Садоводство уходит в стагнацию?

Что говорили плодовые хозяйства на «Югагро-2021»

В этом году садоводы юга России испытали двойное потрясение: затраты на выращивание плодов выросли на 30%, а цены сбыта, напротив, обвалились. Если в прошлом году черешню реализовывали по 160 рублей, в этом году цена упала до 70 руб./кг. Летнее яблоко подешевело с 60 до 30 руб./кг, на четверть снизилась цена на зимнее яблоко. Чтобы развиваться, хозяйствам необходимо сохранять рентабельность на уровне 60%, но таких показателей в этом году не будет ни у кого.

К чему пришло промышленное садоводство и как его можно спасти, отраслевые союзы обсуждали на выставке «Югагро».

Сады растут быстрей фруктохранилищ

С 2014 года, когда правительством был объявлен курс на импортозамещение, садоводство в России стало активно развиваться. В числе «передовиков» по инвестициям шёл Краснодарский край. За шесть лет в регионе было заложено почти 12 тысяч гектаров плодовых насаждений, причём большая часть из них – интенсивного и суперинтенсивного типа. Хозяйства взяли курс на высокотехнологичные сады и успешно его придерживались.

– Сейчас площадь плодово-ягодных насаждений в крае составляет около 30 тысяч гектаров, плодоводством занимаются 142 крупных предприятия и около 300 предприятий малых форм хозяйствования, – рассказал на встрече глава союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков.

С ростом площадей увеличивался и урожай плодов. Положительную динамику последних лет подкосили разве что возвратные заморозки 2020 года: тогда урожай «просел» до 306 млн тонн. Но в этом году сбор вернулся к нормальным показателям: план в 410 тысяч тонн будет не только выполнен, но и перевыполнен.

Правда, за высокими урожаями не поспевают мощности хранения. Яблоко – не пшеница, примитивный ангар ему не подойдёт, а строить высокотехнологичное помещение с регулируемой газовой средой – очень большие вложения.

– Имеющиеся объёмы хранения – 307 тысяч тонн, но так как мы уже собрали 410 тысяч тонн и за эту цифру перевалили, мощностей хранения нам не хватает. Дефицит – примерно 110 тысяч тонн. Это проблема, которую мы хотим решить, – сказал Николай Щербаков. 

Сегодня государство компенсирует хозяйствам 20% от фактически понесённых затрат на строительство фруктохранилища, но не более 60 тыс. рублей на одну тонну хранения. Но даже с учётом этой субсидии фруктохранилище остаётся для хозяйств неподъёмной инвестицией. Союз «Садоводы Кубани» считает, что компенсацию следует увеличить до 50%, а предельное значение повысить до 100 тыс. рублей.

Минсельхоз Краснодарского края позицию садоводов разделяет, поэтому обратился с соответствующим предложением в Минсельхоз России. А пока региональная власть пытается поддерживать отрасль в силу своих возможностей.

Например, на закладку садов в этом году выделено более 700 миллионов рублей – исторический максимум.

– Мы провели градацию размера субсидии в зависимости от интенсивности садовых насаждений. Можно получить от 150 тысяч рублей на гектар, если сад от 800 и выше саженцев на гектар, и до 700 тысяч рублей на гектар, если плотность посадки 3,5 тысячи саженцев на гектар и более. Так мы стимулируем закладку максимально высокотехнологичных садов, – объяснил ведущий консультант отдела садоводства в минсельхозе Краснодарского края Владимир Гришко. 

Кто демпингует?

На помощь государства надеются садоводы и в другом вопросе – о ценах.

– Все знают, что издержки растут. Одно из хозяйств (с площадью 400 гектаров и планируемым валом в 15 тысяч тонн яблок, с наличием фруктохранилищ и линии доработки плодов) по нашей просьбе подсчитало, что в этом году рост затрат составил около 30%. Выросли расходы на всё: оплату труда, СЗР, удобрения, ГСМ, тару, технику, запчасти и так далее.

– 30% для себестоимости – огромная цифра, – сказал Николай Щербаков.
Цена удобрения за полгода увеличилась на 60%, а к концу, вероятно, достигнет всех 100% – потому что компании, производящие их, находятся под юрисдикцией других стран и повлиять на них правительство не может, заметил директор ООО «КСП “Дружба”» Владислав Корчагин.

– Поставщики средств защиты прогнозируют увеличение не то что на проценты, а даже в разы, – добавил Владислав Корчагин. – Из-за пандемии в прошлом году выросла цена на фрахт контейнеров из Китая, который является мировой фабрикой по производству действующих веществ для СЗР. Если раньше доставку осуществляли за 40 дней, сейчас она достигает 150 и более дней. Продавцы «пересели» на автотранспорт, но из Китая сейчас всего четыре пункта пропуска, и там стоят вереницы фур, которые проверяют в том числе на ковид. Фуре день простоя обходится примерно в 500 евро – и можно только предполагать, сколько будут стоить товары для конечного потребителя.

Расходы садоводов растут, а цена на их продукцию в этом году, напротив, обвалилась – причём по некоторым позициям более чем вдвое.

– Если в том году земляника в среднем стоила 140 рублей, то в этом – 70 рублей за килограмм, если черешня в среднем стоила 160 рублей, то в этом году – всего лишь 70 рублей. Слива и алыча в этом году стоили в два раза дешевле, чем в прошлом. Яблоко летнего созревания – тоже в два раза дешевле. И в настоящее время осеннее яблоко стоит на 10 рублей дешевле, чем в прошлом году. И это очень плохо, – сказал Николай Щербаков. – Хозяйство, которое мы привлекли для расчётов, отметило, что срок окупаемости проекта ориентировочно отодвинулся на семь лет при таких условиях. А это говорит о том, что наша отрасль теряет инвестиционную привлекательность.

Обвал цен больно ударил по хозяйствам, но потребители от этого не выиграли: в торговых сетях цены на фрукты не снижаются. К тому же в результате пандемии упала и покупательная способность населения.

В борьбе за потребителя российским садоводам приходится сражаться с импортной продукцией.

– Россельхознадзор с 30 сентября расширил список поставщиков яблок в России. Из Азербайджана – до 70 предприятий, – заметил Владислав Корчагин. – По оценкам аналитиков, поставки из Молдавии в октябре выросли в 1,9 раза.

Произошёл прирост ввоза яблок из Ирана, и наращивает экспорт яблок в Россию Турция. Хотя производство отечественных яблок в этом году должно вырасти не менее чем на 30%. А может, даже больше! На этом фоне поставки из других стран подрывают экономику наших садоводов…

Чтобы предприниматель имел возможность расширять производство каждый цикл, ему нужно работать с высокой рентабельностью – не менее 20%. Что будет в этом году у садоводов? Многие, я думаю, прослезятся… – сказал Владислав Корчагин

Отраслевые ассоциации Краснодарского края, Дагестана, Ставропольского края и других регионов выход видят только в ограничении импорта зарубежных плодов. Во-первых, по мнению хозяйств, следует исключить ввоз на территорию России фруктов, выращенных с применением препаратов, которые не внесены в список разрешённых в РФ. Во-вторых, следует запретить импорт плодов яблони и сливы в период массового их сбора и реализации в России.

Деревья посажены, дальше?

Бурное развитие садоводства в последние годы обнажило и массу болевых точек: с годами стало понятно, что одного энтузиазма было недостаточно для возрождения отрасли. 

– В 1970 году в Дагестане было 65 тысяч гектаров плодоносящих садов, в 2001 году их площадь сократилась до 35 тысяч гектаров, – рассказал замдиректора НКО «Союз садоводов Дагестана» Сайдуллы Орусханов. – Валовый сбор плодов уменьшился с 149 тыс. тонн в 1989 году до 54 тыс. тонн в 2001 году.

Сегодня площадь садов в республике – всего 29 тыс. га, из них 21 тыс. га плодоносящих. По словам Орусханова, природно-климатические условия Дагестана отлично подходят для садоводства – и исторические данные это подтверждают. Потенциал у региона огромный, но развитие, помимо упомянутых проблем с реализацией и хранилищами, тормозят дефицит посадочного материала и «проблема кадров».

– У нас нет проблемы найти рабочие руки во время сбора урожая, но не хватает работников со специальными знаниями, – сказал Сайдуллы Орусханов. – Поэтому мы благодарим союз «Садоводы Кубани» и объединение «Сады

Ставрополья» за практические занятия, которые они организуют для садоводов.

Учиться «молодым» садоводам придётся не только технологиям, но и маркетингу, заметил владелец компании «Мост-Агро» Андрей Медведев.

– Произвести – это даже не полдела, потому что продукцию нужно уметь сбыть, – отметил эксперт. – Куда бы вы ни пошли – везде конкуренция. И вы обязательно окажетесь в ситуации, когда нужно решать, по какой цене продавать свою продукцию. Продавать дёшево – глупо, а дорого – попробуй продай…

По мнению Медведева, прорваться в торговые сети – это «только 5% проблемы». И те, кто рвутся в ритейл, должны понимать, что в случае таких торговых отношений хозяйство должно быть «идеально прозрачным», без серых схем.

– Многие хозяйства сталкиваются с проблемой, когда «произвели – а зачем?». Мне достались сады, в которых кто-то насадил очень много яблонь зелёных сортов. Кому нужно столько зелёного яблока, когда потребитель предпочитает красное?

А ещё, заметил Медведев, яблоко – по мнению потребителя – должно хрустеть. Но пока яблоко из Краснодарского края доедет до Иркутской области, это свойство оно теряет и становится невостребованным.
Рецепт Медведева по рентабельному садоводству был прост: закладывать стоит только такие сады, которые будут максимально эффективны.

С сожалением отметил один из спикеров круглого стола, что по причине неэффективности хозяйства сегодня «корчуют целыми кварталами» сливу и алычу. У перекупщиков цена спроса в этом году упала на эти косточковые до 20 рублей за килограмм. В свежем виде часть урожая остаётся невостребованной – люди просто не могут столько съесть за короткий период. Помочь садоводам могли бы переработчики, но заводов, которые бы закупали алычу и сливу в качестве сырья, практически не осталось.

– Всё просто: алыча и слива нерентабельны, а насаждения должны приносить прибыль, – заметил кто-то из садоводов.
Хочется верить, что через пару лет та же участь не постигнет и популярные сегодня яблоневые сады.

Александра КОРЕНЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоРастениеводство
Газета: Газета Крестьянин