Время собирать мусор

Грандиозную свалку возле хутора Весёлого обещают переместить. Но обещанного, как известно, три года ждут

Подготовка к запуску Мясниковского МЭОКа вышла на финишную прямую,  сообщила 14 мая пресс-служба ГК «Чистый город». Ростовские СМИ дружно вышли с заголовками, сообщающими, что межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс в Мясниковском районе начнёт принимать твёрдые коммунальные отходы в конце этого месяца. Но вот уже середина июня, а ни о каком запуске не слышно.   

Мы посвятили Мясниковскому МЭОКу не одну публикацию. Напомним: все стадии реализации этого проекта сопровождались активными протестами жителей, создавших межрайонную инициативную группу. Но, несмотря на резко отрицательный отзыв независимой экологической экспертизы, жители хутора Весёлого получили по соседству «площадку временного накопления отходов» (ПВН). Так официально называется огромная груда мусора, приманившая всех окрестных чаек. 

По словам активистов, часть отходов уже закопана в землю, так что временный характер их накопления вызывает сомнения. Но и оставшаяся гора такова, что при одном взгляде на неё отпадают все наивные вопросы о сортировке. Что же касается предельного срока хранения, который, согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, составляет одиннадцать месяцев, то Мясниковская площадка в мае успешно отметила годовщину и существует дальше. Без всяких «дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения» отходов, прописанных в том же законе.

Активисты из Мясниковского района регулярно снимают свалку и наблюдают  за её ростом и развитием 

Давайте считать от второго этапа

– Площадка временного накопления находится на резервной территории. В объект «полигон» она не входит, – говорит гендиректор «Чистого города» Элла Кузьмина. Это, конечно, очень важная информация для людей, вынужденных терпеть все прелести жизни рядом со свалкой. 

14 мая «Чистый город» устроил экскурсию по территории «экокомплекса» – были представители местной администрации, жители хутора Весёлого и даже замминистра ЖКХ Ростовской области Сергей Орлов.

Была здесь и Оксана Локтионова – член инициативной группы и организации «Живая планета»: это она снимала на видео устройство МЭОКа, вопросы участников и ответы Эллы Кузьминой. Запечатлела, например, такой любопытный диалог:

– Элла Михайловна, куда стекает вода с этой кучи мусора?

– Там нет никакой воды.

– Так сейчас жара, сухо. А во время дождя?

– Может, в огороде у вас и есть вода. А здесь нигде нет.

– Хотите, я вам покажу, где вода? 

Элла Михайловна молча проходит вперёд. Она демонстрирует оборудование, которое, согласно обещаниям, должны запустить к концу мая; его проектная мощность – 800 тысяч тонн мусора в год. Рассказывает о предстоящем в середине 2023 года открытии нового мусоросортировочного комплекса – большого и современного:

– А площадка временного накопления начнёт перемещаться, когда заработает полигон. 

– Вы будете эту кучу сортировать? 

– Мы будем её перемещать. Отходы, которые будут подаваться для сортировки, мы будем сортировать. 

Нарушения сроков (напомню – одиннадцать месяцев) при использовании ПВН гендиректор «Чистого города» не видит, потому что «она эксплуатируется двумя этапами». Правда, начало первого этапа датируется 14 мая 2020 года, зато второй начался в декабре того же года. Элла Михайловна предлагает считать от второй даты. 

И «нет, мы не хитрим».

Доверяют, но проверяют

«Полигон полностью готов к эксплуа-тации, он внесён в государственный реестр объектов размещения отходов, – отмечает генеральный директор ГК «Чистый город» Элла Кузьмина. – Следующими этапами здесь возведут современный автоматизированный мусоросортировочный комплекс и площадку биокомпостирования», – так прокомментировала это мероприятие пресс-служба «Чистого города». Этот абзац из пресс-релиза процитировали практически все СМИ, сообщившие о скором запуске МЭОКа.

А незадолго до экскурсии на МЭОК Оксана Локтионова получила письмо из Минприроды России, датированное 12 мая. Замдиректора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Владимир Руденко сообщил ей, что министерство направило запрос в Росприроднадзор с просьбой провести внеплановую проверку и выяснить, почему отходы хранятся на временной площадке сверх установленного срока. О том же министерство проинформировало и Генпрокуратуру. Правда, ООО «Чистый мир», которое хозяйничает на площадке, представило санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что у них всё соответствует нормативам, но проверить их всё-таки не мешает. (Хотелось бы посмотреть в глаза санитарному инспектору, который выдал это заключение. – Прим. авт.) И дальше: «Планируемый срок приёма ТКО на полигон планируется после получения разрешительной документации на лицензированные виды деятельности “Мясниковский межмуниципальный экологический перерабатывающий комплекс”, а именно объект размещения ТКО, июль-август 2021 г.». Полностью расшифровать эту фразу нам не удалось, поэтому приводим её как есть – для более продвинутых читателей. Во всяком случае, можно догадаться, что раньше июля-августа МЭОК не заработает.

Одновременно Локтионовой пришло письмо из областной прокуратуры: сообщили, что будут проверять МЭОК по распоряжению Генпрокуратуры и под её контролем.  

Таким образом, то, что Мясниковский МЭОК не запустили в конце мая, перестаёт удивлять. Удивляет другое: зачем заявляли о финишной прямой и скором открытии? 

«Ввиду приближающейся экологической катастрофы»

История письма из Минприроды РФ такова. 30 марта в хутор Весёлый приехал депутат Госдумы Антон Морозов. Морозов выслушал жалобы хуторян, а потом попытался пройти на территорию МЭОКа – да не тут-то было.  

Видеозапись своей дискуссии с охранником депутат выложил на своей странице в фейсбуке.

Морозов:

– Я депутат Госдумы, имею право беспрепятственно проходить на любой объект (согласно ст. 5 федерального закона «О статусе (…) депутата Государственной Думы…». – Прим. авт.). 

Охранник (изучая депутатское удостоверение):

– Без согласования с руководством не имеете права. 

– Руководство – это кто? Фамилию, имя, отчество назовите.

– Соколова, 84 (офис «Чистого города». – Прим. авт.). 

Согласовать с руководством почему-то не получилось. «Видимо, есть что скрывать», – сделал вывод Морозов. И выложил видео с таким комментарием:

«В нарушение федерального законодательства охрана свалки не допустила меня на объект, где предположительно нарушаются требования по обращению с ТБО. Будем привлекать винов-
ных к ответственности, разбираться в ситуации и требовать от чиновников учитывать мнение жителей в полной мере».

В апреле Морозов направил депутатский запрос вице-премьеру Виктории Абрамченко: «…По коллективному обращению жителей х. Весёлый Мясниковского района Ростовской области (314 человек) прошу Вашего поручения изучить изложенные обстоятельства и принять необходимые меры по прекращению ввоза твёрдых бытовых отходов на Мясниковский МЭОК (эксплуа-тирует ГК «Чистый город») для складирования, а также срочной рекультивации загрязнённой территории ввиду приближаю-щейся экологической катастрофы». О результатах Морозов попросил проинформировать не только его, но и Оксану Локтионову как одну из самых активных волонтёров.

 

Элла Кузьмина показывает оборудование МЭОКа заместителю министра ЖКХ Сергею Орлову. Фото пресс-службы ГК «Чистый город» 

Не нарушим ваш покой

«Завершено строительство подъездной дороги к Мясниковскому МЭОКу», – сообщила в декабре прошлого года пресс-служба ГК «Чистый город». – …Самый приближённый участок дороги находится на расстоянии чуть более 600 метров до первого домовладения в хуторе Весёлый. Такая удалённость от населённого пункта позволяет не нарушать покой жителей».

Покой жителей всё-таки оказался нарушен, хоть и не из-за грохота самосвалов. Дело в том, что новая дорога перекрыла старую, просёлочную, связывающую Весёлый с хутором Халыбо-Адабашев и селом Синявским (это соседний Неклиновский район). На фото и видео, присланном читателями, земляной вал, перегораживающий старую дорогу. В землю врыта очень грозная табличка: «Внимание! Частная собственность. Вход на территорию запрещён. Право частной собственности охраняется законом». 

Беда в том, что эта дорога, как и множество других сельских грунтовок, официально не существует: в кадастре числится только участок, ведущий к кладбищу. Так что формально – всё по закону. Но теперь попасть, например, в тот же Халыбо-Адабашев, куда местные жители привыкли ездить за рассадой, можно только сделав огромный крюк.  

– Мы стоим на землях СПК «Пролетарская диктатура», – говорит автор видео Геннадий Запорожцев, активный член инициативной группы. – Пастбища СПК – три с половиной гектара – находятся за дорогой к МЭОКу. Теперь мы не можем к ним проехать. 

По словам Запорожцева, земли замусорены бумажками и прочей дрянью, летящей с мусорной площадки – защитные сетки слабо помогают:

– Охранник увидел нас и начал собирать мусор. Но если он будет ходить по всему полю, то он просто всё затопчет, – комментирует активист.

…А удар – на копейку

Как известно, в Ростовской области запланировано строительство восьми МЭОКов. Сегодня, на третьем году «мусорной» реформы, работает один – Волгодонской, рассчитанный на приём до 200 тысяч тонн отходов в год. В апреле издание «Донньюс» со ссылкой на замминистра ЖКХ Ростовской области Дмитрия Беликова сообщило: возможно, перерабатывать отходы будут только шесть из них. А Морозовский и Сальский обойдутся «первичной сортировкой», после чего мусор увезут на ближайший МЭОК. То есть красивое название оставят, а по сути это будет обычный полигон.  

Здесь уместно будет вспомнить пословицу: «Замах на рубль, а удар – на копейку». Только её творчески переиначили: в процессе реформы на наши рубли очень даже замахнулись, а видимые результаты – грошовые.  

Анна КОЛОБОВА

КОММЕНТАРИЙ 

«Я понимаю эмоции людей, но проект прошёл все проверки»

Замминистра ЖКХ Ростовской области Сергей Орлов 14 мая был на экскурсии по Мясниковскому МЭОКу, которую проводила руководитель «Чистого города». Мы попросили его рассказать о своих впечатлениях и об оценке конфликтной ситуации в целом. 

– Я хорошо понимаю эмоции людей: они всю жизнь жили в этом тихом месте, у них там родственники похоронены… А тут привозят огромную свалку под названием «ПВН» – конечно, они будут негодовать, – говорит Сергей Орлов. – Но сейчас некоторые из претензий инициативной группы, на мой взгляд, беспочвенны. Скажем, нам показывают сортировочный комплекс – активисты говорят: это не будет работать. Ну почему же не будет: вот здесь стоят конвейеры, вот заезжают машины… Не будет – и всё. Но проект прошёл государственную и экологическую экспертизу. 

– А независимую экологическую – не прошёл…

– Если мы сомневаемся в решениях государственных органов – тогда надо подавать в суд. Но после того как объект построили, проверки проводили природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, Роспотребнадзор – и замечаний нет. Есть и решение суда, который не нашёл на объекте нарушений. Вот площадка временного накопления – это действительно проблема. По областной территориальной схеме обращения с отходами до появления МЭОКов ТКО должны свозить на лицензированные полигоны. А на этой территории не было ни одного действующего полигона. «Чистому городу» пришлось сделать две площадки временного накопления – в Левенцовке и в Мясниковском районе. С бетонным основанием, с мембраной… 

– Но выглядит эта площадка в хуторе Весёлом страшновато…

– Так и есть: это просто огромная свалка. Однако что касается Левенцовки, уже вышло решение суда, которое обязывает за 39 месяцев переместить все отходы с площадки в тело полигона. То же самое будет с площадкой в Мясниковском районе. Экологический надзор осуществляет Минприроды – у нас нет таких полномочий. Но инициативная группа спрашивает у меня: берут ли пробы воздуха, грунтовых вод? «Чистый город» по лицензии обязан проводить такие замеры. Я предложил им обратиться с запросом в «Чистый город», а со своей стороны готов проконтролировать этот процесс. Вчера уже подписал письма в природоохранную прокуратуру и в Росприроднадзор: проводились ли проверки в отношении «Чистого города» и если да, то каковы результаты?

– «Крестьянину» тоже хотелось бы узнать о результатах…

– Не факт, что они нам их дадут. Но в этом случае я хотя бы получу на руки документ о том, что Росприроднадзор либо прокуратура отказались предоставить мне эту информацию. 

– Обещали запустить МЭОК к концу мая, но, судя по всему, раньше июля-августа это не случится…

– Они не связаны какими-то сроками. И к тому же «Чистый город» – только перевозчик, строительством они не занимаются. 

– Сейчас ожидаются новые проверки по депутатскому запросу…

– Давайте подождём, чем они закончатся. Если Генпрокуратура докажет, что государственная экспертиза была неправомочна, если следственные органы выяснят, что общественные слушания проводились с нарушениями, как утверждают члены инициативной группы, – пусть виновные отвечают по закону. Но наивно было бы ждать, что, к примеру, министерство ЖКХ остановит деятельность МЭОКа – у нас просто нет таких полномочий. Мы готовы помочь людям, но мы не можем отрицать решения суда и государственных структур.  

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: БлагоустройствоЖКХ
Газета: Газета Крестьянин