Для самурая важен путь!

Самое главное при разведении осетра в УЗВ – набраться терпения

Разведение осетровых в УЗВ оказалось не таким лакомым бизнесом, как казалось издалека, признаётся Александр Бычков, директор ООО «Ростовская живорыбная база». Три года назад Александр

Вадимович открыл под Ростовом-на-Дону рыбную ферму, способную производить до шести тонн осетра в год. Но оказалось, что в искусственных водоёмах подводных камней не меньше, чем в естественных.

– Несколько лет назад мы попробовали выращивать рыбу осетровых пород. Направление показалось интересным, мы решили заняться им всерьёз. Хотя теперь осознаём, что рыбоводство в УЗВ – деятельность не менее рискованная, чем любая другая, связанная с АПК, – признаётся Александр Бычков.

Впрочем, «Осетровая ферма» (именно под таким именем известно предприятие в донской столице) – это история, скорее, преодоления и успеха. Не имея под боком ни озера, ни речки, предприятие рискнуло, пользуясь одной только скважиной, создать полноценное рыбное производство.

– У нас есть стадо русско-ленского осетра, стадо стерляди и бестера. Всё это половозрелые самки, от которых мы получаем икру как на пищевые цели, так и для воспроизводства, – рассказал главный рыбовод хозяйства Игорь Посохов.

Опыт у Игоря Васильевича огромный, но работать приходилось преимущественно с карповыми и на прудах. УЗВ – более технологичный вид рыбоводства, который даёт человеку больше возможностей для контроля параметров. Но и ошибок не прощает.

– Мы покупаем оплодотворённую икру бестера и сами получаем малька. Это проще, да и экономически более выгодно выходит. Спрос на малька большой стал, цена выросла неимоверно. Мы попробовали производить его собственными силами, – поделился Игорь Васильевич.

Сейчас выживаемость малька – на уровне 80%. А поначалу отход был большой.

– Мы не понимали, почему. Выяснилось, что причина – в «солёности» нашей воды. Не зря ведь рыба заходит в пресную воду для нереста! Начали опреснять – и всё нормализовалось, – рассказал специалист.

В УЗВ-рыбоводстве, как и в растениеводстве, главным «лимитирующим фактором» становится количество воды. В классических бассейнах (по 14 куб. м воды) «помещается» до 500 кг рыбы осетровых пород. Если загрузить больше, биохимические показатели воды резко ухудшаются. Поэтому «Осетровая ферма» старается поддерживать оптимальную плотность и хорошо фильтровать воду. 

Чтобы увидеть всю систему многоступенчатой очистки, корреспонденту пришлось пройти ферму вдоль и поперёк. В подвале мы увидели отстойники и «волшебные ящики, заполненные цеолитом» – минералом, способным задерживать вредные вещества; в производственных помещениях – пластиковые бочки-биофильтры с бактериями, перерабатывающими азотные соединения.

– В качестве биозагрузки мы используем обычную сетку – от мешков для картошки. Импортные загрузки стоят кучу денег, а сетка – копейки, и при этом она имеет большую площадь, на которой могут развиваться бактерии, – поделился секретом Игорь Посохов. 

То, что не уловили в воде бактерии и минералы, «доедают» растения. Часть второго этажа «Осетровая ферма» отвела под «биоплато»: здесь, на огромном поддоне, растут пистии и водные гиацинты.

– Мы начинали с сотни кустиков. Они разрослись и заняли всё плато... Умные люди клубнику выращивают, а мы – гиацинты, – смеётся рыбовод.
Помимо растений «водятся» в поддоне дафнии. Их хозяйство использует в качестве живого корма для рыб.

– Без живых кормов никак не обойтись – с ними рыба растёт более здоровой, – уверен Игорь Посохов. – Мы даём малькам дафний, мотыля. Пробовали разводить червей – дендробену и старателя, но это оказалось слишком трудоёмко. А может, мы просто не научились их выращивать.

Но основу рациона осетровых составляют всё же комбикорма. 

– Корма – весомая статья расходов. Хорошие корма всегда дорого стоят, – говорит рыбовод. – Пробовали дешёвые, но ничего хорошего на вышло: воду они загрязняют, а прироста никакого.

Игорь Васильевич убеждён, что корма, рассчитанные на быстрый рост, негативно влияют на печень рыбы. Поэтому стадо периодически сажают на «здоровую диету»: покупают на бойне селезёнку КРС, делают из неё фарш и смешивают с кормом. Такую пищу охотно потребляют даже самые привередливые особи.

…Реализует свою продукцию – рыбу и икру – «Осетровая ферма» в основном в розницу. Пока не было ковидных ограничений, рыбу с удовольствием брали местные рестораны. Но пандемия оказалась обстоятельством, которое три года назад никто не мог предвидеть.

Говоря о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, Александр Бычков признаётся, что сроки окупаемости проекта оказались длиннее, чем рассчитывал инвестор.

– Тем, кто решит выращивать осетров в УЗВ, могу посоветовать набраться терпения и найти ресурсы, которые смогут эту деятельность поддерживать, – сказал Александр Вадимович. – Это главный подводный камень, с которым мы столкнулись. В остальном же трудности носят технологический характер – и они решаются благодаря коллегам, которые не отказывают в помощи и консультации. Пока мы нацелены эту деятельность продолжать – будем исходить из того, что для самурая важна не цель, а путь!

Александра Коренева

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоЖивотноводство
Газета: Газета Крестьянин