Вернулись стрепеты и журавли

Степному заповеднику – четверть века

В декабре прошедшего года государственный природный заповедник «Ростовский» отметил 25-летний юбилей. Четверть века участки сухих степей и острова на озере Маныч-Гудило охраняются самым строгим режимом. Так случилось, что именно степи стали наиболее изменённым человеком ландшафтом. Это и понятно: более 5 тысяч лет травяные экосистемы служили пастбищами. С глубокой древности до начала ХХ века обитатели сухих степей практиковали кочевое животноводство.

В более увлажнённых приазовских степях возводились крепости, строились города. К середине XVIII века Российская империя вышла на рубеж правого берега Дона. Здесь, на границе между Европой и Азией, была установлена таможенная застава и построена крепость. Дальше европейская цивилизация не распространялась. За Доном начиналась Великая степь, бесконечная кочевая Азия. Где-то в глубине её текли загадочные солёные реки –

Манычи. Сама степь представлялась жителям городов враждебным пустым пространством с невыносимым летним зноем и морозной зимой, с нескончаемыми ветрами, от которых негде укрыться на безлесной равнине. Из этой бескрайней степи иногда появлялись отряды воинов-кочевников на быстроногих лошадях, захватывали пленных, грабили пограничные станицы.

Неприятие степной природы этносами, сложившимися в лесных регионах, долгое время препятствовало пониманию важности и ценности травяных экосистем. До второй половины XX века степи рассматривались исключительно как объект для трансформации. Во времена господства сталинского плана преобразования природы один из советских профессоров писал, что «степь как географический ландшафт исчезнет абсолютно».

Переделать её планировалось в «цветущий сад». На деле вторжение «европейской цивилизации» в задонские степи обернулось экологической катастрофой. Кочевые народы, перегонявшие свои стада по известным им орбитам, тонко чувствовали состояние степных пастбищ. Маршрутный тип освоения пространства был сравним с воздействием на степи стад диких копытных животных.

Оседлые народы использовали радиальный тип освоения пространства. Постоянные города и сёла, вокруг которых располагались поля, сенокосы и пастбища, могли успешно существовать во влажном климате Средней полосы России. В сухих степях этот тип хозяйствования неизбежно приводил к вытаптыванию пастбищ, разрушению почвенного покрова, что вызывало иссушение и пыльные бури.

Ковыль в степи

В 1886 году в степях Ставропольской губернии и юго-восточных районах области Всевеликого войска Донского разразилась жестокая засуха. Исследовавший её причины географ Дмитрий Львович Иванов в работе «Влияние русской колонизации на природу Ставропольского края» описал страшные последствия грубого вторжения в степную природу. То, что предстало его глазам, сегодня мы бы назвали масштабным экологическим кризисом. Суховеи поднимали пахотный слой вместе с посевами, заносили пылью родники и мелкие реки. Ревел непоенный скот.

Люди были вынуждены бросать селения и искать новые места, пригодные для проживания. Сейчас таких людей считали бы «экологическими беженцами». Суровые уроки, преподнесённые природой, научили животноводов считаться с ограниченными возможностями степных экосистем противостоять пастбищной нагрузке. Стали разрабатываться нормы выпаса, его сезонность.

Географы, ботаники и зоологи с начала прошлого века упорно говорили о необходимости создания заповедника для сохранения степной природы. Но только в 1995 году такой заповедник был создан. Четыре участка, отведённые под особую охрану, представляли собой сбитые пастбища. Самый большой остров на озере Маныч-Гудило –  Водный – ранее использовался под выпас крупного рогатого скота и лошадей.

За годы соблюдения заповедного режима растительный покров в значительной степени восстановился. Вернулись в ожившие степи стрепеты, журавли красавки. Стали многочисленными серые куропатки, зайцы. На заповедном острове сохранился табун вольно живущих лошадей, основателями которого стали рабочие лошади в типе донской породы.

Сегодня государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» и его охранная зона широко известны как место обитания многих видов редких видов птиц. На острове Заливной гнездятся кудрявые пеликаны, колпицы, самые крупные чайки нашего региона – черноголовые хохотуны, чегравы. Все эти виды занесены в Красную книгу России. Их численность неуклонно растёт.

В заповедных степях весной расцветают тюльпаны, ирисы и другие редкие растения. В апреле можно наблюдать токовые взлёты стрепетов, ставших из недавно редких птиц обычными обитателями охраняемой территории.

Яркие ковры тюльпанов сменяются голубыми пространствами льна, а позже – волнующимися ковылями. Над этим весенним великолепием с рассвета до темноты звучат несмолкаемые песни жаворонков.

Во время цветения тюльпанов и ирисов проводится ставший традиционным фестиваль экологического туризма «Воспетая степь». Ежегодно на этот праздник съезжаются тысячи любителей природы. Для посетителей разработаны экологические тропы, а ограниченные группы могут переправиться на заповедный остров и увидеть знаменитых манычских мустангов.

Заповедник стал центром комплексных исследований природы. Сотрудники научного отдела и специалисты сторонних организаций изучают растительный и животный мир, почвы и гидрологические особенности сухостепных экосистем. Опубликованы сотни статей, изданы семь выпусков научных трудов.

Специалисты отдела экологического просвещения, используя данные научных исследований, подготовили многочисленные популярные издания, проводят экскурсии для посетителей, занятия и конкурсы для учащихся.
Все описанные работы невозможны без строгого соблюдения заповедного режима, который обеспечивает отдел охраны. Инспекторская служба выявляет нарушения, виновных привлекают к ответственности в соответствии с природоохранным законодательством.

С 2011 года на коллектив заповедника возложены обязанности по охране территории государственного природного заказника федерального значения «Цимлянский». Уникальная природа кучугур – так назвали донские казаки Доно-Цимлянский песчаный массив – живёт по природным законам под охраной инспекторского состава.

25 лет – возраст возмужания. Заповедник молод. Но уже накопил достаточный опыт и обрёл известность. Он занимает достойное место среди других особо охраняемых природных территорий федерального значения России.

Александр Липкович, 
заместитель директора по науке государственного природного заповедника «Ростовский»
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Музеи
Газета: Газета Крестьянин