Беднеющие вместе

Министерство финансов решило не индексировать россиянам социальные выплаты. Объяснили просто: повысишь зарплату – вырастут цены. И люди станут ещё беднее, чем прежде... Расскажу в двух словах, что задумал Минфин.

Раньше пенсии, пособия по безработице, по рождению ребёнка и прочие выплаты росли вместе с инфляцией. Языком экономистов это называется «индексация», а на деле означает вот что: запас продуктов и услуг, которые можно приобрести на выделенные государством деньги, не должен меняться. Потому, если цены поползли вверх на 5%, государство увеличивает размер социальных выплат на те же самые 5%.

Так Россия и жила много лет, пока главный финансист страны Антон Силуанов не объявил, что индексация социальных пособий есть великое зло. 

У него, конечно, была причина так говорить. Денег Пенсионному фонду объективно не хватает, потому что работающих всё меньше и меньше, а нуждающихся – всё больше. В запасной Фонд национального благосостояния, откуда, по идее, ПФР мог бы черпать недостающие резервы, уже и без пенсионеров запустили лапу: более 600 миллиардов рублей взял Российский фонд прямых инвестиций, ещё 3 миллиарда (правда, уже долларов) одолжили Украине, ещё около 2 триллионов рублей попросила на свои нужды «Роснефть»... 

В общем, денег нет. Народу, конечно, этих подробностей рассказывать не стали. А то, что социальные пособия в 2016 году увеличатся лишь на 5,5% вместо прогнозируемых 12%, объяснили заботой о его, народа, благосостоянии.

Дескать, рынок в России сейчас достиг равновесного состояния: цены ползли-ползли вверх и дошли до предела, после которого народ просто откажется что-либо покупать. На языке экономистов это называется «потребительский потолок». Было бы у народа больше денег – продавцы бы продолжили переписывать ценники.
Но, к счастью, денег нет и не будет. Реальные доходы населения в этом году упали, в следующем зарплаты выйдут только «на нулевой рост».

Так вот. Если сейчас увеличить социальные выплаты, то пенсионеры, инвалиды, безработные и прочие нуждающиеся станут относительно богаче по сравнению с беднеющими работягами. А раз «покупательская способность» увеличится, цены снова начнут расти. И тогда бедные станут ещё беднее – включая тех, кому положены социальные выплаты.

В общем, чтобы всё было хорошо, люди должны беднеть одинаково, вместе, в едином порыве.

Пусть пенсионеры не обижаются. Вспомните, что чиновники начали с себя. Они себе не только ничего не индексировали, так ещё и сократили оклады на 10%. Чтобы психологически всем остальным россиянам было легче. Это как «Группа анонимных алкоголиков» или «Клуб худеющих вместе», маленький подвиг одного поддерживает стремления остальных. Очень, кстати, эффективный способ – завязывать, худеть... или беднеть. Аплодисменты господину Силуанову.

Единственное, что смущает, это топ-менеджеры госкорпораций. Они как-то выбились из общего строя. О доходах не отчитываются, зарплаты себе не урезают. И никак не проконтролируешь, беднеют ли они вместе с остальными!

Мы бы ещё могли потерпеть их баснословные зарплаты, если бы они тратили их за рубежом, разгоняя инфляцию где-нибудь в Европе, на горе нашим врагам. Но им, к несчастью, запретили въезд из-за санкций. Им просто ничего не остаётся, как подрывать стабильно стагнирующую экономику России.

Александра КОРЕНЕВА