«Наши потребители – сырные гурманы»
Хозяйка сыроварни о пути собственному сыру, роли инстаграма и господдержке в рамках программы «Мой бизнес»
Сыроварня «Бранза» из Таганрога – семейное предприятие. В деле участвуют Карина и Дмитрий Нигогосовы, а также их сын. Сейчас у семьи есть сырная лавка в центре города и большие планы по расширению и развитию.
Недавно владельцы сыроварни воспользовались предложенной государством услугой – специалисты центра «Мой бизнес» подготовили качественные фотографии сыра для продвижения в инстаграме. Это стало поводом поговорить с Кариной Нигогосовой о развитии её бизнеса и о том, сложно ли получить такую поддержку от государства.
Самое главное – хорошее сырьё
История сыроварни «Бранзы» ещё небольшая. Хотя опыт у Карины и Дмитрия Нигогосовых в торговле уже немалый: 20 лет они занимались развитием продуктовых магазинов.
– Наша история банальна, она почти у всех российских сыроделов одинакова. Нас не устраивало качество сыра, который продают в магазинах, и мы попробовали для себя делать. Это был 2017 год. Рецепты брали из интернета. Первое время не получалось, потому что сырьё было неподходящим, – рассказывает Карина.
По её словам, из молока, которое продаётся на рынке и которое «фермеры» развозят по городу, невозможно сделать хороший сыр.
– Мы долго искали молоко подходящее, сами ездили по деревням, находили по рекомендациям бабушек и дедушек, покупали, пробовали.
«То самое» молоко «совершенно случайно» нашлось на ферме в селе Самбек, с ней «Бранза» сотрудничала с момента открытия до осени 2021 года.
– Но первые два года мы делали сыр только для себя, друзей, родственников, – вспоминает хозяйка сыроварни. – Продукция нравилась: здоровая, полезная. Сначала это был самый обычный сыр: брынза, адыгейский. Потом начали учиться.
Постоянные покупатели следят в инстаграме за пополнением ассортимента
На обучение потратили много времени и средств: ездили в Голландию, Италию, проходили онлайн-курсы. В основном, брали уроки частным образом – сообщество сыроделов оказалось тёплым, опытные люди стремились поддержать новичков.
– Увидишь на Yotube-канале рецепт сыра, смотришь и пишешь: помогите, научите. И люди откликаются, – смеётся Карина. – Из каждого курса можно почерпнуть что-то новое, но самое главное – это сырьё. Если нет хорошего молока, ничего не получится.
Сейчас сыроделы сотрудничают с коровьей фермой из хутора Николаево-Козловский и козьей – из Советки Неклиновского района. В далёких планах – завести собственных животных, чтобы не быть зависимыми от поставщиков.
Сыры как деликатес
Почти три года сыроварня работает для широкого потребителя. Чтобы увеличить сбыт, семья открыла лавку на Петровской – центральной улице Таганрога. Ассортимент вырос. Сыроделы ориентировались на собственный вкус и запросы покупателей.
Сейчас на прилавке есть сыры из коровьего и козьего молока. Причём козьи сыры пользуются даже большей популярностью. Наверное, потому что по составу молоко богаче, чем обычное.
– Сейчас мы делаем молодые сыры, твёрдые, полутвёрдые. С плесенью голубой и белой. Летом продаём молочные коктейли и мороженое, в том числе сырное. Это наша фишка, – рассказывает Карина.
Есть у сыроделов и собственный вид – «бранзолини». Это твёрдый выдержанный сыр, при его изготовлении используется технология пармезана. Сейчас он выдерживается год-полтора перед продажей.
За годы работы у сыроварни Branza появилась группа постоянных покупателей. Люди приходят за сыром как за деликатесом.
– Наши потребители – сырные гурманы. Это люди, которые знают и разбираются. Они пробовали настоящий европейский сыр за границей, или их угощали родственники, – объясняет хозяйка сыроварни.
Часто покупатели ориентируются на название. Однако продукты в российской ремесленной сыроварне будут отличаться от тех, что продаются в Европе. Вкус сыра из фермерского молока зависит от рациона коров и коз.
По словам Карины, даже зимний сыр отличается от летнего:
– Зимой сыр просто вкусный, а летом, когда в рационе животных трава, вкус сыра – это нечто невообразимое.
Фотоподдержка малого бизнеса
Рассказывая о бизнесе, хозяйка сыроварни подчёркивает, что «дело по варке сыра – это скорее хобби, которое держится на энтузиазме». Бизнес требует практически круглосуточной работы, ведь семья занимается всем, от закупок сырья до продвижения.
Страницу в инстаграме Карина ведёт самостоятельно. По её словам, социальная сеть обязательно нужна для связи с потребителями:
– Такие сыры, как бурато и моцарелла, мы привозим в лавку раз в неделю. И выкладываем об этом информацию в инстаграм. Постоянные покупатели следят за анонсами и приходят к нам в день привоза за свежей продукцией.
Также покупатели быстро реагируют на акции и скидки, объявленные в социальной сети. Такие сообщения всегда стимулируют сбыт. Цены на деликатесный сыр немаленькие, постоянные гости сырной лавки стремятся экономить.
На страницу лавки в инстаграме заходят туристы, интересуются местной продукцией, а потом звонят по контактам.
В общем, страница в соцсети для ремесленной сыроварни – обязательный атрибут. Поэтому специалисты центра «Мой бизнес» (проект существует в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы») предложили Карине Нигогосовой посетить семинар по обучению ведению инстаграма. Однако из-за занятости у неё не получилось.
В итоге хозяйка сыроварни воспользовалась другим предложением: услугой по созданию фотоконтента.
– К нам приехали, фотографировали больше часа нашу продукцию. Потом довольно быстро прислали готовые изображения. Всё абсолютно бесплатно, – рассказывает Карина. – Фотографии качественные, подходят под стиль страницы.
До сотрудничества с центром «Мой бизнес» сыроделы не обращались за господдержкой. Привыкли рассчитывать только на себя. Однако сейчас, когда есть планы по развитию – открыть собственное кафе на базе сырной лавки и сыроварню в селе Самбек, – задумались о том, что можно получить средства на расширение в центре «Мой бизнес».
В Таганрог – за сыром
Предприниматели Таганрога надеются, что в скором времени, наконец, реализуются планы властей сделать этот приморский город туристическим центром. Это поможет увеличить спрос на продукцию, а малому бизнесу – выжить. Численность коренного населения снижается: молодёжь уезжает, не стремится оставаться работать в маленьком городе.
Потенциал у Таганрога есть. Хозяйка сыроварни замечает, что особенно сильно увеличился поток туристов в пандемийное время, когда люди открыли возможности путешествий внутри страны и региона:
– За последний год туристов стало больше. Наша лавка находится в центре. Сюда заходят много приезжих, их интересует натуральная продукция местных производителей как частичка местного колорита. Мы уже проводили дегустации по просьбе гидов.
Очень может быть, что благодаря таким энтузиастам, как семья Нигогосовых, люди станут ассоциировать Таганрог не только со знаменитым правителем Петром I и великим русским писателем А.П. Чеховым, но и с возможностями гастрономического туризма.
Какую помощь оказывают центры «Мой бизнес»
Центры поддержки предпринимателей и самозанятых «Мой бизнес» были созданы в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Здесь можно получить консультации по кредитованию, выбору системы налогообложения, юридическим вопросам, а также денежную поддержку – кредит на льготных условиях.
В Ростовской области разработано более 40 «пакетных» мер помощи, которые затрагивают важные для предпринимателя направления: маркетинг, тендеры, электронный документооборот и так далее.
Некоторые виды услуг, например разработка бизнес-плана, оказываются на условиях софинансирования (предприниматель оплачивает не менее 20% от стоимости услуги). Услуга, которую получила сыроварня Branza, фотографии для соцсети «Инстаграм», является новым решением 2021 года. В Ростовской области она абсолютно бесплатна, сейчас принимаются заявки на 2022 год.
В каждом из регионов – свои условия получения услуг. В центры «Мой бизнес» можно обратиться лично, но из-за эпидемиологической обстановки рекомендовано звонить на горячую линию. В Ростовской области её номер:
8 (804)333-32-31, в Краснодарском крае: 8 (800)707-07-11,
в Ставропольском крае: 8 (8652) 22-52-62.
Екатерина ШАПОВАЛОВА
Фото автора