Дефицит внимания
Донской минздрав проигнорировал заявки по программам «Земский врач» и «Земский фельдшер»
Районная больница в селе Самарское. В стороне от ожидающих приёма стоят представители инициативной группы. На встречу с корреспондентом пришли члены общественного совета при сельской администрации Ольга Романовская и Валентина Тищенко. Они настроены решительно.
Денежный пряник не утоляет кадровый голод
И больница, и общественники уже не раз появлялись на страницах газеты «Крестьянин»: в 2019 году массовый протест селян вызвала попытка областного минздрава реорганизовать лечебное учреждение, объединив его с другой больницей. Часть персонала хотели сократить, а финансирование урезать («Оптимизация – это диагноз», «Крестьянин» № 49, 04.12.2019).
Тогда селяне коллективно жаловались во все инстанции, ездили на приём в федеральный Минздрав, в итоге постановление о реорганизации отменили. Казалось бы, теперь о будущем больницы можно не тревожиться. Но не тут-то было…
Как известно, в стране с 2012 года действуют государственные программы в рамках национального проекта «Здравоохранение» – «Земский врач» и «Земский фельдшер». В их описании сказано, что они направлены на ликвидацию дефицита кадров в сёлах, посёлках и малых городах с численностью населения до 50 тысяч человек.
Если медработник приезжает в такой населённый пункт работать по специальности (перечень вакантных должностей ежегодно утверждается федеральным и региональными минздравами), он получает от государства единовременную выплату. По программе «Земский врач» дают миллион рублей, «Земский
фельдшер» – 500 тысяч рублей.
Таким образом государство стимулирует медработников переезжать в глубинку и частично компенсирует известные бытовые сложности – ведь, как правило, больницы в таких населённых пунктах не отличаются современным ремонтом и не всегда могут похвастать достаточным оснащением кадрами, лекарствами, оборудованием.
Даже несмотря на «денежный пряник», желающих работать в сельских и районных больницах не так много. В прошлом году участниками программ «Земский врач» и «Земский фельдшер» в Ростовской области стали 108 человек. По данным Росстата, регион входит в число наиболее нуждающихся в привлечении старшего и среднего медицинского персонала (доля незакрытых вакансий до 10%). Поэтому кадровый вопрос во многих больницах остаётся открытым.
«Специалистов нет», – говорят пациентам и отправляют на консультацию в областной центр или соседние города. Одно дело, когда речь идёт об узких специалистах, и совсем другое – когда не хватает врачей общей практики – терапевтов, педиатров, ещё хуже, когда в оперирующей больнице нет своего анестезиолога-реаниматолога.
Такая ситуация долгое время была и в районной больнице села Самарское, что усугублялось попытками реорганизации со стороны областного Минздрава. Ну кто из специалистов захочет идти работать в больницу, которую грозятся вот-вот закрыть? Когда же статус больницы жителям удалось отстоять, появились и желающие на замещение вакантных должностей. В 2020 году на работу в больницу пришли сразу шесть специалистов: педиатр, терапевт, анестезиолог-реаниматолог и три фельдшера скорой помощи.
Руководство больницы заранее, ещё в конце 2019 года подало в областной минздрав список новых работников, чтобы те могли получили положенные по программам выплаты. Но результат оказался неожиданным и ошеломляющим для всего села. Судя по всему, в Самарском может начаться новый массовый протест.
Врачи-невидимки
«Вновь прибывшие врачи – молодые специалисты из разных городов, переехавшие в сельскую местность. Все они рассчитывали на получение выплат от государства. Но ни одна (!) из заявленных вакантных должностей не была включена областным минздравом в реестр на получение выплат в 2020 году», – сообщили в письме в редакцию представители общественного совета при администрации села Самарское.
К Ольге Романовской и Валентине Тищенко выходят на встречу несколько сотрудников больницы. Те, кто выбрал своей работой спасать жизни других, не готовы также активно бороться за своё благополучие – с корреспондентом согласны говорить только на условиях анонимности.
В 2019 году жители села вышли как один на защиту врачей и больницы
– Мы обращались в региональный минздрав с официальным письмом пять раз в течение 2020 года, но так и не получили официального ответа, – рассказал редакции представитель районной больницы в селе Самарское. – 5 июня вышел приказ за подписью Быковской с перечнем специалистов, которые получат выплаты в 2020 году, наших заявок в нём не было. Устно нам сказали, что если мы не попали в реестр 2020 года, в 2021 году наши специалисты не имеют больше права на получение выплат.
Если кто-то думает, что минздрав был не готов выплатить деньги сразу шести специалистам в одной больнице – сильно ошибается. В приказе за 2020 год выплаты назначены семи специалистам ЦРБ Волгодонского района, шести – ЦРБ Октябрьского и Целинского районов, пяти – ЦРБ Кагальницкого и Орловского районов и т. д. Почему же заявки из села Самарское проигнорировали?
«Министерство здравоохранения Ростовской области делает всё, чтобы врачи и фельдшеры увольнялись и переходили на работу в другие медицинские учреждения», – говорят жители села Самарское Ольга Романовская и Валентина Тищенко.
Действительно, как рассказывают работники больницы, до этого не дождались помощи минздрава в выделении жилья два специалиста: лор и эндокринолог. Они уволились и пере-ехали на работу в Краснодарский край. Многие из работающих в Самарском специалистов и сейчас вынуждены совмещать работу в соседнем регионе по причине недостаточного финансирования, низких зарплат.
– От нас до Кущёвки всего 40 км, но там и оснащение больниц лучше, и оплата больше. За пять дежурств можно получить там столько же, сколько здесь за месяц ежедневного и тяжёлого труда. А тем, кто приходит по программе «Земский врач», гарантированно выплачивают миллион от государства, – рассказывают работники больницы в Самарском. По их словам, острее всего в селе сейчас стоит вопрос дефицита фельдшеров скорой помощи.
– По штатному расписанию должно быть 10 фельдшеров, у нас работают восемь — это вместе с тремя, кто пришёл в прошлом году в надежде получить выплаты по программе, – рассказала старший фельдшер Екатерина Шевченко. – Нагрузка очень большая: самый дальний участок, который мы обслуживаем, – за 67 км по грунтовке. Транспортировка очень тяжёлая, если с инсультом или инфарктом, приходится сразу везти в Азов – это ещё 40 км. График положен сутки-трое, но нам приходится работать через день, пока по двое, две бригады, но если уйдут новенькие, совсем будем не успевать. В сутки бывает до 30 вызовов.
Наталья Лошкобанова – фельдшер скорой помощи, одна из тех специалистов, чью заявку проигнорировал минздрав. Вместе с мужем (он тоже фельдшер) она устроилась на работу в Самарское в прошлом году. Они переехали из Зернограда с ребёнком трёх лет.
– Своего жилья у нас нет, рассчитывали получить выплаты от государства, что-то добавить и купить дом. Но раз выплату нам не дали, почти наверняка мы переедем в Каневскую, там уже предложили работу, – рассказала Наталья.
Зарплаты в Самарском скромные: оклад фельдшера скорой помощи – 8400 рублей. Величина надбавок зависит от больницы, и в Краснодарском крае они выше.
– Здесь со всеми переработками у фельдшеров больше 25 тысяч рублей не получается, при этом одна только аренда жилья обходится в 10-12 тысяч рублей в месяц, – рассказывают фельдшеры.
– Ребёнка в садик устроили, он только адаптировался, село, коллектив – всё нам нравится, оплачивать аренду жилья сейчас пока помогает администрация района, но это временно, собственное жильё нам очень нужно, – говорит Наталья Лошкобанова. – В Каневской, где нам предложили работу, девять бригад скорой помощи, там и жильё предоставляют, и выплату дают.
Пишет глава, пишет депутат...
Как говорят работники больницы, специалисты, которых минздрав проигнорировал, могут подать иск в суд и добиться получения выплат. Такие прецеденты были в судебной практике. В 2019 году Верховный суд выпустил Определение от 9 декабря 2019 г. № 72-КГ19-5, в котором пояснил, что «отсутствие у региона бюджетных средств на эти цели или их исчерпание не может являться препятствием для предоставления единовременной компенсационной выплаты... Право «земского доктора» на получение рассматриваемой выплаты не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, окончания финансового года и невозможности внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств» (цитата по Гарант.ру).
Но никто из врачей или фельдшеров не хочет тратить время, силы и нервы на суды. Никому не хочется прослыть сутяжником, заслужить репутацию жалобщиков. Тем более что медработники чувствуют себя востребованными на рынке труда – найти более высокооплачиваемую работу не проблема.
Вот почему жители села Самарское выступили в защиту медиков: они просят их не уходить, обещают добиться для них выплат. Вместе с сельским главой Общественный совет обратился с письмом к депутату областного Заксобрания Сергею Косинову.
– Ситуация уникальная – в условиях дефицита кадров больница сумела привлечь на работу сразу шесть специалистов. Это нонсенс: во всех медицинских учреждениях острейший кадровый голод, вся страна ищет людей – по всем регионам, на Украине, и вдруг – мы не можем дать положенные выплаты, чтобы этих специалистов удержать. Я не понимаю, почему так произошло, – прокомментировал Сергей Косинов. – Анекдотичность ситуации в том, что Самарское находится на границе с Краснодарским краем и соседний регион приглашает наших специалистов к себе на работу и гарантирует получение выплат.
Сергей Косинов сообщил, что ещё три недели назад он отправил в региональный минздрав запрос с просьбой объяснить, почему так получилось и почему специалистам отказываются выплатить положенные деньги в текущем году: «Ответа до сих пор нет, я просил сперва устно по телефону объяснить, чтобы я мог понимать ситуацию, но реакции не было никакой. Это что-то из ряда вон выходящее».
– Быковской уже нет на посту министра, а порядки и отношение к нам со стороны
минздрава не изменились, как будто наша больница попала в какой-то чёрный список и у чиновников действует указание не обращать на нас никакого внимания, – говорят жители. Они обещают, что будут отстаивать права своих новых специалистов и сделают всё возможное, чтобы они остались у них работать.
Инга Сысоева
с. Самарское,
Азовский р-н,
Ростовская обл.
Фото автора