Модернизированный исторический центр Азова ждет туристов

В Ростовскую область, с опозданием на месяц, наконец наведалась «привычная» испепеляющая дотла жара. Многие детские лагеря уже начали свою работу, однако далеко не у всех родителей есть возможность и желание, действуя с оглядкой на эпидемиологическую обстановку, отправлять как можно дальше ненаглядное чадо. Провести время на свежем воздухе всем вместе поможет бюджетный пеший туристический маршрут по Азову, составленный корреспондентом "Крестьянина".

Любое многообещающее путешествие всегда начинается с автовокзала. Здесь бесконечная вереница прилавочков, искушающих «перекусом на дорожку», цветочный ларек с шикарными фиалками, небольшой рынок с деревенской продукцией и шныряющими в поисках удачи цыганами. Путь лежит, как в сказке, прямо и не сворачивая по Петровскому бульвару – все дальше и дальше по тенистой аллее. Что самое приятное в прогулке, так это неумолкающее радио, транслирующее песни из советских кинофильмов или просто приятные ненавязчивые мелодии. Создается впечатление, что время ринулось вспять и на дворе двадцатое столетие – к каждому столбу прикручен рупор, проезжая часть за редким исключением пустынна, тополя вперемежку с акациями, отпраздновавшие как минимум пятидесятую годовщину, роскошно-ветвисты, если судить по закрытой от прямого солнечного попадания аллейке. За забором скрывается городской парк культуры и отдыха с колесом обозрения, батутами и прочими радостями жизни. Необходимо заметить, что семилетний ребенок на спор успешно пролазит сквозь металлические двухметровые колья ограды, а в возрасте чуть старше рискует остаться с оборванными ушами, после многократных усилий высунуть голову обратно.

После пересечения ул. Мира начинается модернизированная часть Петровского бульвара, которая открывается детской площадкой, окруженной недавно высаженными соснами. Особой популярностью пользуются качели на цепочках, стойко описывающие полукруг вне зависимости от возраста и веса ребенка. Далее следуют кафе на любой вкус и бюджетные варианты вроде «Пятерочки» или «Магнита», что является гарантом пополнения продовольственного запаса для продолжения прогулки. На пяточке, освобожденном от зелени, располагается фонтан в уровень с землей. Именно поэтому детишки с упоением окунаются «целиком и полностью», заранее пренебрегая уговором «только по колено», с нетерпением затыкают босыми пятками источник прохлады и выжидают внезапный поток, неизменно застающий врасплох. Немного поодаль, на солнцепеке, стоит сборная летняя сцена притягательного темного цвета, манящая всем своим внешним видом высушить майки, что, собственно, и делают все пострадавшие от празднования дня Нептуна, не приуроченного для детей к определенному числу, но всегда вспоминающемся при виде бьющей из асфальта струи. В 2018 году, при закладке фонтана на этом месте были найдены три округлых глинобитных печи, три сфероконуса, медные монеты Золотой Орды XIV века и уникальное донце поливной чаши с прорезанной шестиконечной звездой Давида – подобный рисунок на оборотной стороне является большой редкостью. Позже, перерыв вдоль и поперек Петровский бульвар, Азовский музей-заповедник обогатился кладом, датированным последними годами перед Куликовской битвой. Можно сказать, что каждый шаг сделанный по аллее втаптывает неизведанную историю обратно в глубь веков.

На пересечении с ул. Московской, напротив памятника Петру I, располагается в похожем на сказочный теремок здании бывшей городской Управы (построено в 1892 году) неистребимое достояние археологии и палеонтологии. Музей дважды разрушался в наиболее кровопролитные периоды истории нашей страны – сначала в Гражданскую, затем в Великую Отечественную войну, и наконец был воссоздан в своем современном расположении в 1960 году по требованию общественности.

Благодаря сплошь исторической ценности в пределах досягаемости и куда только глаз не ляжет, музей быстро развился и накопил прекраснейшую коллекцию, представленную в залах с интерактивным сопровождением и возможностью прикоснуться к прошлому. Самое крупное и ценное богатство – полностью собранные скелеты мамонта и динотерия, дополненные видеорядами с трехмерными реконструкциями, позволяющими визуализировать гипотетический облик вымерших животных.

- Здесь у мамонта, вот, видно… Да, на лбу, смотреть надо! ...были глаза.

- Прям здесь?

- Ну, где ещё?

- А дырки тогда сбоку почему остались?

Минутная пауза.

- Так, слушаем заново. Вот здесь у мамонта… Да, сбоку на черепе. Видно же!  …были глаза.

Следующий по значимости зал - «Азов и Приазовье в кон. XV-XVII вв.». Панорама ежегодного осадного сидения донских казаков 1641 года, которую в этом году можно будет вновь увидеть 7 августа на Крепостном валу. Исторические костюмы, пушки, пистоли, кольчуги и миниатюрная копия крепости, на экране во всю стену идет нешуточная битва, со взрывами, дракой на саблях и загорелыми лицами победителей.

Второй этаж здания посвящен событиям уже не столь отдаленным - Гражданская война, Азов во время Великой Отечественной войны и два зала, изысканной меблировки, отчасти сохранившейся в каждой семье в виде платяного шкафа, фарфоровых слоников в порядке уменьшения, древних роялей с клавишами, звучащими через одну в лучшем случае, накрахмаленных скатертей, запрятанных вглубь семейных архивов, подальше от чужих глаз, как самое сокровенное или старинных часов на деревянном столе с резными ножками.

-  Смотри, зал конца девятнадцатого века.

- Ага, такой шкаф у бабушки стоит, только без кружевных салфеток, хрустальных корзинок и конфет в нем.

- На то он и музей, чтоб красиво было, как в жизни не бывает. Рояль открытый… Представляешь, в этом зале можно было бы запросто кружиться в вальсе…

- Потанцуем?

- А, давай!

Свиридов «Метель», вальс Дога из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» … Да мало ли чего можно фантазировать, пока в зал не явиться пораженная небывалой выходкой смотрительница экспозиции с криком: «Тут вам не танцплощадка!»

Помимо бессменных экспозиций, в музее часто проходят выставки – от исключительно археологических до нумизматических, книжных памятников или изобразительного искусства. Если кратко и доступно – от презентации, найденных в пределах города массовых захоронений до коллекций конфет, самоваров, фарфоровых фигурок или платков.

Завершается показ мумифицированной природой нижнего Дона, но эта экспозиция – на любителя.

Если силы ещё остались – впереди Петровская площадь и простор, открывающийся со смотровой площадки на Азовку – приток Дона. Вот уже два года монументальный проект по облагораживанию спуска к реке ждет своего завершения. Постепенно город теряет по частям наиболее проходимыми туристами самобытный облик, граничащий с исчезновением ожившей истории – время не стоит на месте, и на смену стершейся узкой полоске асфальта с прорывающейся местами травой у имитации крепостной стены приходят мощеные плиткой широкие тротуары с высаженной вдоль будущей тенью в виде чахлых кипарисов и едва приметных кленов. Ближе к реке - заросли камыша, и единственная лавочка, спрятанная от солнца раскидистой ивой. На спинке из дерева вырезана голова лошади, а практически под ногами, приманивая музыкантиков и пчел нагоняет прохладу источник.

- Не крутись там! Не видишь, канализация, наверное, течет…

- Тут родник на табличке написано!

Не Боржоми и не святая вода, конечно, но сладковатый хрусталь под лаконичным и интригующим названием «Феникс» бьется из земли, тихонько журча и стекая, преодолев вкопанный ниже уровня земли и выложенный плиткой колодец, в забетонированный желоб, направленный к реке. К сожалению, мы редко видим прекрасное, растворяясь в быту и предостережениях.

Вантовый мост через Азовку -  историческая ценность. Сооружение «ни разу не реставрируемое», но привлекательное «старомодностью». Некоторые доски давно выпали, другие - давно ждут очереди и время ожидания уже на исходе, есть, конечно, и вполне надежные. При этом если подпрыгнуть на середине – мост завибрирует, и в глазах потемнеет от восторга или безосновательной на самом деле – подобные постройки, как правило, держатся вечно -  перспективы окунуться в цветущую воду. На другом берегу - городской пляж, где до буйков дойти все будет не глубже чем по пояс.

Не стоит думать, что подобные пешие прогулки с чуть-чуть забытостью, немного небрежностью, местами заброшенностью говорят о недостаточном осовременивании исторического центра Азова. Это не так. Город стремительно меняет свой "раритетный" облик на привычный туристам, удобный и комфортный. Однако не всегда погоня за соответствием высоким стандартам качества преобразует объекты туристического внимания в лучшую сторону. Как нельзя кстати для поэтического разъяснения мысли придется стихотворение А.Плещеева:

"...Но люблю я садик скромный:

Он душе моей милей

Городских садов унылых

С сетью правильных аллей..."

Туристический маршрут заканчивается, оставляя приятную усталость, расширенный кругозор и кучу фотографий, нащелканных с азартом охотника за мгновениями эксклюзивного сочетания детства и лета.

Мария ГРИНЕВА

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество