Зачем государство устраивает АПК «ремонт на ходу»?
Открытое письмо семеновода
Через 11 месяцев вступит в силу новый закон «О семеноводстве». Те, кто понимает и умеет читать законы, объясняют, что у нас наконец-таки заработают отечественная селекция и семеноводство, задавленные тридцатилетней импортной экспансией мировых селекционных корпораций. Появятся свои семена моркови, петрушки, свёклы, подсолнечника и других культур. Поставим заслон импорту!
А что мешает это сделать при прежнем законе, спрашиваю я себя. Есть же примеры, когда отечественная селекция и созданная ею семеноводческая сеть не только не уступает, но и превосходит мировой опыт.
Именно так можно описать достижения в селекции озимой пшеницы и ячменя. Ярким примером служит Национальный центр зерна им. П.П. Лукьяненко, которому принадлежит пальма первенства и по количеству новинок, и по занимаемым площадям озимой пшеницы. Созданный селекционный конвейер позволяет ежегодно внедрять более двух десятков новых сортов этих культур. Они лучше всех приспособлены к местным условиям, климату, устойчивы к болезням и т. д. Именно современный подход селекционеров к созданию новых сортов позволил нам взлететь на вершину олимпа в мировом производстве зерна и удерживать занятые Россией позиции. Попытки внедрять иностранную селекцию по колосовым были и будут, но не выдерживает заморская пшеница наших зим и летних температур – и всё тут! Да и селекция на устойчивость к основным болезням ведётся за рубежом другим образом: у них прочный союз производителей СЗР и селекционеров – покупаешь не только продуктивный сорт или гибрид, но и технологию возделывания. Например, популярные у нас импортные гибриды подсолнечника, устойчивые к имидазолинонам или сульфонилмочевинам, были созданы именно компаниями, которые специализируются на химических препаратах.
А что у нас?
Есть несколько десятков селекционных центров, которые с разной долей успешности ведут свою деятельность.
Я снова обращусь к примеру НЦЗ им. П.П. Лукьяненко, который добился выдающихся успехов в селекции колосовых культур. Можно с уверенностью сказать, что прежнее законодательство не мешало развивать это направление в селекции, а созданная федеральная система поддержки элитного семеноводства оказалась одним из самых успешных рычагов поддержки сельхозтоваропроизводителей России.
К сожалению, за последние несколько лет наметилась тенденция к снижению этой поддержки. Например, в Ростовской области ставка субсидии в 2019 году составляла 1200 рублей на 1 га, посеянный элитными семенами, к 2021 году она сократилась до 650 рублей. Сокращение поддержки напрямую влияет на развитие селекционных центров. С уменьшением субсидии на покупку элитных семян сельхозпроизводители сократят объёмы закупок «элиты». В результате снизятся авторские отчисления и приобретение семян для питомников размножения. Всё это отразится на финансовом благополучии селекционеров, а впоследствии и на сборах зерна в целом. Прослеживается явная цепочка взаимосвязей.
Закон «О семеноводстве», возможно, действительно направлен на развитие целой отрасли в науке и производстве, но как-то неубедительно выглядела информационная поддержка этого документа: объяснение, для чего или для кого он необходим, было невнятным. Зато слышны отзывы от специалистов Минсельхоза, что закон «позволяет ввести новые регламенты и подходы в организации семеноводства», где немалую роль занимает финансовая сторона и подражание европейским стандартам.
В этот сложный период для сельхозпроизводителей (ковидные ограничения, огромный рост цен на ресурсы технологии – только на минеральные удобрения подорожание составило свыше 100%) правительство ввело пошлину на сельхозпродукцию, которая приводит к недобору порядка 30% выручки. В условиях глобального рынка и импортозависимости это недопустимо.
А впереди нас ждут ещё нововведения: система прослеживаемости зерна, реестр оборота пестицидов и агрохимикатов…
Вспоминаю ту, ещё «доцифровую» эпоху, когда нам говорили: «Вот скоро появятся ЭВМ, станет меньше бумаг (а тогда из сопроводительных документов на МТЦ или сельхозпродукцию оформляли только простенькую накладную – отпустил, принял, через кого и кому), рай настанет для бухгалтеров!».
Настал! Теперь у каждого чуть ли не десяток суперкомпьютеров на предприятии, а бумаг – несметное количество. И каждое ведомство как будто соревнуется с другим: подходит творчески, придумывая всевозможные инструкции, подзаконные акты. Исполнение законов превращается в квест. Шаг влево, шаг вправо – штраф!
Всё это ведёт к росту издержек в виде привлечения трудовых и технических ресурсов. За всё надо платить: сертификации, декларации, лабораторные обследования и экспертизы, лицензирование… Все эти затраты в конечном итоге ложатся на наши плечи.
В связи с этим у меня зреет вопрос: а нужны ли все эти законодательные трансформации? Зачем усложнять рабочие процессы? Ведь мы – люди труда, люди земли. К нашим предприятиям порой даже дорог нет, не говоря уже о стабильной мобильной связи и интернете. У нас нет возможности создавать департаменты и держать десятки офис-менеджеров для исполнения указов и распоряжений чиновников. К чему новшества в отрасли, которая, со слов нашего президента В.В. Путина, является локомотивом российской экономики? И зачем пытаться ему, локомотиву, устраивать ремонт на ходу, если он прекрасно тащит за собой нелёгкий груз – груз под названием «продовольственная безопасность России»!
Владимир Литвинов,
директор семеноводческого хозяйства ООО «Гелиос»,
Неклиновский р-н, Ростовская обл.