Маркировка – дело государственное
Покупатели смогут проследить путь молочки и минеральной воды от завода до прилавка. Но кто за это заплатит?
На прошлой неделе комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с комитетом Госдумы по аграрным вопросам и администрацией Краснодарского края провели совещание по вопросу цифровой маркировки молочной продукции. Оно было созвано в преддверии третьего этапа, старт которого намечен на 1 декабря этого года.
Напомним, с 1 июня коды начали наносить на сыр, мороженое и различные виды пищевого льда с содержанием какао или без него. С 1 сентября маркировать начали молочку со сроком хранения более 40 суток (кроме продукции, масса нетто которой меньше 30 граммов, а также продукции, упакованной непромышленным способом в розничных магазинах, детского и специализированного диетического питания).
И вот приближается дата очередного этапа борьбы с «серым» молоком: 1 декабря идентификация коснётся молокопродуктов со сроком хранения до 40 суток. Насколько готовы предприятия поддержать
Доктрину продовольственной безопасности тотальной прослеживаемостью, в какую копеечку это им влетело и намерено ли государство субсидировать затраты производственников – вот эти вопросы и рассматривала координационная группа по проблемам развития системы маркировки в составе депутата российского парламента Сергея Лисовского, сенатора Алексея Кондратенко, председателя совета Молочного союза России Людмилы Маницкой.
Председатель комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров отметил, что на первых двух этапах было много узких мест, сейчас же по проторённой дороге идти легче.
С этим согласился член аграрного комитета СФ Алексей Кондратенко, сообщив, что в конце декабря прошлого года эксперимент по маркировке готовой молочной продукции был завершён и в настоящее время приняты все нормативные акты, обеспечивающие поэтапное введение обязательной маркировки.
– Однако ещё есть вопросы, требующие решения. Например, важно решить вопрос предоставления необходимых мер государственной поддержки предприятиям молочной отрасли путём введения субсидий на компенсацию затрат при введении обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации, – уточнил парламентарий.
Он сообщил, что данная проблема рассматривалась 31 марта на 502-м заседании Совета Федерации, где речь шла о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Правительству, федеральным органам исполнительной власти тогда были даны соответствующие поручения. Сейчас они реализуются. И вопрос о маркировке молочной продукции, по словам Кондратенко, находится на особом контроле у председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Молочка со сроком годности менее 40 суток – это, как правило, социально значимая продукция – молоко и кисломолочные продукты, которые выпускают преимущественно малые и средние предприятия. А они в основном раньше не наносили средства электронной идентификации. Поэтому к данным формам хозяйствования потребуется повышенное внимание, так как им гораздо труднее учесть технологические процессы новой системы, говорили на совещании.
Людмила Маницкая подчеркнула, что роль Молочного союза России – в защите интересов добросовестных производителей. По её мнению, если государство хочет контролировать качество, этот процесс не должен быть организован целиком за счёт бизнеса. Государство и бизнес должны идти навстречу друг другу. А многие средние и малые предприятия не имеют финансовой возможности адаптироваться к внедрению маркировки. Следовательно, могут уйти с рынка совсем, их место займёт крупный бизнес, и это ударит по потребительскому спросу.
Помощник руководителя Россельхознадзора Елена Цветкова рассказала, что их ведомство анализирует информацию по производителям молочной продукции, но продукция некоторых предприятий не прослеживается. Она считает, чтобы очистить рынок от фальсификата, за Россельхознадзором следует закрепить надзорные функции.
Рассматривались и смежные вопросы. Так, производственники пожаловались на монополиста – изготовителя полимерной плёнки, который в отсутствие конкуренции диктует высокие цены. С этим вопросом модератор совещания Сергей Лисовский пообещал обратиться в Федеральную антимонопольную службу.
Заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка, доложив о готовности кубанских предприятий к внедрению маркировки, тем не менее отметил, что эти мероприятия потребовали вложения немалых средств. Крупному бизнесу это обошлось от 60 до 100 млн рублей. Но если они себе могут позволить такие траты, то более мелкие производители не в состоянии потянуть незапланированные ранее суммы, если государство не субсидирует расходы. Ещё Андрей Александрович озвучил ожидаемое удорожание продукции на 10-15%, что несколько не согласуется с цифрами Минфина. Расчёты Министерства выглядят скромнее.
Маркировка призвана ударить не только по теневому бизнесу производителей «серой» молочки, но и убрать с рынка фальсификат минеральной воды. Однако в этой отрасли тоже выявлено много несостыковок, которые только предстоит решить. Об этом участники совещания тоже поговорили.
QR-код на упаковке уже в ближайшее время позволит отслеживать путь продукции от завода до прилавка, что оградит граждан от фальсификата. Но, скорее всего, даже с учётом государственных субсидий (если вопрос по ним решится положительно) именно нам, покупателям, придётся платить за безопасность из собственного кармана.
Людмила Воробьёва