«Россия давно вышла из моды»

Познер, Парфенов и Собчак о современном мире

24 июня прошла дискуссия на тему новой этики. Приглашенными гостями стали Владимир Познер, Ксения Собчак и Леонид Парфёнов. Мероприятие посетить оффлайн можно было в Москве, но из-за новых коронавирусных ограничений билетов хватило не всем. Остальные желающие смогли просмотреть обсуждение онлайн. Дискуссию организовал образовательный проект Willliam Grant & Sons Academy.

Разговор начали с обсуждения современной толерантности. Ведущий Михаил Зыгарь выразил бытующее мнение о том, что Запад может погубить чрезмерная «борьба за равенство и справедливость». Познер не согласился: он, наоборот, считает это проявлением силы. Мнения в таком ключе журналист назвал простой завистью тех, на чьих глазах развивается современная западная цивилизация.

Собчак же отметила, что хоть толерантность - важнейшая часть устройства любого общества, но она начинает заменяться именно диктатурой толерантности. Некоторые стали терпимее лишь потому, что это сейчас популярно. Это Ксения считает лицемерием.

Медленно обсуждение перешло к диалогу о представителях меньшинств. Долгое время они были лишены привилегий, возможности отстаивать свои права. Но сейчас ситуация изменилась. Ведущий привёл в пример США, где у темнокожих артистов сегодня куда больше возможностей. Многие возмущены, что изначально героев со светлой кожей играют темнокожие. Эта тема вызывает шквал критики в тех случаях, когда, к примеру, в историческом сериале об Анне Болейн (второй супруге короля Англии Генриха VIII) королеву играет темнокожая актриса.

Познер подобные возмущения не поддерживает, он убеждён, что нет разницы, какого цвета кожа.

Собчак выразила сожаление о том, что современное искусство политизируется. Когда идёт речь о некоем «художественном акте», где автор может разгуляться, как желает его воображение – нет никаких претензий. Персонаж может выглядеть, как угодно автору, это его идея и концепция. Но в современном мире искусство иногда слишком ориентировано на толерантность, политику, общественные волнения. Популярны сейчас фильмы с темнокожими актёрами, одобрят их – значит нужно добавить. Это увеличивает шансы на Оскар, новые роли даже в том случае, если изначально в представлении автора темнокожих актёров не было.

Ведущий предположил, что это делается для исправления социальной диспропорции, как своеобразное извинение за прошлые годы дискриминации.

Познер добавил, что все равно в этом ничего плохого или лицемерного не видит. Главное, чтобы актер был действительно хорошим. Он поделился, что даже чувствует неловкость за то, что темнокожим людям долгое время не давали роли лучше уборщика мусора.

Парфенов так же не увидел тут лицемерия. Но даже если оно и есть, то пройти такое кино в массы не сможет, подчеркнул Леонид. Если представители меньшинств ничего из себя не представляют как актеры, то люди попросту не пойдут смотреть на них в кино.

Познер все же добавил, что странно играть Рузвельта темнокожему, или Мартина Лютера Кинга белокожему. Касательно каких-то исторических личностей внешние особенности логичнее сохранять.

Справедливо прозвучал следующий вопрос ведущего: почему вообще в нашем обществе так часто возникают подобные споры? Мы активно обсуждаем вопросы, которые не имеют прямого отношения к нам, к нашему кино, к нашей жизни. Мы бывает не так проникаемся нашими проблемами, но зато переживаем за других.

Парфенов с Познером единогласно ответили, что за других им переживать не приходится.

Ксения все же возразила, объяснив свою позицию так:

– Есть некий мир, который тебе очень нравится... Я обожаю Америку, а теперь Америки и Европы, которых я любила, не осталось. Например, Париж 15 лет назад и Париж сегодня - это два разных города. Это как внутренняя травма.

У Познера своя точка зрения:

– Я вырос в Америке, в Нью-Йорке. Для меня это родной город, я там бываю регулярно. Для меня он совершенно не изменился, и люди остались такими же.

Закончил он тем, что лучше рассуждать об этих городах и странах постоянным жителям, а не тем, кто бывает там раз в пару лет. Восприятие своих стран жителями Америки и Европы коренным образом отличается от нашего. Также Познер не согласился с Ксенией: для него Париж остается прекрасным городом. Если говорить, что там много мигрантов, то даже если он зайдет в небезопасный район города, его не будет беспокоить, угрожает ему араб или француз. Национальность не так важна.

– Это русская, даже советская реакция на то, что там происходит. Многие наши люди в глубине души, хоть и не сознаются в этом, не только националисты, но даже более того… и воспринимают все, что они там видят, не так как жители тех стран, – подытожил Познер.

Далее слово получили зрители онлайн-трансляции.

Один из слушателей искренне был рад, что есть дискуссии, где можно свободно обсуждать подобные вопросы. Но что делать в пространстве, к примеру, соцсетей, где люди не принимают мнение, не схожее с их собственным?

Парфенов моментально посоветовал не читать и не обращать внимание на комментарии. Если человек замечает за собой чрезмерную ранимость – лучше уберечь себя от негатива. Он вспомнил, как готовил видео, где рассказывал о Париже много интересного и хорошего, но и там нашлись критики.

– Даже на самом лояльном ресурсе минимум 10% комментариев: «А сходил бы ты, сука, в арабский квартал». Ну и что теперь?

Дали высказаться и зрителям из зала. Один из них заметил: мы перенимаем американскую культуру, и все оттуда через несколько лет перейдёт к нам. Поэтому мы и стремимся обсуждать проблемы других стран сейчас.

Познер отрицать это не стал и даже сказал, что касательно западных суждений «Россия давно вышла из моды».

Также гостей попросили вспомнить, сталкивались ли они с травлей. Познер ответил, что ему не приходилось. Разве что в советское время ему не давали работать, но травлей это назвать нельзя. Он убеждён, что про него говорят достаточно плохого, но он предпочитает мнения о своей личности не читать.

Парфенов тоже не страдает от нападок негативных комментаторов. Хоть он и активный пользователь Instagram, ведёт блог на Youtube, в полемику с критиками не вступает. Разве что может изредка ответить кому-то под публикацией в соцсетях. Некоторые комментарии к своим видео читает, но грубость всерьёз на свой счёт не принимает.

Ксения Собчак с грустной улыбкой поделилась, что всю жизнь ощущает себя жертвой травли. Впервые с этим пришлось столкнуться уже в 11 лет. «Экспресс-газета» опубликовала выдуманное интервью с юной Собчак, где большими буквами было написано: «На вопрос, кем она хочет стать, дочь Собчака ответила: проституткой». Сейчас Ксения понимает, почему пытались нападать на неё в детстве, - она была инструментом для борьбы с её отцом.

Обсудить успели и ещё один интересный вопрос. Имеют ли право кто-то дискриминировать людей по тем или иным признакам. Например, когда при сдаче квартиры большими буквами приписывают: «Только для славян!». Хотя Россия многонациональная страна.

Парфенов пожал плечами и сказал, что подобных людей более толерантными сделать нельзя. Предубеждения к представителям другой национальности часто присущи старшему поколению. К тому же, он убежден, что тот же Советский союз распался «не только по экономическим причинам, но и по национальным». У молодых ребят неприязнь к иностранцам проявляется намного меньше, все-таки в этом вопросе они терпимее.

Елизавета ЗИМБРОВСКАЯ

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество