Цели прижать нет, но шероховатости неизбежны
Президент объяснил необходимость экспортных пошлин заботой о гражданах
Министерство экономичес-кого развития прорабатывает механизм плавающей экспортной пошлины — так называемого «демпфера» – на растительное масло. Как прокомментировал в СМИ глава ведомства Максим Решетников, его введут не раньше сентября, для того чтобы у бизнеса была возможность подготовиться.
«Первую часть этого демпфера уже по большому счёту ввели: мы ввели экспортные пошлины на семечку, и на сою, и на рапс и так далее. Просто мы тем самым несколько переместили, так сказать, часть тяжести на производителей семечки, а в части переработчиков — эта часть осталась у нас недоурегулированной»,– цитирует Решетникова агентство «Прайм». Также он не исключил применение этого механизма и для других групп товаров.
Это заявление вызвало на рынке эффект неразорвавшейся бомбы. 11 марта в Москве состоялось совещание с участием президента и членов правительства по вопросам инвестиционного развития. Болезненный вопрос введения пошлин подняли представители крупнейших сельхозпредприятий страны.
Так, владелец холдинга «Русагро» Вадим Мошкович заявил Владмиру Путину, что сообщение Минэкономразвития вызывает тревогу. Он сказал, что на рост мировых цен российские производители масла отреагировали своевременно, подписав соглашение об ограничении розничных цен на бутилированное масло. Эти соглашения исполняются. Введение демпфера на масло может привести к убыткам маслозаводов, поскольку «все годовые программы свёрстаны, мы продукцию закупили на год вперёд, и это может обернуться для нас большими убытками, нарушением экспортных поставок»,– прокомментировал Мошкович.
Он считает, что такие меры не идут на пользу экспорту сельхозпродукции с точки зрения «долгосрочного планирования и выстраивания работы, где мы стараемся, завоёвываем рынки. Это непростая задача, места все заняты, и это вызывает у нас определённую тревогу».
Характеризуя сложившуюся ситуацию, владелец холдинга констатировал, что расходы сельхозпроизводителей выросли, поскольку подорожали средства защиты растений, удобрения.
– Сегодня сельхозпроизводитель оказался зажат меж двух, получается, огней: с одной стороны – введены экспортные пошлины, с другой стороны – выросли цены на удобрения, на средства защиты и на ГСМ. Доходы, которые сегодня получают сельхозпроизводители, резко сужаются. Это сокращает возможности инвестиций в расширение производства, в качество производства, улучшение плодородия земель, – сообщил он.
Выход, который он предложил президенту, — стимулировать производство сельхозпродукции, это позволило бы снизить внутренние цены без ущерба экспортному потенциалу. В качестве примера он привёл развитие сахарной отрасли: страна нарастила производство в пять раз. При достаточной поддержке селекции и производства возможен ещё двукратный рост выхода сахара с гектара. «Это приведёт практически к пропорциональному снижению себестоимости сахара. Уйдёт вообще такая проблема, и мы сохраним потенциал ещё один экспортный, в том числе уже нашей сахарной продукции»,– предложил он.
В аналогичном ключе высказался гендиректор ГК «Черкизово» Сергей Михайлов. С позиции животноводов он отметил «шокирующий рост себестоимости». По его мнению, он обусловлен внешними факторами, в первую очередь «это не только металл, но и продовольственные товары, это котировки на зерно, на кукурузу, на сою, на масличные, растительные культуры, рост в десятки процентов, где-то в разы, даже побиты исторические максимумы.
Понятно, что это всё составляет себестоимость мяса, и мы это чувствуем. Это сегодня оказывает негативное влияние на отрасль».
С другой стороны, тревогу животноводов вызывает сокращение покупательной способности. «Эти два фактора могут привести к сокращению, с одной стороны, потребления, но, естественно, и производства».
В качестве выхода он предложил использовать механизмы стимулирования потребительского спроса, например, – это адресная социальная поддержка малоимущих граждан.
По мнению Михайлова, при поддержке внутреннего спроса в перспективе Россия может стать и крупнейшим экспортёром мяса.
Ответ президента, впрочем, не оставил надежд на кардинальный пересмотр озвученных планов правительства в ближайшее время.
– Вы сейчас упомянули о некоторых шероховатостях, некоторых административных проволочках. Это неизбежно, наверное, так в жизни бывает везде. Будем стараться от этого избавиться. Поверьте, нет никакого желания и никакого настроя на то, чтобы прижимать как-то какими-то нерыночными методами бизнес, который на марше развивается и показывает такие замечательные результаты,– ответил Путин владельцу холдинга «Русагро».
Он заверил, что правительство действует таким образом, чтобы не причинить ущерб бизнесу и принести гражданам пользу: «Цены на мировых рынках выросли, я понимаю желание продавать по этим ценам. Но здесь баланс интересов должен соблюдаться. Удары внутриценовые не должны быть такими, которые имели место. Надо инструменты соответствующие применять и смягчать эти шаги».
Он пообещал, что правительство проанализирует все объективные факторы, включая рост цен на энергоносители, удобрения и прочие расходные материалы и примет решение о поддержке сельхозпроизводства и экспортного потенциала отрасли.
Что касается адресной поддержки, Путин напомнил, что правительство это уже делает: «Достаточно вспомнить целый набор инструментов по поддержке семей с детьми, по поддержке рынка труда, по бесплатному питанию в школах, поддержке людей с небольшими доходами, увеличение пособий различных. Именно на это всё и направлено – чтобы обеспечить покупательную способность наших граждан и поддержать тех, кто в этой поддержке нуждается. Так и будем делать дальше, даже и никаких сомнений нет».
Обсуждая механизм демпфера в эфире канала «РБК», эксперты рынка отметили, что он работает только в моменте, но в долгосрочной перспективе может вызвать снижение производства и новый рост цен на продовольствие.
Так, управляющий директор ООО «Макфа» Антон Белоусов считает, что, повысив экспортные пошлины на зерно, «правительство нашло баланс между интересами экспортёров, переработчиков и производителей». По его мнению, цена на внутреннем рынке на мягкую пшеницу стабилизировалась сразу, как только начала действовать пошлина 25 евро/т (с 15 февраля). С повышением пошлины до 50 евро/т (с 1 марта) цена пошла вниз. «По твёрдой пшенице есть проблема в связи с тем, что её объёмы на рынке ограничены, но рост тоже прекратился»,– сказал Белоусов.
Президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отметил, что для регулирования роста цен нужно развивать производство, это самый очевидный способ остановить удорожание. Также он считает, что экспорт (особенно тех товаров, которые не имеют спроса внутри страны) «стимулирует стабильность цен, без экспорта не будет развития».
Глава аналитического агентства «Совэкон» Андрей Сизов заявил: несмотря на то что российский рынок является частью мирового, на продовольственную инфляцию влияют не столько рост на мировом рынке, сколько инфляционные процессы внутри страны. И хотя после введения пошлин для потребителей цены снизились, но через 1-3 года Россия может столк-нуться с неурожаем в связи со снижением инвестиций в производство сельхозпродукции.
Инга СЫСОЕВА
Фото пресс-службы президента РФ