«Я бомж, которым можно будет восхищаться»
Путешественник Александр Пластков, пройдя 40 регионов страны, добрался до Ростовской области
Александр Пластков в пути уже семнадцать месяцев. Он путешествует по России и автостопом, и пешком. Говорит, что позади около сорока регионов страны. Конечная точка маршрута – Крым. На прошлой неделе странник побывал в Ростове-на-Дону.
– Изначально, ещё до пандемии, в мои планы входило 75 субъектов РФ автостопом. При этом нужно понимать, что, к примеру, Забайкальский край – это тысяча километров пути. А бывает так, что три региона пройдёшь и проедешь, и в сумме такое же расстояние получится.
Александру 28 лет, он родился и жил в Санкт-Петербурге. После школы поступил в колледж на педагога начальных классов, а в 19 лет его забрали в армию. После срочной службы сработала классическая схема: парень решил, что в армии платят деньги, бросил колледж, по собственному определению, «из-за своей лени», и начал служить по контракту.
– Есть люди, которые не наигрались в войнушку. Я думал, что там, в армии, эта войнушка есть. А там – быт. То же самое, что и на срочке, только не ты стоишь с метёлкой и ломом, а смотришь на человека, который стоит. Плац остаётся плацем, просто ракурс меняешь.
В то время Александр увлекался компьютерными играми, его личный рекорд – 36 часов у компьютера. За год до окончания контракта Александр решил, что хочет изменить свою жизнь. Ещё в армии он задумал путешествие до Владивостока.
– Все мои знакомые, само собой, отнеслись к этому решению негативно. Никто не понял моей идеи, но я всё равно пошёл. Поставил перед фактом в последний день. До этого месяц собирался не спеша, закупал необходимые вещи. Проснулся в четыре утра восьмого июня. Прошёл двадцать километров, потом меня подвезли до Гатчины. На тот момент цель была быстро и далеко уехать.
Каждые месяц-два парень придумывает для себя новую «маленькую авантюрку», чтобы не было скучно в большом путешествии. К примеру, раньше молодой человек путешествовал автостопом, а от Оренбурга идёт пешком. Но автостоп – дело удачи, поэтому бывали случаи, когда он шёл три дня, потому что машин на трассе вообще не встречалось. Путешественнику приходилось преодолевать и по шестьдесят километров по тайге в минус тридцать.
– Мой рекорд – 75 километров в сутки. Это я так по Саратову гулял. Целенаправленно вышел в час ночи и ходил до вечера. Следующая моя цель – сто километров в день. В 2021 году в планах пробежка. Тогда придётся преодолевать сто километров в день. Если я сейчас пешком этого расстояния не пройду, то о пробежке даже мечтать не надо.
За первые два месяца Александр похудел на десять килограммов. Говорит, что голодать не приходилось, а вот питаться двое суток только печеньем и кофе – да. Он подсчитал, что жил на пятьдесят рублей в сутки. Когда парень вышел из дома, у него в кармане было пятьсот рублей.
«Мой маршрут не от памятника к памятнику, а от человека к человеку»
Александр рассказывает, что встаёт с первыми лучами солнца, но с учётом того, что в разное время года это разное время суток. Летом он обычно просыпается в четыре-пять, а зимой – в восемь-девять. Когда приходится ночевать на улице, встаёт довольно поздно, потому что фактически не спит – холод такой, что уснуть невозможно.
– Ворочаешься, пытаешься согреться, но вся ночь – без сна. Часов в шесть начинаешь согреваться и спишь до десяти. С трясущимися от холода руками завариваешь себе кофе, не спеша пьёшь и стартуешь. И дальше как повезёт – бывает, двадцать километров пройдёшь всего, а бывает, что сорок-пятьдесят. Поэтому конкретного «рабочего» графика у меня нет, есть чашка кофе и ненавистная погода. В холодное время года на улице я не ночую. В такой ситуации просто иду до утра, потому что автостоп начинается с рассветом. Когда был в Сибири в прошлом году в минус 20-30, шёл не останавливаясь. Последний раз здесь я ночевал на улице в начале ноября.
С Александром всегда палки для ходьбы и кофейный набор, а вот содержимое рюкзака меняется. Когда путешественник просто смотрит город, то гуляет «налегке» – с ним только турка, газовая горелка и кофе. Зимой он ходит с маленьким рюкзаком, где носит кофе, воду и документы. Этим летом содержимое стало тяжелее и объёмнее – появились палатка, спальник, коврик. Через некоторое время Александр решил, что нужно постепенно облегчать свой груз. Так, в Самарской области он подарил палатку человеку, который его приютил, ещё через неделю оставил спальный мешок и запасные кроссовки под мостом. Сейчас рюкзак Александра весит десять килограммов.
Кроссовки – главный расходный материал путешественника. В среднем одной пары Александру хватает на шестьсот километров.
Александр прокладывает маршрут с помощью Гугл.Карт, которые могут работать и без интернета. Но случалось и такое, что пару раз сервис приводил его к реке или болоту. Поэтому путешественник спрашивает дорогу и у местных жителей.
Из множества мест, которые он увидел, больше всего Александру понравилось в Воркуте. Там в гости путешественника пригласили сразу десять человек – для него это рекорд. Рассказывает, что четыре дня курсировал по городу и просто пил чай, чтобы со всеми пообщаться.
В Ростовской области путешественник уже успел побывать в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском, Усть-Донецком, Октябрьском, Аксайском районах. Первый населённый пункт, который он посетил в регионе, – станица Новоцимлянская. Рассказывает, что прибыл туда довольно поздно и зашёл в кафе, где праздновали юбилей. Люди встретили его радушно, накрыли на стол и пытались уговорить взять часть провизии с собой.
– По Ростовской области я шёл не спеша, сначала было тепло. Единственное, что меня здесь опечалило, это погода. Надо мной уже шутят: мол, убегал на юг, а снег увидел раньше нас. А так – сплошной позитив. К примеру, я не нашёл ночлег в Цимлянске, но человек из Камышина увидел, что я там, и оплатил мне хостел. В Волгодонске давал интервью телевидению. В Константиновске пригласили в кафе. В Усть-Донецке меня вообще встретили колоссально: местный Дом культуры провёл экскурсию и покатал по всему району, подарил футболку. Потом меня пригласили в «Затерянный мир» в Пухляковке. И затем по лесам-полям вышел в Новочеркасск.
Дон показался Александру узким и поразил тем, что при этом позволяет свободно перемещаться баржам. Путешественник говорит, что видел реки гораздо шире, но они не были судоходными.
Александр ведёт свой блог в инстаграме с интересным названием – «Диогенова бочка» (@diogenova_bo4ka). Его читают и смотрят больше шести тысяч человек.
– Когда я был в Красноярске и задержался там на два месяца из-за пандемии, один из подписчиков меня сравнил с Диогеном, и мне понравилось. Я отказался от лишних благ и беру ровно столько, сколько мне надо. У хэштега тоже особое название – #путешествиешредингера. Я был здесь и не был. Суперпозиция. Для сотни, к примеру, людей, которые меня видели, я здесь был. А для других? Если нет наблюдателя, то меня здесь не было.
Именно через соцсети путешественник ищет ночлег – он просто пишет объявления и размещает их в группах и пабликах города или посёлка.
– Прочитайте комментарии к постам в соцсетях, где я ищу ночлег, – там девяносто процентов пишут, что я тунеядец, бродяга, преступник. А оставшиеся десять предлагают у них остановиться.
На улице Александра часто узнают и просят с ним сфотографироваться. Говорит, что в Новочеркасске даже останавливали полицейские и спрашивали: «А вы тот путешественник?» Ростовская область подарила молодому человеку тысячу подписчиков в соцсетях.
– Для меня важен не сам город, а люди, которые в нём живут. Я иду туда пообщаться с ними. В Ростове, например, у меня будет десять встреч. Мой маршрут не от памятника к памятнику, а от человека к человеку, от чашки кофе к чашке кофе. Десять подписчиков, с которыми я лично виделся, лучше, чем сто случайных встреч. Живое общение с людьми для меня очень ценно.
Парень убеждён: путешествие разделило его жизнь на до и после, сделало совсем другим человеком.
– Вот я – бомж. Я позиционирую себя бездомным. При слове «бомж» человек сразу думает о чём-то негативном, омерзительном. В Англии люди без определённого места жительства ночуют под мостом, ездят на машинах за миллионы и работают в офисе. В России это грязный бородатый алкаш, который всегда побирается на бутылку. Это стереотип, а я показываю, что бездомный – это просто бездомный. Я – бомж, которым можно будет восхищаться.
Помимо борьбы со стереотипами Александр мечтает когда-нибудь открыть собственную пекарню, чтобы помогать людям.
– Это, знаете, как в одном известном афоризме: я бы хотел накормить бедных, одеть голых. Нужно начинать с малого. В пекарне буду раздавать кофе и пирожки бесплатно. В восемь утра, к примеру. Чтобы студенты шли на занятия не голодными.
Когда Александр вернётся в Петербург, он начнёт готовиться к новому путешествию – бегом преодолеть триста населённых пунктов, вообще не используя транспорт. Выбирать места, которые он включит в свой маршрут, будут его подписчики.
Алла Долгова
Фото автора