Тяжело быть в поле одному

Даже в самые трудные годы становления фермерского хозяйства Юлия Попова находила в себе силы и слова для поддержки мужа и детей

Героями газеты «Крестьянин» чаще становятся успешные фермеры-мужчины. Но, как известно, за каждым великим мужчиной стоит верная, любящая и терпеливая жена. Это утверждение как нельзя лучше подходит к семье 

Евгения и Юлии Поповых из хутора Верхнеобливский Тацинского района. Начав своё дело в 2011 году с 50 га земли, без собственной техники и сущест-венных сбережений, они вдвоём смогли создать крепкое хозяйство площадью 700 га и полным парком сельхозтехники.

К Международному женскому дню хочется рассказать историю этого успеха, что называется, с другой стороны и показать великую силу женской любви — не той роковой, которая приводит к разрушениям и конфликтам, а спокойной и надёжной, которая поддерживает мир и порядок на земле.

Быть или не быть?

Расчистить почти вручную 130 га земли от амброзии, чудом спастись в сумерках от кормящей волчицы и каждый день возить в поля тяжёлые железяки на велосипеде – об испытаниях, выпавших на её долю, Юлия Попова из Тацинского района сейчас вспоминает с улыбкой. Как в радуге после дождя, в этой улыбке можно угадать прошлые слёзы. Но лишь угадать — о лишениях, переживаниях и страхах она вспоминает без жалоб, обид и злости. 

– Мы оба деревенские — Женя местный, а я с родителями в Тацинский район переехала из Казахстана. Когда только поженились, год жили на съёмной квартире в Ростове. Муж заканчивал институт, у нас был выбор, оставаться в городе или вернуться в хутор. Ему в городе нравилось, а меня тянуло на волю: в деревне и воздух другой, и продукты настоящие. Поэтому, когда я узнала, что у нас будет ребёнок, уговорила вернуться на родину, – вспоминает Юлия.

Работы в хуторе в те времена не найти. А у родителей Евгения было 50 га земли — с них и решили начать: «Тем более что Женя рос в деревне, умел и сеять, и пахать». Из техники не было совсем ничего, за каждой мелочью приходилось бежать просить соседей, поэтому первое время всё шло ни шатко ни валко.

– Взяли в аренду поле, оно три года стояло заброшенное, амброзия на нём два метра высотой, стебли толщиной с молодые деревца. Мы выпросили у соседа дискатор, обработали им поле – он амброзию под корень посрезал и, как были стебли, целиком под землю позаворачивал. Нужно было второй раз поперёк обработать, а сосед сказал, второй раз не дам дискатор, вот тогда у нас вопрос стал, как у Шекспира, – быть или не быть, – рассказывает Юлия.

Выпросили тогда у другого доброго человека культиватор. Загнали его в поле, а он пять метров проехал и забился стеблями — нужно как-то вычищать. Вручную палки эти с комьями земли вытаскивали.

– Муж, насколько он терпеливый, выносливый, а тогда психанул, говорит, надо, мол, бросать, не тянем мы. Я сначала расплакалась, а потом взяла себя в руки и говорю: ну не может быть, чтобы мы с тобой не справились. Стали тогда лапки откручивать — он с одной стороны, я с другой. И мы этими голыми стойками в землю заглублялись, палки вытаскивали и на край поля свозили: стена из них выросла. Потом, когда трава эта подсохла, мы её и спалили, поле засеяли. Урожай был никудышный, потому что без удобрений, без средств защиты работали, но на следующий год уже пошло дело.

Всё вытерплю, слово даю!

Вот тогда, как вспоминает Юля, состоялся у них с мужем важный разговор. Нельзя без своей техники работать, надо кредиты брать, покупать, трудная жизнь начинается. Евгений сказал, что, если она согласна, он не успокоится, пока в хозяйстве всё своё не будет.

– Я подумала и сказала: буду молчать, пока на ноги не встанем, слова не скажу, всё вытерплю. И вот 12 лет я ни о чём не просила, хотя возраст у меня был самый такой, когда всё хочется — цветы, наряды, подарки, поездки… Так и жили мы, оба по знаку гороскопа Овны, целеустремлённые, если слово дали, то держим его.

Евгений в поле от зари до зари, Юля ему обеды и тяжёлые запчасти на велосипеде возила. Самое малое по два километра туда, да обратно по бездорожью — тут никаких спортзалов больше не надо. 
А раз было: дождь прошёл, дорогу развезло. Поехала Юля на своём велосипеде тормозок мужу отвезти, уже смеркалось. Заднее колесо грязью забилось, что ехать уже нельзя, она остановилась, оттащила его к дереву, пакет с продуктами отвязала…

– Чувствую на себе пристальный взгляд, глаза поднимаю — а метрах в 10 от меня стоит волчица с волчатами, ощетинилась вся, зубы скалит. Я молитву только вспомнила «Отче наш» и осторожно так задом отступаю, да как кинусь бежать — аж калоши растеряла. К Жене прибегаю вся в слезах, пакет с продуктами ему отдаю, дрожу, рыдаю. С тех пор он запретил мне к нему в поле на велосипеде ездить, стал сам приезжать, потом машину купили.

От порядка в доме — к порядку в селе

У Евгения и Юлии трое детей. Старшая — Лена — заканчивает 11-й класс, усиленно учит биологию, родители мечтают, что она в агрономию пойдёт. Данил в восьмом, но уже активно помогает папе на тракторе, комбайне.

– Я так долго ждала, чтобы помощник у нас вырос, вот это настоящее счастье! – говорит Юлия.

Самая младшая — Мария, учится в четвёртом, но и она так крепко к отцу привязана, что во время каникул в поле с ним работает целыми днями: «Для меня главное, чтобы семья была вместе. Когда мужчине приходится уезжать на вахту, семья распадается, потому что теряется возможность общения, эмоциональная связь. Какой-никакой, а отец должен быть дома каждый день. У нас так: приходит папа с поля — в пыли, в мазуте, дети ни на что не смотрят, бегут и обнимают».

Успевала Юлия и воспитанием детей заниматься: все в садик, в кружки развивающие ходили и сейчас во всех конкурсах участвуют — танцуют, песни поют, стихи рассказывают. Жаль только, что мало осталось в хуторе простора для творчества: здание клуба требует ремонта, да и школу грозят раскомплектовать, оставив обучение только до четвёртого класса.
Сейчас, когда фермерское хозяйство окрепло, появилась возможность нанимать работников, у Юлии освободилось время и для общественной работы. С прошлого года она стала депутатом сельского поселения.

– Не могу смотреть равнодушно, как сёла, хутора умирают. У нас за последние годы обезлюдели два хутора — Новомарьевка и Андреев. Осталось там всего по два жилых дома, – говорит Юлия. – Очень хочется остановить развал, порядок навести: парк благоустроить, освещение на улицах сделать. Просим, чтобы почту нам открыли, а то приходится почти каждый день по 30 км в Тацинскую ездить, документы с живыми печатями отправлять.

Цифровизация до села ещё не добралась. 

Отстоять школу, провести газ, защитить свои и чужие посевы от беспредела со стороны незадачливых животноводов, допускающих потравы, – у депутатов очень много дел. Юлия прекрасно понимает, что очень многое зависит от активности, сознательности каждого жителя села, но и со стороны государства нужны помощь и поддержка.

– Как-то ездили с семьёй в Краснодарский край и видели по пути на фермерском ангаре написано большими буквами: «Крестьянин — элита общества». Муж даже остановился, сказал: смотри, как правильно написано, ведь каждый из нас работает и за счёт этого государство процветает. У нас в округе 17 фермерских хозяйств — все участвуют в социальной жизни хуторов. А руководители крупных предприятий, агрохолдингов говорят так: мы налоги платим, и этого достаточно, – рассуждает Юлия Попова.

К роскоши семья не привыкла, да и не стремится к ней. Зато если кто-то из начинающих фермеров просит техникой помочь — никогда не отказывают, потому что знают по себе, как тяжело без поддержки. Любимый отдых — рыбалка и поход за грибами. В арсенале Юлии сотни отработанных рецептов вкуснейших блюд. Но поймать рыбу, по её словам, не главное. Главное — что время вместе проводят.

– Если случаются ссоры между детьми, я говорю: скоро детство закончится, разъедетесь, будете жить раздельно и скучать друг по другу, а это время уже никогда не вернётся, – делится Юлия.

По её мнению, в воспитании детей лучше всего — родительский пример. Так когда-то для неё была её мама: «не муж голова, жена – шея» и «куда хочу, туда верчу», а скорее жена как плечо и правая рука мужа.

– Тяжело быть в поле одному. Для меня никогда не было женской или мужской работы, и сейчас я мечтаю только о том, чтобы у нас всё оставалось стабильно и чтобы у детей жизнь сложилась хорошо.

Инга Сысоева 
Ростовская область
Фото из семейного архива семьи Поповых

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоОбществоПерсона
Газета: Газета Крестьянин