В Молодежном театре зазвучала "Варшавская мелодия"

Трогательная и пронзительная, история двух влюбленных, в отношения которых бесцеремонно вмешивается государство, актуальна сегодня, как и 50 лет назад. Когда угасает надежда и утрачивается вера, отстается только любить.

Репертуар «Молодежного» я знаю если не наизусть, то очень хорошо. И вдруг на афише «Варшавская мелодия» лирическая драма. Честно, не мой любимый жанр. Но что-то буквально подтолкнуло меня, и вот я уже в зале на малой сцене, свет погас, и... Выдохнуть получилось только в конце.

Спектакль, конечно, про любовь. По одноименной пьесе Леонида Зорина. Действующих лиц всего двое: очаровательная в своей непосредственности студентка консерватории полячка Гелена и будущий винодел Виктор. Между молодыми людьми по случайности завязывается трогательный роман, перерастающий в огромное чувство, которое они сохранят на всю жизнь.

Банальный, на первый взгляд, сюжет поворачивается новыми гранями: отношения развиваются в послевоенное время и достигают своей кульминации именно тогда, когда выходит Указ «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами».Такая вот жестокая ирония.

Учиться можно бок о бок, знакомиться можно, дружить можно. Влюбляться нельзя.

В юношеском запале Виктор обещает «что-нибудь придумать», чтоб обойти указ, но только в сказках счастливый финал. А пьеса все-таки про жизнь. Пути героев расходятся, и следующая встреча случается только через 10 лет, уже в Варшаве. Виктор женат, Гелена замужем, и они не смеют преступить писанных и неписанных законов.

Еще одна встреча происходит снова спустя десятилетие. И снова в консерватории — жизнь удивительно цикличная штука. Гелена на сцене — сбылась мечта стать оперной певицей. Виктор навещает ее в гримерной. Оба вроде бы рады встрече, оба разведены, но оба жутко устали. «Всегда и всюду границы, границы… Границы времени, границы пространства, границы государств. Границы наших сил»... А закон тем временем отменили, и молодые люди уже женятся на иностранках...

Пьеса об обреченности любви. И все же удачно вплетены крохотные детали, отличающие ее от сотен таких же любовных драм. Рассказы Гелены о подружке-еврейке с «желтой звездой» на рукаве, о евреях, вывезенных в стогах сена через фашистские патрули, упоминания Виктора о своей службе. Незначительные штрихи, рисующие исторический фон и подчеркивающие характер героев. Второстепенные, но совсем не лишние. В постановке вообще нет ничего лишнего: ненужных элементов декораций, реквизита, песен, затянутых сцен. Всего ровно столько, сколько это необходимо.

Поэтому смотришь на одном дыхании. Переживаешь, до последнего, как и герои, надеешься, ждешь, улыбаешься, плачешь, грустишь от несправедливости происходящего. Но понимаешь: там, где обстоятельства оказываются сильнее тебя, нужно просто жить дальше. Только это и остается.

Виктория Сапунова