Пока пилим – беседуем

Молодой священник выиграл президентский грант на создание столярной мастерской

Здесь подростки бесплатно учатся что-то делать своими руками, а заодно и беседуют о высоком.

Иерей отец Михаил Кузьменко – человек интересный, даже неординарный. Я это понял, когда посмотрел видеоролик с его участием на ютуб-канале благочинного церквей Михайловского округа Игоря Подоситникова «Вера в маленьком городе». Надо сказать, что проект отца Игоря – это уникальное явление, где батюшка раскрылся как прекрасный журналист, умный интервьюер, умеющий доходчиво говорить с людьми о самых сложных мировоззренческих вещах в доступной  форме. Однажды он пригласил на такую беседу и отца Михаила. Мне показались очень умными и тонкими размышления молодого священника. Через отца Игоря я и познакомился с Михаилом Кузьменко.

Будет цель – найдёшь и средства!

Отец Михаил, до того как стать священником, имел неплохую светскую работу, дающую и материальный достаток, и социальный статус. Но полного морального удовлетворения это не приносило, как и попытка стать военным. Кузьменко окончил Тверское суворовское училище, но кадровым военным не стал, отслужил только срочную службу.

– Я, собственно, продолжаю служить и носить форму, но только по другому ведомству, – пошутил батюшка.
Отцу Михаилу 28 лет. В силу своего возраста, считает он, работать с молодёжью ему сам бог велел, что он и пытается делать.

– Я часто бываю в школах, беседую с ребятами и чувствую, как они бывают скованны в разговорах на мировоззренческие, нравственные темы. Как мне кажется, и некоторые ребята признавались, что они боятся показаться смешными, открываясь учителям, сверстникам. Вообще, страх быть непонятым – это бич современного общества. При кажущемся переизбытке средств коммуникации человек зачастую одинок. Интернет чаще всего обеспечивает поверхностное общение, даже язык, принятый в интернет-сообществе, упрощён до примитивизма. На нём не только о Боге, но и об элементарных человеческих чувствах не поговоришь. Вот я и стал думать, как найти альтернативные коммуникационные пути, где бы подростки не были скованы поведенческими стереотипами. И пришла мысль: через ручной труд, ремесло, что заложено от века в человеческой природе, но что сегодня почти утрачено, – рассуждает отец Михаил.

Батюшка разработал проект небольшой столярной мастерской, который выдвинул на соискание господдержки через Фонд президентских грантов.

– И мы оказались в числе лауреатов, – рассказывает отец Михаил, – из 11 тысяч проектов, выдвинутых на конкурс, две с половиной тысячи получили поддержку. На эти средства мы приобрели несколько простейших столярных станков, верстаки, инструмент. Тогда я служил в Ставрополе, поэтому и мастерскую обстроили в краевом центре. Сейчас, правда, служу в селе Заветном Кочубеевского муниципального округа нас­тоятелем храма Иконы Божьей Матери «Скоропослушницы». Приходится несколько раз в неделю ездить в Ставрополь. Переносить мастерскую не будем, мы лучше поучаствуем ещё в одном конкурсе, чтобы обустроить такую же мастерскую в Заветном. Сейчас уже есть опыт составления проектов, и многие прошлые ошибки будут учтены. Кстати, я являюсь координатором этого, грантового, направления в нашей Ставропольской и Невинномысской епархии. Государство сейчас поддерживает различные гражданские инициативы, и этим нужно пользоваться. Это хорошая возможность делать добрые и полезные дела. Чем сидеть на диване и кидаться тапками в телевизор, возмущаясь, что всё у нас не так, лучше самому попытаться сделать что-то полезное для людей. Тот, у кого есть благая цель, найдёт и средства для её реализации.

«Вы правда батюшка?»

Мастерскую отец Михаил назвал «Тектон». У меня сразу возник вопрос: что это значит?

– И ребята так спрашивают, – смеётся батюшка, – есть повод поговорить.

«Тектон» с греческого переводится как «плотник». А как известно, муж Марии, Иосиф, был плотником, и Иисус постигал это ремесло у своего земного отца. «Не тектонов ли сын?» – спрашивали у него.

Плотник – это не столяр, столяры себя считают более высоким ремесленным сословием и обижаются, когда их приравнивают к плотникам. Но батюшка надеется, что ему простится такая вольность. Зато есть повод поговорить о Писании. Кстати, в беседах с подростками, а мастерская рассчитана именно на ребят от 14 до18 лет, на самый сложный переходный возраст, батюшка очень деликатен в вопросах религии. Никому ничего не навязывает, больше говорит с ребятами о том, что их волнует: дружба, любовь, что такое хорошо и что такое плохо, что красиво, а что безобразно и пошло.

– Мы просто пилим, а по ходу разговариваем, – рассказывает отец Михаил, – и вот в таком неформальном общении и раскрывается подросток. Ребята делятся своими переживаниями, сомнениями, спрашивают совета, а заодно учатся элементарно работать руками. Ведь сейчас современный молодой человек зачастую и гвоздя в стену не забьёт, шурупа не завернёт, не говоря уже о том, чтоб полочку или стул своими руками сделать. А эти навыки всё равно необходимы, тем более мужчинам. Многие мамы мне говорили спасибо, что научил их сыновей простейшим мужским умениям. Вот в таких доверительных беседах и постигаем житейскую науку и в более низком бытовом смысле, и в высоком, духовном. Когда ребята спрашивают у меня: «А вы что и вправду батюшка?» – я это как комплимент воспринимаю. Значит, не задолбил их нравоучениями.

Полочка за 30 минут

Когда я пришёл в мастерскую к отцу Михаилу, у него были ребята одной из ставропольских школ. Они – участники олимпиады, в ходе которой каждый класс делает какое-то столярное изделие и дарит его учащимся другой школы.

Вечно занятой, спешащий отец Михаил буквально влетел в мастерскую, где его уже ждали гости. Быстренько надел халат на обычную цивильную одежду, свитер и джинсы, и стал объяснять, что как называется, как этим работать, как соблюдать технику безопасности. Делал всё это так легко, непринуждённо, с шуточками, прибауточками и вместе с тем без лишнего пустого слова, что я невольно залюбовался им. Безусловно, у батюшки педагогический талант!

Предложил сделать чертёж настенной полочки по заготовленным уже шаблонам. Дети всё делали сами, но под чутким руководством. И вот уже они пилят доски циркуляркой, зашкуривают заготовки и т. д. Неужели всё так просто? Да, просто, но потому, что учитель толковый.

И вижу, как загораются у ребят глаза, как входят они в азарт созидания! Какой это кайф, говоря их языком, забацать что-то своими руками! Особенно активны девочки. У них и эмоций больше, да и получается лучше. С одной стороны, любуюсь ими, а с другой – вопросик мучает: что ж это парни такие нынче пошли пассивные, расслабленные? Издержки феминистского воспитания в школе, в семье, где зачастую одни мамы семейный воз тянут, пап или вообще нет или в танчики на компьютерах режутся? Вопросы, вопросы… Жизнь современная сложна, противоречива. Она не хуже, чем была 30 лет назад, а как по мне, так лучше, но она другая, требующая других решений, ставящая перед нами сложнейшие вызовы. Если не научимся их решать, забредём в такие дебри, из которых не выбраться. И гаджеты здесь не спасут. Нужна опора на традиции, на вечные ценности, в конце концов, на элементарные умения делать то, что веками умели делать мужчины и женщины и чего сейчас не умеют. Думаю, что такие толковые батюшки, помогающие молодым не сбиться с пути, очень даже нужны обществу.

Сергей Иващенко
Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ОбществоПерсона
Газета: Газета Крестьянин