Млечный путь «Колоса»

В молочном животноводстве успешен тот, кто не боится модернизации

В советское время товарные фермы были обязательным элементом структуры совхозов и колхозов. Когда же хозяйствам дали свободу, многие с радостью сбросили с себя бремя животноводства, считая его трудоёмким и убыточным. СПК (колхоз) «Колос» сделал иной выбор – в пользу сохранения и модернизации фермы. У хозяйства начался новый, «млечный» путь развития, где бурёнки стали не тормозом, а локомотивом экономики.

От 2 800 до 10 438 кг

– Изначально наш колхоз, который назывался «Россия», занимался красной степной породой. Надои были небольшими – 2 800 кг на корову, – вспоминает председатель СПК «Колос» Василий Скрытченко.

– В 2004 году, за год до того, как началось внедрение нацпроекта по молоку, мы провели собрание и решили начать заниматься животноводством по европейским стандартам. Мы ездили за границу, знакомились с передовым опытом, обучали за рубежом своих специалистов, осваивали технологии доения, кормления.

В то время, говорит Василий Викторович, и в России были примеры успешных хозяйств. В Ленинградской области хозяйствам удавалось получать по 6 800 кг на голову. Казалось, к такому результату «Колосу» ещё идти и идти…

– Мы реконструировали один корпус на 180 голов, купили смеситель-кормораздатчик, который в те времена был в диковинку, но главное – завезли первую партию нетелей из Дании – 375 голов голштинской породы.

«Генетика» проявила себя моментально: датские эмигрантки в первый год давали по 5 800 кг, а на следующий –увеличили продуктивность до 
6 800 кг на голову. К тому моменту на ферме уже был построен высокотехнологичный доильный зал: две «ёлочки» по 20 мест фирмы «Вестфалия».

– Мы продолжали потихоньку завозить поголовье – из Нидерландов, из США. Выяснили, что самый крепкий скот – датский. На американском поголовье, например, получили отход около 30% – я имею в виду выбраковку после отёла. Возможно, на животных сказался сложный переезд: нетели неделю колыхались на барже, вели себя очень неспокойно – приходилось давать им успокоительное. Да и здесь не сразу освоились: сопротивлялись копытным ваннам, травматизма было много… Кроме того, в США отбор поголовья пришлось делать буквально за два часа, тогда как в Дании этот процесс может занимать неделю: мы ездим по разным фермам, внимательно осматриваем животных и выбираем лучших. Отход у датского поголовья – не больше 5%.

За счёт импортных нетелей и их приплода постепенно «Колос» заменил всё стадо на голштинов. Сейчас дойное поголовье составляет 1200 животных, а если считать вместе со «шлейфом», выходит около 2400 голов.

Чтобы обслужить такое количество производительных бурёнок, в 2017 году «Колос» построил ещё один доильный зал – «карусель» на 40 голов производства той же «Вестфалии». Управляющий молочно-товарным комплексом Роман Дудник признаётся, что большой разницы в оборудовании не видит: разве что «ёлочку» обслуживают два человека, а на «карусель» требуются трое. Площадь позволяла поставить круглый доильный зал – вот и решили попробовать.

Рутина доения в обоих случаях идентична: обработка вымени дезинфицирующим препаратом, протирание индивидуальными салфетками, подключение доильного аппарата. Молоко идёт по молокопроводу, проходит через одноразовый фильтр-чулок и поступает в танк-охладитель для молока.

– Первые струйки отбираются, чтобы определить, есть ли у животного какие-то заболевания вымени. Если показатели отклоняются от нормы, корову отбиваем в селекционный блок, где её осматривает ветеринар, – рассказал Роман Алексеевич. – Все данные о стаде стекаются в единую базу программы Dairy Plan. Благодаря ей мы можем получить исчерпывающую информацию о каждом животном: например, сколько дней оно в лактации, сколько было осеменений, какова продуктивность за каждую лактацию.

Сегодня СПК «Колос» получает с каждой фуражной коровы 10 438 кг молока. В сутки – 30-35 литров. В последние несколько лет продуктивность коров держится на одном уровне, но и бежать любой ценой к планке в 12 000 кг хозяйство не собирается: гораздо важнее сохранять здоровье стада. В 2019 году «Колос» получил статус племрепродуктора, и теперь приоритетом стало рождение здоровых телят.

«Колос» использует преимущественно сексированное семя, но и обыкновенное применяют: в жаркое лето (с июня по сентябрь осеменение традиционным семенем чаще бывает успешным) либо если первые две-три попытки осеменить корову сексированным семенем не увенчались успехом. Но в целом молочная ферма стремится получать больше тёлочек: рождение бычков хозяйству не выгодно.

– Заниматься мясным животноводством у нас не получается: слишком велика себестоимость, – объясняет Василий Скрытченко. – Если выращиваем бычка, то получаем на нём около восьми тысяч рублей убытка. Поэтому от бычков стараемся избавляться в раннем возрасте – до трёх месяцев. Их у нас с охотой забирают на доращивание и предприятия, и частный сектор. Но и продавать телят-бычков всё равно невыгодно, потому что в рождённого телёнка уже вложено где-то 12 тысяч рублей – это стоимость семени, содержание сухостоя…

Телят «Колос» обычно продавал по 200 рублей за килограмм живого веса, но недавно отдавать пришлось по 150 рублей за килограмм. Цену снизили, чтобы быстрее избавиться от поголовья и освободить место под новое – 136 нетелей завезли в этом году из Дании, чтобы влить свежую кровь.

– Буквально месяц назад мы отобрали у нашего поголовья пробы, чтобы провести генное тестирование. Мы намерены повышать индекс стада за счёт геномной селекции. Данные по животным, правда, ещё не получили, – рассказал Василий Скрытченко.

Диета по крови, матрас из навоза и другие изобретения

Какой бы высокий потенциал ни был заложен в коровах голштинской породы, реализовать его СПК «Колос» не смог бы без продуманной системы питания и содержания коров.

Рацион животным составляют при помощи программы Futter, руководствуются также советами компании «Легион», которая поставляет хозяйству кормовые добавки.

– В составе кормосмеси – около 25 ингредиентов. В основе – силос, сенаж и сено, а дальше – балансирующие компоненты: зерносмесь злаковых, кукуруза, горох, подсолнечный жмых, защищённый соевый белок, витамины и минералы, – рассказал Роман Дудник. – Мы исследуем кровь животных на биохимию, чтобы понять, какой корм им нужен. Исходя из данных анализов балансируем рацион: можем добавить больше витамина А или Е, увеличить количество кальция или фосфора.

Для заготовки сенажа «Колос» использует зернобобовую смесь (тритикале с люцерной), в этом году впервые попробовали тритикале, пшеницу и вику. Урожай был неплохим – 220 ц/га.

– Мы смогли значительно сократить отход сочных кормов благодаря закваскам. Иногда, если уборку перебивают дожди или влажность сенажа высокая – более 65%, мы используем консерванты. Протеина теряется меньше, но консерванты обходятся нам примерно в миллион рублей на каждую яму (2-3 тысячи тонн), – говорит Василий Викторович.

В СПК «Колос» траншею для сочных кормов стремятся заполнить за два-три дня, быстро утрамбовать и закрыть плёнкой.

– Мы не можем растянуть заготовку на пять-шесть дней, иначе начнётся процесс согревания и вместо молочнокислых бактерий начнут развиваться маслянокислые, которые неблагоприятно влияют на организм животного, – говорит Роман Алексеевич. – Поэтому днём – заготовка, а ночью – катаем, чтобы выгнать кислород. Наутро измеряем температуру щупом, чтобы определить, насколько хорошо утрамбовали.

В этом году СПК «Колос» получит высокий урожай кукурузы на силос – начинали убирать с урожайностью 440 ц/га, заканчивали – с урожайностью 330 ц/га.

– Побоялись, что в период заготовки силоса не успеем своими комбайнами убрать, и приобрели ещё один комбайн Krone. Остались довольны, – говорит Скрытченко. – Заготовили 30 тысяч тонн силоса, около девяти тысяч тонн сенажа – кормами обеспечены полностью.

В следующем году на молочной ферме попробуют ввести в рацион животных экструдированный горох – по аналогии с экструдированной соей.

...Следят в СПК «Колос» не только за качеством кормов, но и за комфортом животных. Если корове будет неуютно, она и аппетит потеряет, и молока меньше даст. 

Летнюю жару, которая негативно сказывается на надоях, победили при помощи вентилятора и мелкодисперсного орошения. «Душ» летом включается в коровниках на 10 минут четыре раза в час и охлаждает животных.

С копытными болезнями в хозяйстве справляются при помощи ванн на основе медного купороса. Каждые три месяца коров осматривает копытчик. А ещё хозяйство стало переходить на резиновое покрытие.

Оригинальное решение нашли в «Колосе» и для организации коровьих лежанок. Солома оказалась непригодным для этого материалом: коровы быстро её «выбивали». Для подстилки в «Колосе» попробовали использовать сухую фракцию навоза.

– Система устроена таким образом: мы счищаем дельтаскреперной установкой навоз в каналы, оттуда он поступает в накопитель – так называемую «предлагуну», – рассказал Роман Дудник. – Из этой предлагуны навоз подаётся на узел сепарации, который работает, как соковыжималка. Жидкая часть навоза уходит непосредственно в лагуну, а сухая фракция – остаётся здесь, для переработки. Около половины твёрдой фракции мы вывозим на поля в качестве удобрений, а половину – обеззараживаем при помощи дезинфектантов и используем как подстилку.

Работники фермы следят, чтобы «матрас из навоза» был толщиной не менее 15 сантиметров – тогда коровам лежать на нём будет мягко. Раз в неделю к подстилке подсыпают новую порцию «наполнителя».  

Сепарирующая навоз установка стоила дорого, но себя оправдала: и лагуна больше не забивается твёрдой фракцией, и вопрос с подстилкой решён, и транспортировать органическое вещество теперь можно и на отдалённые поля. Навозом «Колос» в год удобряет около 300 гектаров.

Рентабельность упала вдвое

Василий Скрытченко подсчитал, что в прошлом году рентабельность молочного производства составляла 33%. Это хороший результат. Но в этом году такой прибыльностью хозяйство похвастаться уже не сможет.

Причина известна: цену на молоко молзавод держит на уровне 32,45 рубля (базис, с НДС), а себестоимость молока растёт.

– Мы около восьми мил­лионов рублей в месяц тратим на покупные корма: соевый и подсолнечный жмых, рыбную муку, патоку. Цены на них взлетели. В прошлом году покупали соевый белок «Белкофф» максимум по 39 рублей за килограмм. Сегодня озвучивают цену – уже 61 рубль. Подсолнечный жмых стоил 16-17 рублей, потом цена взлетела до 29-30 рублей. А нам около 1,5 тысячи тонн жмыха нужно в год. Патоку брали всегда по 3-4 рубля, сейчас берём около 7 рублей за килограмм, – перечислил Василий Скрытченко.

Немного спасло себестоимость молока то, что хозяйство полгода назад взяло кредиты и заранее заплатило за все необходимые продукты. И поставщики выполнили все обязательства по договорам.
Подорожало и выращивание собственных кормов.

– В себестоимость пшеницы входит много компонентов: удобрение, защита, семена. В прошлом году селитру брали по 11 рублей, в этом году – 23 рубля, а доходит и до 27 рублей. И главное, её ещё попробуй найти! – сетует председатель «Колоса».
Василий Викторович подсчитал, что в июле себестоимость молока доросла до 29,75 рубля.

– Всё подорожало, и сейчас сидим считаем эти рационы. Зоотехники планируют, что положено дать корове, а экономисты корректируют этот рацион в зависимости от стоимости кормов, – говорит Скрытченко. – Если в прошлом году рентабельность молочного животноводства у нас была на уровне 33%, по итогам этого года она сократится до 15%. И то – если мы считаем свои корма по себестоимости, а не по рыночным расценкам. А если взять рыночную стоимость всех составляющих, прибавить к ним затраты на модернизацию (сейчас мы ремонтируем корпуса, строим новый комплекс для телят), то окажется, что и вовсе работаем в убыток…

Василий Скрытченко признался, что хозяйство вместе с зоотехниками и экономистами уже просчитывает «порог рентабельности коров». Раньше в хозяйстве было правило: если корова даёт менее 14 литров, её следует выбраковывать. Теперь, с нынешним ростом цен на составляющие молочного производства, этот уровень отсечения, возможно, придётся поднять до 20-25 литров.

Четыре причины сохранять молоко

Каким бы тревожным не выглядело будущее молочного скотоводства, у Василия Скрытченко есть четыре причины, чтобы сохранять молочные фермы. Это севооборот, возможность поддерживать плодородие земли за счёт внесения органики, дотации государства и рабочие места.

– Каждый год мы получаем около 40 миллионов рублей именно на животноводство. Это субсидия на килограмм надоенного молока, на содержание племенного поголовья и субсидия 30% на оборудование

– например, скреперное или стойловое, – перечислил глава хозяйства. – Это хорошая помощь, и конечно, без этих денег мы бы ещё долго топтались на месте. Без субсидий нам бы пришлось туго. Может, мы бы и держали молочное стадо, но меньшего размера.

Благодаря молочной ферме СПК «Колос» создал более 200 рабочих мест – по одному на каждые 20 гектаров земли.

– Если даже молочная ферма не будет приносить нам прибыли, но мы сможем платить достойную зарплату и люди будут заняты – это уже хорошо. Закрыли бы ферму – пришлось бы вдвое сократить штат. И наше бы село вымерло. А так – Греково-Тимофеевка живёт, и мы радуемся, когда свадьбы играют и дети рождаются.

...А что село и правда живёт – факт, к которому СПК «Колос» тоже руку приложил. В прошлом году заплатил за замену крыши в детском саду, сейчас делает проектно-сметную документацию на ремонт школы, к весне будет закончено строительство нового ФАПа. Построили квартиры для молодых специалистов на улице Октябрьской – её, кстати, в 2020 году, к 240-летию села, по распоряжению губернатора Василия Голубева полностью заасфальтировали.

– Я Василию Юрьевичу за это очень благодарен, – говорит Василий Скрытченко. – И правительству благодарен, что обратили внимание на село. Видели нашу площадь с фонтаном? Это национальный проект, который мы выиграли в 2019 году. В эту площадь мы вложили 1,5 млн рублей – на проектирование, а на следующий год – ещё 1,5 миллиона на озеленение. Сами отремонтировали памятник воинам Великой Отечественной войны, подвели туда газовую трубу – чтобы горел Вечный огонь.
Василий Викторович надеется, что в этом году «Колосу» удастся войти в программу инициативного бюджетирования и построить в селе стадион. 

– У нас есть стадион, но хочется чего-то более цивильного, – говорит председатель «Колоса». – Александр Андреевич Форот (глава ООО «Имени Калинина». – Прим. авт.) построил за свои деньги стадион – прекрасный! И ребята занимаются и ездят на соревнования... Хочется что-то наподобие такого сделать и у себя. 

Александра Коренева
с. Греково-Тимофеевка,
Матвеево-Курганский р-н,
Ростовская обл.
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоЖивотноводство
Газета: Газета Крестьянин