Ковидные крепостные
Под предлогом пандемии 149 жителей Усть-Донецкого района лишили права распоряжаться землёй
Такое уж в России земельное законодательство: если участок находится в долевой собственности, то решить его судьбу можно только через общее собрание владельцев долей.
Жители хуторов Евсеевский и Тереховский провести собрание намеревались 29 мая. Но местная власть, ссылаясь на угрозу распространения коронавируса, запретила людям встречаться. Селяне пришли всё равно: они боятся, что до 1 сентября не успеют решить вопрос об аренде участка и могут ещё на 15 лет оказаться «в рабстве».
Площадь перед Домом культуры в хуторе Тереховский полна народа. Заведующей ДК запретили пускать людей в здание, но сердобольная женщина распорядилась вынести на свежий воздух несколько стульев. Регистрация пайщиков продолжается полтора часа – пожилым сложно выстоять столько времени на ногах.
Людей, собравшихся на площади, объединил земельный участок площадью 1 427 га. Им совместно владеют 149 человек. Сегодня пришли 84, кворум есть.
– Нас могло быть и больше, но вчера людей стали обзванивать, предупреждать: «Ни в коем случае не приходите, а то с работы мигом вылетите», – рассказывают в толпе. – А нам терять нечего – мы пенсионеры…
Интересуюсь у нескольких женщин, почему пришли.
– Хотим вернуться в наш колхоз, – отвечают.
На пай получили полову
Два десятка лет назад пайщики участка совершили, как они теперь понимают, большую ошибку. Поддавшись искушению получать большую арендную плату, они забрали свою землю у колхоза «Кировского» и на 15 лет передали её колхозу «Евсеевскому». Маслоцех, как по привычке называют его жители, обещал выдавать помимо зерна 35 кг масла, 35 кг жмыха и отходы производства. Кроме того, брал людей на работу – но с условием, что те придут с землёй.
– Пообещали нам золотые горы – мы туда и ушли, предали наш колхоз! – сокрушается одна из пайщиц Татьяна Евдокимова.
С договором, который подписали люди с «Евсеевским», вышла загадочная история.
– Мы подписывали аренду на пять лет, а когда нам принесли уже оформленные, готовые договоры, в них стоял срок 15 лет, – говорит Любовь Севастьянова. – Мы люди юридически не подкованные – нам никто не сказал, что впереди, перед цифрой «5», надо «зэт» поставить. Вот они единичку и дописали – и мы оказались на 15 лет в рабстве. Они с нами творили что хотели.
«Евсеевский» просуществовал несколько лет, после чего разорился. Имущество хозяйства вместе с правом аренды земли перешло к другому юрлицу. Следующий арендатор обанкротился, и история повторилась.
– С 2007 года нас 12 или 13 раз передавали из организации в организацию, – говорит пайщица Татьяна Зотова. – И всё это без собраний, без оповещений.
– С десяток руководителей поменялось, и ни с одним из них мы не были знакомы, – подтверждает Любовь Севастьянова.
С селянами арендаторы вели себя как временщики. Жителям заявили, что получать они будут ровно то, что написано в договоре с «Евсеевским». Женщины показывают документ: оплата – 800 кг зерна и 200 кг подсолнечника (± 20% в зависимости от урожайности культур) и компенсация земельного налога.
– Лет десять назад нам впервые отказали в сене, – вспоминает Любовь Зарубина. – Потом стали отказывать в соломе – объяснили, что солома перебивается в измельчителе и её на паи выдавать не будут. Потом нам отказали во вспашке огорода. Технику, чтобы вывезти навоз, никогда никто не давал…
За решением бытовых проблем хуторяне по привычке приходили к главе «Кировского» – тот не отказывал.
Последним арендатором участка стало ООО «Усть-Донецкий АПК», но и с ним отношения не заладились. Во-первых, хозяйство заявило пайщикам, что они сами должны приезжать за зерном на ток. Нет транспорта – нанимай машину, доставка фуража – 400 рублей.
Но окончательно настроило людей против «Усть-Донецкого АПК» то, что в прошлом году на паи людям выдали откровенную шелуху. Из полутора тонн зерна, говорит одна из пайщиц, килограммов 300 оказалось мусором.
– Я пришла на приём к главе хозяйства Вячеславу Грицаю выяснить, почему должна платить за доставку, – говорит Любовь Севастьянова. – В приёмной его ждало много народу. С Усть-Быстрянки люди были, и из Раздорской мужчина приехал – в шапку набрал зерна, чтобы показать главе хозяйства, что ему на пай привезли… Это даже зерном назвать нельзя, просто полова! Мы до двух часов дня прождали Грицая – он так и не показался людям на глаза. А многие хотели с ним познакомиться!
После инцидента с некачественным зерном пайщики решили: дождёмся окончания договора аренды и попрощаемся с «Усть-Донецким АПК». Но попрощаться оказалось непросто.
«Собрание запрещено, меня оштрафуют»
В марте 2021 года инициативная группа обратились в администрацию Верхнекундрюченского поселения с просьбой провести собрание, поскольку 1 сентября договор аренды закончится и надо решить дальнейшую судьбу участка. В администрации идею поддержали и дали в районной «Звезде Придонья» анонс, что собрание состоится 29 мая.
Но уже через неделю в той же «Звезде Придонья» вышло новое объявление: администрация поселения сообщала, что собрание «отменяется в связи с ограничительными мерами, действующими при организации и проведении массовых мероприятий». Сельсовет сослался на постановление правительства Ростовской области № 272 от 05.04.2020, которое запретило публичные мероприятия, попадающие под действия ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Обескураженным пайщикам объяснили, что отменить собрание распорядилась администрация Усть-Донецкого района. Селяне доказывали, что это несправедливо, что запрет собраний лишает их права на распоряжение землёй, но их не услышали.
Получив в администрации отказ, инициативная группа стала писать в прокуратуру, губернатору, президенту. А пока их обращения «рассматривали по существу», пайщики всё равно решили встретиться – в надежде, что 29 мая их собрание всё же поддержат. Они верили в это даже после того, как полиция накануне собрания каждому из организаторов вручила предупреждения о недопустимости экстремизма.
...Стоя на площади перед ДК, пайщик Александр Зарубин в последний раз звонит и. о. главы поселения Карине Каменской.
– Карина Олеговна, мы собрались и ждём вас. Без вас не можем начать, – говорит Зарубин.
– К сожалению – или к счастью, – я не явлюсь. Мы же отменили собрание – нам запрещают его проводить, – отвечает Карина Олеговна. – Согласно 272-му постановлению правительства Ростовской области, митинги и собрания запрещены... Понимаете, если я приеду, я буду участником этого собрания, и я буду оштрафована, потому что его запрещено проводить... Виктор Михайлович (Гуснай – глава администрации
Усть-Донецкого района. – Прим. авт.) сказал: мы будем искать пути решения. До 10 августа собрание будет проведено... Вплоть до того, что у всех будут брать тесты на ковид, чтобы избежать возможной вспышки.
Получив отказ, Александр Сергеевич вынужден сообщить односельчанам, что вопрос о дальнейшей аренде земли они сегодня решить не смогут.
– Согласно закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на собрании обязательно должен присутствовать уполномоченный представитель органа местного самоуправления, – говорит собравшимся Александр Зарубин. – Без представителя власти наше собрание легитимным не считается. И решения, которые мы будем принимать, не будут считаться законными. То есть просто собрались, поговорили и разошлись… Если кто-то хочет высказаться – пожалуйста.
Выступить пожелала одна только Ольга Тарасова. Зато сказала за всех.
– Что же это такое получается? Земля вся находится в нашей собственности, а свободно распорядиться мы ею не можем! Хотим от одного хозяина уйти и к другому перейти – чуть ли не в экстремисты записывают, – возмутилась Ольга Викторовна. – Что это – крепостное право?
А казакам – можно?
Негодование у селян вызвал ещё и тот факт, что в других поселениях и в прошлом, и в этом году собрания пайщиков проводились.
– Только в апреле 2021 года в Усть-Донецком районе прошло три собрания собственников долей в земельных участках, – говорит один из членов инициативной группы Александр Зарубин. – Одна встреча проводилась в Апаринском сельском поселении, две – в Крымском.
В Апаринском поселении «Крестьянину» подтвердили, что собрание проводилось, в нём участвовало 42 человека и количество мест в Доме культуре позволяло разместить людей, не нарушая санитарные требования. В Крымском поселении сотрудник администрации, ответственный за проведение собраний, отказался что-либо комментировать.
Собирались в Усть-Донецком районе не только пайщики, но и, например, казаки. Александр Сергеевич показывает ещё одно объявление: казаков Мелиховского станичного общества зовут на Большой выборный круг 22 мая.
– Этот круг состоялся, там было больше сотни человек, – говорит Зарубин. – А нам не позволили посадить 84 человека в клубе на 250 мест! Если чиновников беспокоит эпидемиологическое благополучие, могли бы, в конце концов, собрать людей не внутри Дома культуры, а на улице, где бы мы могли соблюдать дистанцию 1,5 метра. Можно было найти выход…
На собрание пришло 84 пайщика из 149
Просить о помощи, а не жаловаться президенту
...Почему запрет на собрания применяется так избирательно и как собственникам долей теперь распоряжаться своим участком? С этим вопросом «Крестьянин» обратился к главе администрации Усть-Донецкого района. Виктор Гуснай в понедельник был занят на совещаниях, поэтому пояснения дал его помощник по связям с общественностью Владлен Абарин.
– Мы можем проводить мероприятия только при условии, что зал будет заполнен до 75%, – ответил Владлен Валерьевич. – В составе участка, пайщики которого дали объявление в газету, числится почти 150 человек. А клуб в Тереховском рассчитан на 100 человек. Мы бы не могли соблюсти требования Роспотребнадзора в таких условиях.
Абарин подтвердил: Виктор Гуснай пообещал людям, что до 10 августа собрание пройдёт. Администрация Усть-Донецкого района уже направила письмо в Роспотребнадзор с вопросом, какие могут быть варианты разместить 150 человек, соблюдая требования закона. Думают даже о том, чтобы собрать людей на футбольном поле.
Владлен Валерьевич высказал мнение, что «ситуацию кто-то подогревает» и не стоило делать проблему из того, что собрание отменили.
– Здесь просто ДК не подошёл. Нужно было бы искать вариант, где можно провести собрание, – сказал Абарин.
«Крестьянин» уточнил, почему этот вариант не был найден за два месяца после отмены собрания.
– Инициаторами [собрания] являются люди и арендатор, – ответил Абарин. – Если бы они в администрацию Верхнекундрюченского поселения обратились именно с тем, чтобы им помогли найти решение, где провести… А они начали возмущаться, решили, что эффективнее всего будет отправлять письмо губернатору, письмо президенту. Они на этом сделали упор.
...В понедельник 31 мая инициативная группа пайщиков снова обратилась к администрации с просьбой организовать собрание собственников участка. Будет ли ответ положительным на этот раз?
– Мы не смогли 29 мая провести общее собрание, но всё равно собирались не зря, – говорит Александр Зарубин. – Мы обратили на себя внимание, показали, что нас много. И распорядиться землёй без нашего ведома, как это произошло в 2006 году, больше никто не сможет.
Александра Коренева
х. Тереховский
Усть-Донецкий р-н,
Ростовская обл.
Фото автора