,4 -1,5 млн семян на гектар, – прокомментировал Александр Лабынцев. – На полях есть падалица озимой пшеницы, но её несложно будет убрать гербицидами. В стадии 1-2 листьев горох прекрасно зимует и выдерживает до -15 градусов мороза. Единственное, чего он боится – апрельских заморозков.
Зимующий горох позволяет получать более высокие урожаи по сравнению с тем горохом, что хозяйства сеют весной. Минимальная урожайность зимующего гороха, которую получал фермер, – 25 ц/га, тогда как яровой даёт 15-20 ц/га. В наиболее «контрастные» годы урожайность зимующего гороха превосходит урожайность ярового в два раза.
– Хозяйство «Максимум», которое выращивает зимующий горох в Усть-Донецком районе, получает до 40-45 центнеров с гектара, – заметил Александр Валентинович. – Преимущество зимующего гороха заключается ещё и в том, что он раньше всех убирается. Если складываются благоприятные погодные условия, мы можем после него посеять вторую культуру – например, просо, яровой ячмень, подсолнечник.
Александр Валентинович уверен, что сеять горох «ради следующей пшеницы» – значит ограничивать себя в прибыли. И на горохе хозяйство может получать неплохую выручку, если будет соблюдать технологию возделывания. Например, добавлять молибден при протравке семян гороха, обязательно давать молибден, магний и, обязательно, фосфор при обработке в фазу стеблевания. Только за счёт микроэлементов можно обеспечить прибавку в урожайности до 5 ц/га. Интересно, что такие агроприёмы приведут не только к росту сбора собственно гороха, но и к усиленной азотфиксации, полезной для последующей культуры.
Так что, возможно, в засушливую осень не стоит гнаться за «пшеницей по пшенице».
Александра Коренева