Воин и художник
Участнику Сталинградской битвы Родиону Шутенко в этом году исполняется 100 лет
С ростовским художником Родионом Степановичем Шутенко я познакомилась, когда ему было уже далеко за 80. Жил он тогда в Ростове-на-Дону в Доме ветеранов на проспекте Комарова. Идя к нему на встречу, ожидала увидеть глубоко пожилого человека, который в основном находится дома. И как я была неправа! Лёгкой походкой Родион Степанович встретил меня на остановке. Когда мы пришли в его комнату (это было временное жильё для ветеранов), был накрыт стол, как в ресторане. Постаралась жена Любовь Андреевна, она младше супруга на 10 лет. И вот уже около 15 лет мы общаемся с Родионом Степановичем. Он по-прежнему энергичен, доброжелателен и, несмотря на коронавирус, встречается с молодёжью! Пыталась его предостеречь, но куда там! «Ко мне сегодня придут в гости волонтёры, буду с ними общаться». А коронавирус? Шутенко только посмеялся. А ведь уроженцу хутора Большая Журавка Родиону Шутенко в ноябре этого года исполнится 100 лет!
Сейчас участник Великой Отечественной войны живёт в Ростове в районе Левенцовка на проспекте маршала Жукова в доме, где квартиры ветеранам давали к 65-летию Великой Победы. Родион Степанович говорит, что ветеранов в доме осталось очень мало, а в региональной ростовской организации Союза художников он и вовсе единственный участник Великой Отечественной войны. «Поредели наши ряды», – вздыхает ветеран.
– В июне 1941 года в 20 лет я только закончил школу в станице Обливской, – говорит Родион Степанович. – Это не потому, что на второй год оставался. Просто в моём хуторе Большая Журавка не было начальной школы, и я пошёл поздно учиться. В воскресенье 22 июня я собирался на рыбалку. Но, конечно, никуда не пошёл…
Два старших брата Родиона в это время уже были на западных рубежах, их отправили туда ещё в 1940 году. Хотя и говорят, что фашисты внезапно напали, но это не совсем так. Страна готовилась к войне. А уже через несколько дней выпускнику школы и его младшему брату Ивану пришло извещение явиться в военкомат – их посылали учиться на артиллеристов. Собрали группу сначала в Ростове, а затем по железной дороге – на Урал в артиллерийское училище.
– Учились мы полгода по 12 часов каждый день, – говорит Родион Степанович. – Когда закончили, рвались на фронт. Немного побыли в резерве, и нас с ребятами отправили в район Сталинграда. А там вскоре такое началось…
После освобождения города на Волге освобождал родной донской край. Потом Украину. По словам ветерана, особенно кровопролитные бои были на Миус-фронте и при освобождении Крыма. Враг цеплялся за каждый клочок земли. Сколько пехоты погибло на хорошо укреп-лённом фашистами Турецком валу в районе Перекопа в декабре 1943 года… Но Родиону Шутенко везло: во время войны он не получил ни одного серьёзного ранения, а победу встретил в Кёнигсберге, теперь это Калининград. И все четыре брата вернулись живыми, но с ранениями.
Вернувшись с победой домой, старший лейтенант Родион Шутенко поступил в Ростовское художественное училище, ведь художником мечтал стать ещё в детстве. После окончания десять лет отработал в школе учителем рисования. И уже тогда отсылал свои рисунки в очень популярный журнал «Крокодил». Ему отвечали: «Вам не хватает юмора», или «Вам не удалось раскрыть сюжет». Но настойчивости молодому карикатуристу было не занимать. Темы Шутенко стали принимать к публикации, правда, рисовали их более опытные, штатные художники «Крокодила». На летних каникулах Шутенко приезжал в Москву, снимал жильё рядом с редакцией и каждый день туда приходил. Вскоре он стал внештатным автором, ему уже оплачивали дорогу из Ростова, предоставляли гостиницу в Москве. Когда в Ростове было создано творческое объединение «Агитплакат Дона», Шутенко стал штатным художником этой организации. Созданные на злобу дня плакаты и карикатуры вывешивались в специальных витринах в самых людных местах. Сюжеты сопровождали лаконичные подписи, созданные самим автором.
Работать не переставал, даже когда вышел на пенсию. Но с тех пор центральной темой ростовского художника стала Великая Отечественная война.
Родион Степанович продолжает активно участвовать в жизни города, встречается как ветеран и художник с молодёжью, участвует в творческих встречах. Безусловно, в этом немалая заслуга его спутницы жизни Любови Андреевны, с которой ветеран живёт душа в душу уже почти 70 лет!
Провожал меня ветеран пешком по лестнице – старается на лифте не ездить, чтобы больше ходить. Мастерская художника, где мы с ним общались, находится в соседнем доме, что очень удобно. Художник купил её сам, здесь проводит много времени, встречается с друзьями и единомышленниками. Ну, кто скажет, что этому человеку через несколько месяцев будет 100 лет?
Елена Семибратова
Фото автора